Консультация для родителей "Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Смелянская Наталия Юрьевна

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения детей в школе. В данной статье приводятся игры и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Консультация будет интересна не только педагогам, но и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_marina.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

АНАЛИЗА  И  СИНТЕЗА

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное  

                            восприятие, кинестетические ощущения.

    При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения-символы, например:

        - губы, растянутые в улыбку;

        - язык с опущенным вниз кончиком.  

     Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или  опущен)  осуществляется  в процессе сравнения звуков (например: звука С со звуком Т). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука С сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука С подкрепляется определенным положением руки.

2. Выделение звука на фоне слога

    Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук. после формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении. Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

3. Выделение звука на фоне слова

Определение наличия заданного звука в слове

1.  Поднять руку (флажок и т.д.) на заданный звук.

2.  Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется    

соответствующий звук.

3.  «Чудо-дерево»

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук

5. «Лото»

     Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречается заданный звук. Дается задание: найди картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения

заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо,

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако,

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного А, У).

5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного О, И).

6. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

8. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

9. «Лото»

    Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке. ……..

11. «Кто больше?»

    Детям предлагается сюжетная игра (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук ( в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. «Найди общий звук»

    Логопед называет слова и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится. …

13. «Логопедическое домино»

    Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т.д.

14. «Цепочка»

    Ведущий называет слова (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

15. «Подумай, не торопись»

    Детям предлагается:

  1. подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
  2. вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;
  3. подобрать слово, чтобы первый звук был К, а последний Т;
  4. ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

16. Определить местоположение звука в слове.

    Педагог называет слова, выделяя голосом звук С, и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

19. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

20. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

21. «Веселый поезд»

    Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых едут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором – в середине слова, в третьем – в конце.

22. Работа с карточками.

    Детям раздаются карточки, разделенные на три части (означающие местоположение звука в слове – в начале, середине и в конце), и фишка. По заданию педагога, называющего слова, дети перемещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

23. «Чудесный мешочек»

    Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

24. «Рыболовы»

    Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

25. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

26. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.

27. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове

  1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

  1.  «Живые звуки»

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся , и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук появился последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

  1. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.
  2. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствует предложенной схеме.
  3. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.
  4. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.
  5. «Угадай-ка!» = «Собери слово из звуков»

а) Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.

  1. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.
  2. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.
  3.  «Телевизор»

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные – синими.

  1.  Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить его схему.
  2.  «Пирамида»

Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех, и, наконец, - из трех.

  1.  «Новоселье»

Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц – новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.

  1.  Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.
  2.  Придумать слово с заданным количеством звуков.
  3.  Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой – четыре, в третий – пять.
  4.  «Молчанка»

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий , найдя соответствующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, показывая ее. Остальные дети на своих звуковых линейках проверяют правильность выполнения задания.

  1.  «Умные часы»

На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

  1.  Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
  2.  Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех, пяти).

Определение места звука по отношению к другим звукам

    При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

    В процессе  формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова немаловажное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также его произносительные особенности звукового ряда.

    …..

    При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

  1. Слоги структуры типа СГ (согласный – гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т.д.   
  2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т.д.
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сухо, сыро, коса, вата, оса, лиса, дыра и т.д.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т.д.
  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб и т.д.
  6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, гром, свой, сноп, брат, слух, слон, спор и т.д.
  7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т.д.
  8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, трава, скала, слоны, слово, дрова, стакан, крыло и т.д.
  9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, смуглый, правда, спутник, славный, клумба, кружка и т.д.
  10.  Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка и т.д.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Презентация на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние зазвлечения"

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия  приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов,...

Исследование фонематического восприятия анализа и синтеза

исследование фонематического восприятия анализа и синтеза...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

«Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»

Статья отражающая проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией...