Использование стимульного материала по развитию и формированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
статья по логопедии (старшая группа)
В данном материале содержатся рекомендации по примененеию стимульного материала в работе с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование стимульного материала в работе с детьми с ОНР. | 164.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование стимульного материала по развитию и форированию лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно и с отклонениями от нормы. Усваиваются лишь обиходные, часто встречающиеся в речи слова, среди которых к тому же почти полностью отсутствуют глаголы. Грубо искажается звуко-слоговая структура слов, а при повторении одного и того же слова ребёнок каждый раз произносит его по-разному (смотрите приведённый выше пример со словом «гуси»). Нередко наблюдаются перестановки звуков и слогов в словах (ВЕБРА вместо верба, ШАКА вместо каша). Взаимозаменяются близкие по значению слова (например, сумку ребенок называет чемоданом, чайник — самоваром, санки — лыжами и пр.), что в значительной мере также может быть объяснено бедностью его словарного запаса — у ребёнка просто нет более подходящих слов для обозначения названных выше предметов.
Грамматический строй речи усваивается с большим запозданием и с отклонениями от нормы. Ребенок не имеет возможности грамматически правильно оформить свою мысль — вместо этого у него получается простой набор почти не связанных между собою слов. Например, он говорит ДЕВОЧКА ВЕНИК вместо девочка подметает пол веником, НИГА ТЁЛЬ вместо книга лежит на столе. Как видно из этих примеров, глаголы чаще всего опускаются, а значимые слова употребляются без всяких окончаний, не увязываясь друг с другом. Опускаются или неправильно употребляются предлоги (СУП ТАРЕЛКИ вместо суп в тарелке), глагольные приставки (например, ребёнок не видит смыслового различия между словами ШЁЛ, УШЁЛ и ПРИШЁЛ, а значит и не выбирает наиболее подходящее из них при построении предложения). Всё это обусловливает аграмматичность речи детей с моторной алалией, то есть построение её без учёта законов грамматики, которых они как бы «не чувствуют».
При этом особенно важно отметить, что даже и после овладения фразовой речью аграмматизмы детей с алалией отличаются от возрастных аграмматизмов детей с нормальным ходом речевого развития. В частности, необычным образом искажаются падежные окончания имён существительных. Например, если нормально развивающийся ребёнок на ранних этапах овладения речью заменяет окончания внутри одного падежа (говорит ПОД КРОВАТЕЙ вместо под кроватью, аналогично с «ПОД ТУЧЕЙ»), то ребёнок с моторной алалией смешивает окончания разных падежей (ПОД КРОВАТИ вместо под кроватью — замена окончания творительного падежа окончанием родительного или дательного). Все отмеченные здесь трудности связаны с построением отдельных предложений. Вполне естественно, что ещё большую сложность для ребёнка с алалией представляет объединение нескольких предложений в связное высказывание.
Однако если положить перед таким ребёнком два изображения, на одном из которых изображён дом, а на другой — дома, то он не уловит никакой разницы в их названиях и в ответ на просьбу показать ДОМ совершенно спокойно может показать ДОМА. Это объясняется тем, что он в состоянии уловить лишь смысловое значение слова ДОМ, но что при этом ему недоступно понимание его грамматической формы (в данном случае — роли окончания, означающего множественное число).
Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-действенным. Характер наглядно-действенного мышления у дошкольников четко проявляется в демонстрации речи, его стремлении произвольно изменить слова.
Для решения задачи по формированию категории числа, ребенку можно предложить опорный стимульный материал, который поможет осознать разницу в звучании слов единственного и множественного числа разных частей речи русского языка.
На первом этапе работы предлагаем опорную картинку отображающее понятие «один – много», разъясняя ребенку обозначение: одна точка – один предмет (соотносим с картинкой одной звезды) и много точек – много предметов (соотносим с картинкой, где изображены звезды). В начале работы образование множественного числа ведется в именительном падеже, соотнося количество предметов с количеством точек на карточке: дом – дома, лес – леса, ветер – ветра;
ветка – ветки, сапог – сапоги, ключ – ключи;
слон – слоны, месяц –месяцы, топор – топоры;
лист – листья, кол – колья, поле – поля.
Важно, чтобы подбор слов осуществлялся в соответствии одного грамматического оформления. Необходимо сначала закрепить образование слов множественного числа с одним окончанием, например: А. Затем приступать к образованию слов с другими окончаниями. Так ребенок постепенно уясняет разный алгоритм образования множественного числа существительных.
Далее ребенку предлагаем более сложный вариант образования множественного числа, подключая согласование существительного с прилагательным. Для этого на помощь приходит другая опорная карточка, на которой цветок символизирует для понимания ребенка красивое и интересное слово (прилагательное). Теперь для дошкольника ставится задача изменить уже два слова: существительное + прилагательное. Например, ребенку предлагают картинку лисы. Он ее помещает около обозначения, где одна точка. Потом он перемещает картинку лисы к изображению цветка, подбирая слово о лисе (какая она) – рыжая. Затем двигаем ту же картинку к карточке множественного числа. Ответ должен быть таков: Лисы рыжие.
Далее предлагаем ребенку третий символ, обозначение слова-действия (глагола) в виде стрелок. На этом этапе ребенку предстоит изменить форму числа уже трех слов разных частей речи: существительного, прилагательного и глагола. В этой карточке немного меняется местоположение слов. Так как этого требует правильность структуры связного высказывания.
Ребенку объясняется значение стрелки: это любое действие, которое мы можем совершать. В данном случае это рыжая лиса. Что может делать лиса? – такой вопрос мы задаем ребенку (бежать, охотиться, рыть, ловить). Добиваемся полного ответа с опорой на карточку. Ответ: Рыжая лиса охотится.
Предлагаем карточку образования множественного числа. Ответ должен звучать так: Рыжие лисы охотятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
План по самообразованию " Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"
План по развитию речи...
Творческий отчет по самообразованию на тему:"Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста".
Отчет по развитию речи...
Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы ...
Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы».
Игра на развитие лексико – грамматического строя речи у детей дошкольного возраста « Раздели на группы»....