ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Федорова Зоя Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. 

Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " В "

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель- логопед  МДОУ «Детский сад № 41» КГО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Формирование грамматических категорий  языка

Тема: Предлог «В».

Цель: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «В».
Задачи:

Коррекционно- образовательные задачи:

1.  Воспринимать, выделять и употреблять предлог «В»  в словосочетаниях и предложениях.
3. Самостоятельное составление предложений с предлогом «В».
4. Работать над деформированной фразой.
Коррекционно- развивающие  задачи:

Развивать внимание, память и мышление.

Коррекционно- воспитательные  задачи:

Учить слушать ответы других детей, помогать деликатно  исправлять чужие ошибки.

Оборудование:

- маленький шарик на ниточке;
- предметы: банка, миска, ящик, лейка, бокал, бутылка;
- схема предлога «В»;
- картинки овощей и фруктов (муляжи);
- корзина и ящик;
- сумка, мешок, ведро, шкаф, тумбочка;
- игрушки: машина – гараж; кукла – коляска; кубики – коробка;
- мяч – сетка; формочки – ведро;
- панно, на котором расположены сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, музей, цирк;

Используемые технологии:  игровая  технология , проблемно- поисковая  технология,

ХОД ЗАНЯТИЯ :

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед показывает детям сумку.

Логопед: Придумайте, что у меня может лежать внутри сумки.

Дети называют разные предметы, отвечают полным предложением.

Дети: В сумке лежит хлеб. В сумке лежит банан…

Логопед: Эти предметы могут лежать в сумке. Но внутри сумки лежит телеграмма.

Логопед читает телеграмму «Скоро буду. Ждите. Приготовьте варенье».

Логопед: Как вы думаете, кто мог написать эту телеграмму?

Логопед включает магнитофон - маленький музыкальный отрывок из сказки «Малыш и Карлсон».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1  Игра: «Волшебный шарик»

1) Логопед: К нам в гости сегодня прилетел большой сластена. Он любит варенье и все сладкое: конфеты, вафли, ватрушки, плюшки. А на спине у этого гостя пропеллер. Кто это? (Карлсон.)

Логопед достает игрушку - Карлсон.

2) Логопед: Карлсон у нас такой шутник, он очень любит поиграть и пошалить. И вот он придумал игру - « волшебный шарик». Шарик этот на ниточке. Карлсон предлагает нам с этим шариком поиграть.

Посмотрите, что он делает с шариком?

Логопед достает из мешочка шарик на ниточке и по очереди опускает в банку, бутылку, ящик, миску, лейку и т.д.

Логопед опускает волшебный шарик в банку и спрашивает детей:

- Где шарик?

Дети: Шарик В банке.

Затем логопед опускает волшебный шарик в миску и спрашивает детей:

- Где шарик?

Дети: Шарик В миске.

Аналогично проделывается работа с другими предметами (лейка, бутылка, ящик).

Логопед после каждого ответа, выделяя голосом предлог «В», повторяет ответы детей.

3) Объяснение:«Если предмет находится внутри или в середине другого предмета, появляется маленькое слово-помощник «В».

Показать схему этого предлога.

2.2. Сообщение  Темы занятия.

Логопед: Сегодня на нашем занятии мы будем учиться употреблять это короткое слово «В».

2.3. Игра «Уберем игрушки»

Логопед: А сейчас мы будем учиться составлять предложения с маленьким словом «В».

Карлсон приготовил для вас сюрприз, но покажет его он только тогда, когда мы поможем ему убрать игрушки. Они с Малышом играли и все игрушки разбросали. Нужно положить каждую игрушку на свое место и сказать, куда вы положили игрушку.

Дети составляют предложения с маленьким словом «В».

- Что это? (Машина.)

- Куда мы поставим машину? (Машину ставим в гараж.)

- Что это? (Кубики.)

- Куда положим кубики? (Кубики положим в коробку.)

- Что это? (Кукла.)

- Куда посадим куклу? (Куклу посадим в коляску.)

- Что это? (Мяч.)

- Куда положим мяч? (Мяч положим в сетку.)

- Что это? (Формочки.)

- Куда положим формочки? (Формочки положим в ведро.)

Дети отвечают полным предложением.

Логопед напоминает, что в каждом предложении встречается маленькое слово «В».

2.4. Игра «Чудесная коробка»

Логопед: Вы помогли Карлсону, положили на места все игрушки. Он приготовил для вас сюрприз.

Логопед достает коробку.

- А что в этой коробке, вы узнаете, отгадав загадки:

1)Бурый, пушистый,  ест мед душистый. (Медведь.)

Логопед достает из коробки игрушку - медведя.

- Где лежал медведь? (Медведь лежал в коробке.)

2)У рыжей плутовки  тридцать три уловки.
Без них трудно прожить, трудно корм добыть. (Лиса.)

Логопед достает из коробки игрушку - лису.

- Где была лиса? (Лиса была в коробке.)

3)

Кто по елке ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?(Белка.)

Логопед достает из коробки игрушку - белку.

- Где находилась белка? (Белка лежала в коробке.)

4)Нет моей походки тише, и меня боятся мыши. (Кот.)

Логопед достает из коробки игрушку кота.

- Где лежал кот? (Кот лежал в коробке.)

5)Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь.)

Логопед достает из коробки игрушку мыши.

- Где была мышь? (Мышь лежала в коробке.)

6)Заворчал живой звонок, лег у двери поперек.
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)

Логопед достает из коробки игрушку - собаку.

- Где лежала собака? (Собака лежала в коробке.)

- Какие предметы (игрушки) были в коробке?

Дети по очереди: В коробке была лиса. В коробке был медведь и т.д.

2.5. Игра «Кто, где спит?»

На столе у логопеда стоят игрушки: медведь, лиса, кот, мышь, белка, собака.

Логопед: Где спит медведь?

- Где спит лиса?

Дети составляют предложения о каждой игрушке.

Дети: Кот спит в доме.

- Собака спит в конуре.

- Лиса спит в норе и т.д.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Мы поедим в лес, в лес, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Много встретим там чудес.
Спит медведь в своей берлоге, (Присесть.)
Видим мы лису в норе, (Руки ко лбу.)
Заяц прыгал вдоль опушки, (Попрыгать.)
Белка спряталась в дупле. (Закрыть ладошками лицо и присесть.)

2.6. Игра «Прятки»

Логопед: Карлсон любит играть в разные игры. И вот сейчас он хочет поиграть с вами в прятки. Карлсон будет прятаться, а вы его ищите.

Логопед прячет Карлсона и спрашивает:

- Где Карлсон?

Дети отыскивают его и говорят:

- Карлсон спрятался в шкафу. Карлсон залез в тумбочку. Карлсон залез в ведро. Карлсон спрятался в мешке и т.д.

2.7.. Игра «Помоги Карлсону»

Логопед: Карлсон хотел приготовить себе обед из овощей и фруктов, но не знает где, что лежит. Ему надо помочь. Положить овощи в ящик, а фрукты в корзину.

У детей на столах лежат картинки (муляжи) овощей и фруктов. Дети по очереди выходят и кладут картинки с овощами в ящик, а картинки с изображением фрукта - в корзину.

Отвечают полным предложением.

Дети: Я положу яблоко в корзину. Я положу помидор в ящик и т.д.

Логопед уточняет: Где лежат овощи? (Овощи лежат в ящике.)

- Где лежат фрукты? (Фрукты лежат в корзине.)

- Какое маленькое слово нам помогало? («В»)

Маленькое слово «В» появляется только тогда, когда предмет находится внутри другого предмета.

2.8. Игра «Найди слово»

Логопед: Карлсон любит сочинять. Сегодня он приготовил для вас стихи, в которых встречается маленькое слово-помощник «В».

Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в них маленькое слово «В».

1) В поле ветер вдруг поднялся,
Без шляпы Коля остался.    - Где вдруг поднялся ветер?

2)В лес пошли бобры, топоры у них остры.- Куда пошли бобры?

3)В гости вас ворона ждет, пироги для вас печет.- Куда пригласила вас ворона?

4)В бочке яблоко моченое, в печке яблоко печеное.

- Где яблоко моченое?- Где яблоко печеное?

5)В небе ясная луна, в море синяя волна.

- Где ясная луна?- Где синяя волна?

2.9. . Игра «Исправь ошибки Карлсона»

Логопед: Карлсон написал рассказ о Малыше. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибки.

Малыш пошел _ гости.
Он купил _ магазине конфеты и вафли.
Малыш сел _ автобус.
Мальчик вошел _ дом.
Карлсон его ждал _ квартире.

- Какое маленькое слово Карлсон пропустил в предложениях ? («В»)

2.10 . Игра «Путешествие»

У детей на столах сюжетные картинки: парк, сад, лес, зоопарк, театр, цирк, школа, детский сад, магазин.

Логопед: Карлсону пора прощаться с нами. У него еще много дел. Он должен улетать. И на прощание давайте мы ему подарим предложения с маленьким словом «В», которые вы составите по картинкам на ваших столах.

Дети отвечают полным предложением, выделяя предлог «В».

Дети: Дети идут в парк.

- Коля смотрит спектакль в театре.

- Яблоки растут в саду и т.д.

3.ИТОГ, ЗАНЯТИЯ, оценка деятельности детей, рефлексия.

Логопед: С каким словом-помощником мы сегодня с вами познакомились? («В»)

Что мы учились делать сегодня на занятии? (Выделяли и употребляли маленькое слово «В», составляли предложения…)

Оценивается деятельность детей.

Логопед: Карлсон с вами прощается, но на прощанье он вам дарит банку с вареньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

конспект занятия "Весеннее путешествие" Формирование лексико- грамматических категорий

Формирование лексико- грамматических категорий и связной речи у дошкольников с ОНР....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда.Развитие связной речи.  Составление описательного рассказа с опорой на план-схему "Зимующие птицы"...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико -грамматических категорий . Предлог " НА "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие лексико - грамматических категорий . Предлог " НА "...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Развитие связной речи "Машины специального назначения "...