Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»
статья по логопедии

Бугаева Анна Александровна

Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya.docx660.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического

анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»

(консультация для родителей)

Подготовила учитель-логопед Бугаева Анна Александровна

г. Канаш - 2022

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать "Работу над ошибками"! Основной причиной ошибок является нарушение

фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове

расположены в определенной последовательности.

Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. По сути, они являются "Работой над ошибками", предотвращая их появление. Такую "Работу над ошибками" делать весело, а придя в школу, малыш напишет диктант без ошибок.

Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест

листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь

обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,

ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента

рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос)

– плач. В 7-11 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу

первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая

произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их. А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но, и своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в

отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении чтением и письмом.

Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха.

Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно

становление чистой речи. Но даже если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме.

Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов:

  1. узнавание неречевых звуков
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
  3. различение слов, близких по звуковому составу
  4. различение слогов
  5. различение звуков
  6. анализ звукового состава слова

Давайте же приступим к занятиям по развитию фонематического слуха у Вашего малыша!

  1. этап - узнавание неречевых звуков

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка

слышать звуки, уметь их сравнивать. Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы. Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Используйте следующие игры:

Игра "Солнце или дождик?"

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

  1. этап - различение высоты, силы, тембра голоса

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра "Далеко - близко"

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса

говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает  жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

  1. этап – различение слов, близких по звуковому составу

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем

самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой

стороной слова. Воспользуемся природной одаренностью к рифмованию слов каждого малыша.

Игра "Не ошибись"

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Бумага". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то

неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши".

Затем произносит: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

  1. этап - различение слогов

Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.

Игра "Кто как кричит?"

Взрослый выставляет картинки и говорит: "Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори".

Девочка заблудилась в лесу и кричит: "Ау!" Малыш плачет: "Уа!"

Филин сидит на суку: "ФУ- фу!"

Довольный поросенок лежит в луже: "Уф- уф!"

"Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори"

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

  1. этап - различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук - называется фонемой (отсюда и "фонематический слух").

Каждый помнит такую характеристику звука, как - согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков. Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у;

девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра "Прогулка на велосипедах".

Взрослый говорит: "Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (Дети имитируют) Слышите, воздух шипит:шшш…"

Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины — шшш…

  1. этап - анализ звукового состава слова

Термином "фонематический (звуковой) анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится сложной формы. Самым

сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей

дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет

навыками элементарного анализа звукового состава слова. Работа начинается с анализа гласных звуков.

  • Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: Назови первый звук в слове: Улей, аист, Ира, Оля.
  • Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Игра "Пропустим мы во двор слов особенных набор".

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуты к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх: "Во двор мы будем "пропускать" только слова с заданным звуком". Малыши открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Приступаем к анализу согласных звуков.

При этом должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук

отдельно (жук, лук, кот).

Игра "Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать". Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества. Как живо, весело и интересно проходят игры! Их

проведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение. Опыт, который приобретут Ваши дети, намного облегчит их вступление в школьную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Консультация для родителей "Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза"

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения детей в школе. В данной статье приводятся игры и упражнения н...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....