ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Федорова Зоя Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.

 Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА  ЗОЯ  ВЛАДИМИРОВНА,

учитель- логопед  МДОУ «Детский сад № 41» КГО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Тема: «Согласный звук [Н]. Анализ и синтез слова  «ОН» .

Цели : Согласный звук  [Н]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-познакомить детей со звуком Н;

-научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам.

-упражнять детей в делении слов на слоги; в определении места звука в слове;

-учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их.

Коррекционно-развивающие :

-развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей умение выслушивать вопросы логопеда до конца.

Оборудование:

схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; картинки, в названии которых присутствует звук Н; буква Н, наборы для составления слоговой схемы.

Используемые технологии: игровая технология, частично проблемно –поисковая технология.

Словарная работа: гласный звук, символ, артикуляция, «живой» звук, словосочетание, предложение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: Вспомните слова, которые заканчиваются на звук Н: сон, сын, тон, лен, клен, трон, апельсин, балкон, чемодан, воин, наган, слон, лимон, пингвин, банан, павлин.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Развитие общеречевых навыков ( ритмический рисунок) «Сидит дятел на суку».

Дятел дерево долбил, день-деньской кору дробил.

Сейчас мы с вами попробуем также хорошо отбивать ритм, как и дятел

(логопед предлагает детям сначала отхлопать, а затем оттопать ногой заданный ритм).

2.2.        Работа над развитием дыхания и голоса. Игра на воображаемой  губной гармошке: короткий звук «Н» —длинный звук «А».

Глубоко вдыхают и на выдохе протяжно произносят: «Н-а-а-а-а-а...*.

2.3. Сообщение темы занятия

Чем похожи эти слова? В этих словах слышится звук Н в конце.

Расскажите мне о звуке Н : согласный, произносится с преградой, носовой,  звонкий, твердый.

2.4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука Н с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.

Логопед: Губы растянуты в улыбке, кончик языка касается верхних передних зубов. Воздух не выходит свободно, он встречает преграду — язык и

зубы. Значит, звук Н — согласный. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.

Выставляется картинка для звукоподражания — кучер погоняет лошадку и произносит: «Н-н-н*. Дети прикладывают руку к горлышку — горлышко «дрожит».

Логопед: Горлышко «дрожит*, значит, звук Н — звонкий.

2.5 Связь звука и буквы.

Логопед знакомит детей с буквой Н и читает стихотворение:

Надо букву Н построить, палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали, вместе третью приподняли.

Т. Куликовская

2.6. Игра «Хлопай, не зевай». Развитие фонематического слуха

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана и просит хлопнуть в ладоши тогда, когда дети услышат правильное название предметов:

Баман — банан — банам — паман.

Милон — лиман — лимон — нимол.

Дивам — тиван — видан — диван.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Птички прыгают, летают

Дети прыгают, «летают»

Птички прыгают, поют, 

«поют»

Птички крошки собирают

«собирают»

Зернышки клюют

«клюют»

Перышки почистили

«чистят»

Клювики почистили, 

Клювики почистили,

Дальше полетели 

«Улетают»,

И на место сели. 

садятся.


2.7.        Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов ОН, АН, ИН.

Логопед произносит слоги и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.

Игра «Живые слоги».

Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами». Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом): Назовите получившийся слог. (Это слог АН.) Назовите, кто звук А? А кто звук Н?

Аналогично проводится звуковой анализ слога ИН (выходят другие дети).

2.8.        Закрепление звука в словах.

Выделение звука Н в словах: лимон, диван, клен и т.д. Дети дают подробный ответ. (В слове диван звук Н находится в конце слова.)

Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы и подробным объяснением своих действий. (В слове «диван» — два слога.)

2.9.Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. При этом логопед употребляет понятие «предложение». Для выполнения этого задания логопед может использовать сюжетные картинки.

3.         ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Кем были Семен, Ваня, Оля и Кира? (Живыми звуками.) С каким звуком вы познакомились? Какой это звук? На что похожа буква Н?

Оценка работы детей. Дети подсчитывают разноцветные фишки, которые они заработали за правильные ответы. Логопед выделяет детей, которые активно работали и советует остальным детям на следующем занятии больше стараться и проявлять инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи.  Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " НА "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико - грамматических категорий . Предлог " НА "...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков Б- П.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков  Б- П....