«Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»
статья по логопедии (старшая группа)

Степанова  Светлана Вячеславовна

Статья отражающая проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Актуальность проблемы развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников со стёртой дизартрией»

Одним из ведущих нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются нарушения фонематической стороны речи, включающие в себя фонематическое восприятие и фонематический анализ и синтез.

Актуальность данной проблемы подтверждается стойкостью этих расстройств и отрицательному их влиянию на формирование других компонентов речи (таких, как языковой анализ и синтез, звукослоговая  структура слова, звукопроизношение).

Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий.

Дофонетическая стадия характеризуется полным отсутствием дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей.

На начальном этапе овладения восприятия звуков речи различаются акустически наиболее контрастные из них и не различаются близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики).

В дальнейшем дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Становится доступно различие между правильным и неправильным произношением. Однако правильно произнесенное слово еще узнается.

На следующей стадии в восприятии преобладают правильные образы звучания звуков речи. Ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны.

Завершение развития фонематического восприятия характеризуется тем, что ребенок слышит и говорит «правильно».

Затем наступает следующий этап в формировании фонематического восприятия: происходит осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит.

Достижение данного этапа –  необходимая предпосылка овладения фонематическим и далее звукобуквенным анализом.

В норме сенсорные и языковые эталоны фонем формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений получаемых в процессе артикуляции. Таким образом, фонематические представления –  результат межанализаторной  интеграции слуховых и кинестетических  образов.

Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического слуха может быть различна.

Можно выделить следующие уровни:

Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляционного аппарата или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие: важнейший механизм развития произношения.

К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап – дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2 этап – начальная стадия дифференциации фонем;

3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем;

4 этап – появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5 – этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного участия со стороны взрослого.

Процесс овладения правильным звуковым произношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы.

При стертой дизартрии нарушается межанализаторная функция слуховых и кинестетических образов. Неполноценные кинестетические образы при дефектном звукопроизношении патологически влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их.

Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стёртой дизартрией могут носить вторичный характер. Такого рода нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, прием степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию (на материале картинок), по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов.

У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиации, гиперкинез, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствует полноценному усвоению в процессе умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ и синтез в умственном плане.  Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

Нарушение четкости артикулирования в процессе речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию.

Исследуя состояние фонематического слуха у детей со стертой дизартрией, выявила, что у некоторых детей трудности возникают уже на первой ступени, т.е. при дифференциации неречевых звуков. Дифференциация неречевых звуков свидетельствует о состоянии слухового внимания и является предпосылкой формирования фонематического слуха.

При исследовании различия одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стёртой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отличаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С трудом выполняются задания по различению слов, близких по звуковому составу.

Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать заданный гласный из ряда других гласных звуков. Дифференцировать слоги с оппозиционными согласными дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у детей выявляются нарушения звуковой памяти.

Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Выявив у детей своей группы нарушения в состоянии фонематичесой стороны речи, я выделила следующие этапы коррекции.

I.Развитие фонетического восприятия

  1. Узнавание неречевых звуков (хлопки, стук, звучащие игрушки);
  2. Различение одинаковых звуков, звукосочетания слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса;
  3. Воспроизведение на слух слогов и словосочетаний;
  4. Различение слов-паронимов и слов, близких по звуковому составу (мак-бак, сук-лук, коза-коса).

II Формирование и развитие фонематического анализа и синтеза

  1. Выделение звука на фоне слова (хлопнуть в ладоши, топнуть, поднять руку, когда слышишь звук);
  2. Вычисление звука (назвать первый и/или последний звук);
  3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);
  4. Определение положения звука по отношению к другим звукам (определение звука до и после заданного звука);
  5. Определение последовательности звуков в слове (раздельное название звуков слова в порядке их следования);
  6. Определение порядка следования звука в слове (определить порядковый номер заданного звука в слове: первый, второй и т.д.);
  7. Определение количества звуков в слове;
  8. Составление слов из заданной последовательности звуков (из последовательного раздельно произнесенных звуков составить слово).

Весь материал по формированию и развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза подобран и распределен с учетом лексических тем в форме игр и игровых упражнений, то позволяет в более занимательной и доступной форме усваивать материал занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей с ОНР на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"

  Хорошая  речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможнос...

Презентация на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза по лексической теме "Зима. Зимние зазвлечения"

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия  приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов,...

Исследование фонематического восприятия анализа и синтеза

исследование фонематического восприятия анализа и синтеза...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Презентация по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза по теме "Зима. Зимние забавы" для детей с ОНР.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия  приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность  к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позв...