Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Калининская Марина Владимировна
Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc939 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В работе над коррекцией лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР мы применяем универсальные игры на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы

Метод наглядного моделирования используется нами на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. У этих детей обнаруживается затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании у ребёнка

парадигмы и их объединение в определённые синтаксические структуры.

Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования. Игры на основе наглядного моделирования можно использовать в рамках любой лексической темы.

1. Пиктограммы

Цели: 

  • развитие навыков словообразования у детей с ОНР
  • закрепление навыков образования родственных слов

1 вариант  «Дружная семейка»

Этот вариант используется для развития и закрепления у детей навыков словообразования в рамках лексических тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Животные жарких стран», «Животные Севера».

Содержание игры: На доску вывешивается пиктограмма, а дети получают картинки, например с дикими животными. Ребенок изменяет слово в соответствии с предложенной пиктограммой. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он лишь указывает нужную пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово самостоятельно.

        

IMG_0023

IMG_0019

Назови ласково

Назови маму

Назови папу

Назови детёныша

IMG_0019IMG_0019

Назови детёнышей

Назови морду

Назови хвост

Назови предмет огромным

«Волшебная дорожка» 

Цель: учить детей изменять слово по падежам с помощью вопросительного слова.

Содержание игры:

Условные обозначения падежей могут вывешиваться на доске, раскладываться на партах или ковре. Дети, получив картинки (по любой лексической теме), «шагают» по дорожке,  изменяя слова по падежам.

1 вариант: Взрослый активно помогает ребенку изменить слово, давая образец его изменения. Ребенок слушает и обязательно повторяет измененное слово: вместе со взрослым; сразу же после взрослого; через некоторое время после взрослого. Для улучшения ориентировки в игре одно слово называется два-три раза.

2 вариант: Ребенок задает вопросы, а взрослый, отвечая на них, намеренно допускает ошибку, которую должен заметить и исправить ребенок. Если он не замечает ее, взрослый исправляет сам

3 вариант Дети, получив картинки «шагают» по дорожке,  изменяя слова по падежам самостоятельно.

Данную игру можно использовать в рамках любой лексической темы.

?

002

003

004

005

006

Это кто?

Это что?

Кого здесь нет?

Чего здесь нет?

Иду к кому?

Иду к чему

Вижу кого?

Вижу что?

Доволен кем?

Доволен чем?

Думаю о ком?

Думаю о чем?

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется формированию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Используя наглядную модель, дети практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания; наглядные схемы  ориентируют детей на поиск слов «родственников»  в определенном лексико-семантическом поле. В рамках этого направления, мы используем следующие игры и упражнения:

3. «У меня – у гнома – у великана»

Цель: образование слов с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Содержание игры:

Логопед показывает фигурки на мнемосхеме и предлагает отправиться к ним в гости, взяв с собой подарки; для гнома маленькие, а для Великана огромные.

1 вариант: Ребенок берет картинку с изображением предмета, прикладывает ее по очереди к каждой карточке наглядной модели, образует уменьшительно-ласкательную форму слова («у Гнома») и увеличительную («у Великана»). Например: «У меня - помидор, Гному нужен помидорчик, Великану - помидорище»

2 вариант: К существительному добавляем одно-два качественных прилагательных. Например: «У меня спелый помидор, у Гнома — спеленький помидорчик, у Великана — спелый помидорище».

Данную игру можно использовать в рамках любой лексической темы.

Гномик

Великан

4. «Поварята»

Цель: расширять активный словарь относительными прилагательными, развивать умения образовывать относительные прилагательные.

Содержание игры:

Ребенок берет картинку с изображением предмета, прикладывает ее по очереди к каждой карточке наглядной модели и определяет что из чего сделано

 1 вариант: Взрослый называет предмет и из чего он сделан, а ребенок говорит, какой это предмет. Например: Взрослый. Сок из яблока - какой? Ребенок. Яблочный

2 вариант: Ребенок берет картинку с изображением предмета и, называя его, спрашивает у взрослого, из чего этот предмет сделан. Например:

Ребенок. Из чего сделан этот суп?

Взрослый. Из грибов.

Ребенок. Суп из грибов - грибной.

3 вариант: Ребенок берет картинку-предмет (яблоко) и образовывает прилагательные, прикладывая ее поочередно к каждой картинке созданной модели:

сок из яблока — яблочный;

повидло из яблока - яблочное;

пюре из яблока — яблочное

Данную игру можно использовать в рамках лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Продукты питания».

F:\КАРТИНКИ\posuda v kartinkax\сканирование0011.jpg

Сок какой?

Суп какой?

Запеканка какая?

Повидло(пюре) какое?

5. «Чей хвост, морда, лапы?»

Цель: расширять активный словарь притяжательными прилагательными, развивать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Содержание игры:

1 вариант: Ребенок, опираясь на модель и предметную картинку, образовывает притяжательное прилагательное от названия изображенного на ней предмета. Например: собака. Чей хвост? — Собачий. Чья лапа? - Собачья. Чье yxo? — Собачье.

2 вариант: Взрослый называет притяжательное прилагательное, а ребенок определяет, к какой картинке наглядной модели это название относится. Например: взрослый говорит: «Собачьи», ребенок показывает картинку и называет: «Уши»

Данную игру можно использовать в рамках лексических тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные севера», «Животные теплых стран».

6. «Составь предложение»

Цель: составление предложений по графической схеме

В основе данного пособия лежит методика Е.А. Ефименковой, адаптированная именно для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок за определённое количество занятий учится составлять предложение.

слово - предмет

слово-действие

слово-признак

Варианты игр:

 «Подбери слово» 

Цель: учить и упражнять детей подбирать слова-признаки и слова-предметы к предмету или объекту.

Содержание игры:

1 вариант: Взрослый показывает ребенку карточку с условными обозначениями различных частей речи: «слово-предмет» (существительное), «слово-действие» (глагол), «слово-признак» (прилагательное) или предлог. Ребенок подбирает и называет подходящее слово.

2 вариант: Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему нужный символ с обозначением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, предлогов.

3 вариант: используя символы, обозначающие слова – действия, слова – признаки, слова – предметы, подобрать как можно больше слов к какому-либо объекту.

Игра «Строим предложение»

Ребенок повторяет предложение за взрослым и с помощью условных обозначений «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак» и символов предлогов выкладывает его схему.

Игра: «Составляем предложение»

 Ребенок составляет предложение по предложенной схеме.

«Расскажи, где?» 

Цель: учить детей употреблять предлоги, определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве.

Содержание игры:

Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы или картинки (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой и рассказывают, где находится предмет.

Список использованной литературы

  1. Арушанова А. Формирование грамматического  строя речи дошкольников // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  3. Сапогова Е.Е.Развитие воображения дошкольника // Психолог в детском саду .- 1998 .- №2 – с.67-72.
  4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.,  «Использование  метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия».  2005 г. №1
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сло...

Слайд - презентация по теме «Использование метода моделирования при формировании естественнонаучных представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».

Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов и  систем путём построения и изучения их моделей, наглядно-практический метод обучения....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

Наглядный материал для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Представленн красочный материал для формирования лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста по основным категориям: насекомые, дикие и домашние животные, одежда, ...