Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Наталья Николаевна

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматические категории, цель, название логосказки, лексическая тема, литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда  

"Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Лексико – грамматическая категория

Цель

Название логосказки

Лексическая

тема

Литература

Существительное

Дать представление об имени существительном

Об имени существительном

Сборник сказок о правилах грамматики

Род имен существительных

Различать род имен существительных (мужской, женский, средний)

Различать род имен существительных (он, она, оно, они)

Сказка о роде имен существительных

Разноцветные домики

«Игрушки»

Сборник сказок о правилах грамматики

Журнал «Логопед». № 2, 2005

Существительные единственного и множественного числа

Различать существительные единственного и множественного числа

Гномы Один и Много

«Страна Гномия»

Именительный падеж множественного числа существительных

Упражнять в употреблении И.п. множественного числа существительных

Гном Забывалкин

«Страна Гномия»

Винительный, дательный падежи существительных

Упражнять в употреблении винительного и дательного падежей существительных

Капустный лист

«Домашние животные и птицы»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Родительный падеж множественного числа существительных

Упражнять в употреблении множественного числа существительных

Маша и медведь

«Овощи, фрукты»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Родительный падеж единственного числа существительных

Упражнять в образовании существительных в родительном падеже единственного числа без предлога.

Путешествие по сказкам

Журнал «Логопед», № 2, 2005

Дательный падеж существительных

Упражнять в употреблении дательного падежа существительных

Волшебный лес

«Дикие животные»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет)

Творительный падеж существительных

Упражнять в употреблении творительного падежа существительных

Шустрик и бабушка

Хлеб с росой

Как назвать зайца

«Дом. животные»

«Продукты питания»

«Животные и их детеныши»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Суффиксы

Дать представление о суффиксах

Сказка о суффиксах

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

Уменьшительно-ласкательные формы существительных

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование существительных при помощи суффиксов ик, ищ

Образование существительных при помощи суффиксов

Образование существительных при помощи суффиксов

Образование сущ-х при помощи уменьшит. и увеличительных суффиксов

Великан и карлик

Мишка-сластена

«Васька»,

«Шустрик и бабушка»

«Два брата»

«Самая красивая мама на свете»

«Лиса и цапля»

«Как козочка и волк разговаривали»

«Продукты питания», «Фрукты»

«Домашние животные»

«Птицы и птенцы»

«Животные и птицы»

«Дикие и домашние животные»

«Страна Гномия»

Журнал «Логопед», № 2, 2005

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Согласование существительных с числительными

Упражнять в согласовании существительных с числительными

«Как котенок считать учился»

«Домашние животные»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Согласование числительных с существительными

Упражнять в согласовании числительного с существительным

Упражнять в согласовании числительного с существительным в творительном падеже

«Про нос и про язык»

Гном Считалкин

«Сказка о гномике»

«Наше тело»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Согласование порядковых числительных с существительными

Упражнять в согласовании порядковых числительных с существительными

«Принцесса цифирь»

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Образование существительных

Упражнять в образовании существительных

«Вороненок и соловьенок»

«Под грибом»

«Гога и гуси»

«Птицы»

«Грибы»

«Домашние птицы»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Многозначные слова

Употребление многозначных слов - существительных

«Ярмарка слов»

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Сравнения

«Одуванчики»

«Цветы»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Прилагательные

Дать представление об имени прилагательном

Применять прилагательные, обозначающие цвет

Упражнять в употреблении прилагательных

«Об имени прилагательном»

«Желтая сказка»

«Сказка о солнышке и солнечном зайчике»

«Мальчик Ваня и Мудрый учитель»

«Три поросенка»

«Заюшкина избушка»

«Кот, петух и лиса»

«Лето»

«Лето»

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Журнал «Логопед», № 6,

 2005

Журнал дошкольное воспитание», № 5,

1998

Русские народные сказки

Подбор синонимического ряда прилагательных

Упражнять в подборе синонимического ряда прилагательных

«Мышиные прогулки»

Журнал «Дошкольное воспитание», № 8,

1998

Согласование прилагательных с существительными

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными

«Живой букет»

«Колокольчики»

«Ландыши»

«Весенняя песенка»

«Рыжий город»

«Четыре цвета»

«Собачка»

«Новый дом»

«Волшебный сундучок»

«Красавица, рыцарь и чудовище»

«Осень»

«Цветы»

«Цветы»

«Весна»

«Игрушки»

«Моя семья»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Согласование существительных с прилагательными

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными

Упражнять в образовании прилагательных от существительных

«Цветная сказка»

«Волшебная радуга»

«Пять веселых поросят»

«Лягушонок под зайчиком»

«Лето»

«Продукты питания»

«Деревья»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Относительные прилагательные

Упражнять в образовании относительных прилагательных

«Прогулка в зимний лес»

«Прогулка в лес»

«Деревья»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Журнал «Логопед», № 2, 2005

Притяжательные прилагательные

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных

«Вороненок и соловьенок»

«Чудо зверь»

«Где мой домик?»

 «Чьи хвосты»

«Птицы»

«Дикие животные»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Глаголы

Сформировать представление о глаголах

Учить подбирать глаголы

«Сказка о глаголе»

«Мышкины проделки»

«Ярмарка слов»

«Буратино открывает удивительный мир слов»

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Глаголы прошедшего времени

Использовать глаголы в прошедшем времени

«Мальчик Ваня и Мудрый учитель»

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Глаголы повелительного наклонения

Упражнять в употреблении глаголов повелительного наклонения

«Командир и солдат»

Глаголы – антонимы

Сформировать у детей представления о глаголах – антонимах

«Мальчик Наоборот»

«Семья»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет), 2001

Приставочные глаголы

Дать детям представления о приставках

Упражнять детей в употреблении приставочных глаголов

Использовать приставочные глаголы (в, с, вы, за, по, под, пере, от)

«О приставках»

«Гном Путанка»

«Приключение маленького автомобиля»

«Ну, погоди»

«Где мой домик»

«Почему птицы не все на юг улетают или отчего ворона вороной зовется»

«Транспорт»

«Дикие животные»

«Зимующие птицы»

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

«Страна Гномия»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 5-ти лет), 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Предлоги

Дать представление о предлогах: около, на

Дать представление о предлогах: из, за

Дать представление о предлогах: над, под

Дать представление о предлогах: по, через

Дать представление о предлогах: из-за, из-под

Дать представление о предлогах: между, от

«Гномы Около, На»

«Гномы Из, За»

«Гномы Над, Под»

«Гномы По, Через»

«Гномы Из-за, Из-под»

«Гномы Между, От »

«Страна Гномия»

«Страна Гномия»

«Страна Гномия»

«Страна Гномия»

«Страна Гномия»

«Страна Гномия»

Предлоги: на, с, к, по, в, от, под, из-под

Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, по, в, от, под, из-под

«Догонялка»

«Дикие животные»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Предлоги: на, с, к, над

Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, над

«Как найти дорожку»

«Деревья в лесу»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Предлоги: на, в, под

Упражнять в употреблении предлогов: на, в, под

«Дятел и тетерев»

«Птицы"

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Предлоги: на, в, под, с

Упражнять в употреблении предлогов: на, в, под, с

«Прогулка в зимний лес»

«Зима»

«Дикие животные»

«Деревья»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Предлоги: на, с, к, за, от, под, из-за, из-под

Упражнять в употреблении предлогов: на, с, к, за, от, под, из-за, из-под

«Сказка о солнышке и солнечном зайчике»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Предлоги с пространственным значением

Упражнять в использовании предлогов с пространственным значением

«Красная Шапочка»

«Профессии»

Журнал «Логопед», № 2,

2005

Предлоги: на, с, со, за, под, из-за, из-под

Упражнять в употреблении предлогов: на, с, со, за, под, из-за, из-под

«Котенок-проказник»

«Мебель»

Журнал «Логопед», № 2,

2005

Предлог: за

Упражнять в употреблении предлога: за

«Репка»

«Овощи»

Русская народная сказка

Предлоги: от, на

Упражнять в употреблении предлогов: от, на

«Колобок»

«Дикие животные»

Русская народная сказка

Предлог: в

Упражнять в употреблении предлога: в

«Теремок»

«Дикие животные»

Русская народная сказка

Предлоги: за, из-за

Упражнять в употреблении предлогов: за, из-за

«Сказка об одиноком волке»

«Дикие животные»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Предлог: над

Упражнять в употреблении предлога: над

«Гуси – лебеди»

«Птицы»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Предлоги с пространственным значением

Упражнять в использовании предлогов с пространственным значением

«Муха – чистюха»

«Насекомые»

«Речь и речевое общение»

А.К. Арушанова

Слово и звук

Знакомство со словом и звуком

«Гном Однослов (Словознайка)»

«Страна Гномия»

Слова короткие и длинные

Дать представление о коротких и длинных словах

Формирование слоговой структуры слова

«Гном Звукознайкин»

«Гном Торопун»

«Страна Гномия»

Построение предложения

Составлять предложения из слов

«Гном многослов»

«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

«Дикие животные»

«Страна Гномия»

«Речь и речевое общение»

А.К. Арушанова

Сложно-сочиненные предложения

Упражнять в построении сложно-сочиненного предложения с союзом «а»

«Кривое зеркало»

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Сложно-подчиненные предложения

Упражнять в построении сложно-подчиненного предложения

«Чего не достало белке?»

«Как цыпленок потерялся»

«Дикие животные»

«Домашние птицы»

«Речь и речевое общение»

А.К. Арушанова

Постановка вопросов: Кто это? Что это?

Упражнять детей в постановке вопросов

«Гном Вопрос»

«Страна Гномия»

Постановка вопросов: Где? Когда? Как?

Упражнять детей в постановке вопросов

«Гном Где, Когда, Как»

«Страна Гномия»

Постановка вопросов: Где? Куда? Откуда?

Упражнять детей в постановке вопросов

«Красная Шапочка»

«Профессии»

Журнал «Логопед», № 2,

2005

Постановка вопросов

Упражнять детей в постановке вопросов

«Сказочный зверь»

«Как цыпленок потерялся»

«Незнайкины игры»

«Я садовником родился»

«Встретил ежика бычок»

«Домашние птицы»

«Комнатные растения»

«Животные»

«Речь и речевое общение»

А.К. Арушанова

Однокоренные слова (сложные)

Дать представления о корнях

«Сказка о корнях»

«Складно – нескладно»

«Сорока и медведь»

«Погрустили»

«Пар и ход»

«Под грибом»

«Домик – ракушка»

«Проказы старухи зимы»

Сборник сказок о правилах грамматики (НГИУУ, 1994)

Родственные слова

Познакомить детей с понятием «родственные слова»

Упражнять детей в подборе родственных слов

«Сказка о родственных словах»  

«Где мой домик?»

«Зима»

«Дикие животные»

Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно» (детей 6-ти лет), 2001

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Родственные слова с суффиксами: ок, ищ, ист, ишк, очек

Упражнять детей в подборе родственных слов

«Сказка о цыпленке Цыпе»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Родственные слова

Упражнять детей в подборе родственных слов

«Самый, самый»

Журнал «Логопед», № 6,

2005

Словообразование

Упражнять детей в словообразовании

«Красавица»

«Шустрик в лесу»

«Чудесный ручеек»

«Как найти дорожку»

«Про посуду»

«Почему не все птицы на юг улетают»

«Пять веселых поросят»

«Самый, самый»

«Новенькая»

«Профессии»

«Дятел на дубе сидит»

«Мы эрудиты»

«Животные жарких стран»

«Дикие животные»

«Грибы»

«Деревья»

«Посуда»

«Зимующие птицы»

«Продукты питания»

«Домашние животные»

«Одежда»

«Профессии»

«Дикие животные»

«Деревья»,  «Грибы», «Цветы»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Журнал «Логопед», № 6,

2005

«Речь и речевое общение»

А.К. Арушанова

Многозначные слова

Закрепить представление о многозначных словах

Упражнять детей в употреблении многозначных слов

«Ярмарка слов»

«Буратино открывает удивительный мир слов»

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Синонимы, антонимы

Правильно подбирать слова – антонимы

Развивать чувство языка

«Как козочка и волк разговаривали»

«Погрустили»

«Кривое зеркало»

«Баба Яга»

«Длинный и короткий»

«Домашние и дикие животные»

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 1998

Г.А. Быстрова «Логосказки», 2001

Местоимения: Мой, Моя, Мои, Моё

«Сказка о Знайке и Незнайке»

«Прогулка в зимний лес»

«Жадный медвежонок»

«Спор животных»

«Домашние животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста сОНР

Задачи, этапы и ихсодержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста

Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека....

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возраста

Технология развития лексико-грамматических компонентов речи детей дошкольного возрастаСовременные информационные технологии – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. ...

Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....

Развитие лексико-грамматической компетенции у детей дошкольного возраста

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Развитие лексико-грамматического словаря у детей дошкольного возраста

Развитие лексико-грамматического словаря в норме и недоразвитиие лексико-грамматического словаря в речи детей. Игры для формироания словоря. Учебно-методические пособия...

План работы учителя-логопеда по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста...