Главные вкладки

    «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Пономарёва Наталья Львовна

    Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушено формирование звуковой (фонетики) и смысловой (лексики и грамматики) сторон речевой системы. 

    Дети с общим недоразвитием речи это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

    Так как у детей отмечается позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе и т. д. в целом это проявляется в том, что нарушения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР являются ведущим дефектом.

     Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а в дальнейшем затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

    В процессе работы, нами выявлены следующие особенности лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР: расхождение объема активного и пассивного словарь; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, отмечаются аграмматизмы, пропуск членов предложения в предложении, неправильный порядок слов, отсутствие сложноподчиненных конструкций и т.д.

    В зависимости от результатов обследования выстраивается коррекционная работа по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи с каждым ребенком.

    В своей практической деятельности работа над формированием лексико – грамматического строя речи нами осуществляется по следующим направлениям:

    • Уточнение лексического и грамматического значения слова;

    • Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;

    • Формирование парадигмы словоизменения и словообразования;

    • Развитие языкового анализа и синтеза.

    При коррекционной работе должна быть подвергнута вся система речи; при этом внимание логопеда ни в коем случае не должно быть сосредоточено исключительно на преодолении отдельных дефектов, поскольку, все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следственной зависимости и подвижно взаимодействуют.

    В связи с необходимостью преодолеть недоразвитие лексической и грамматической сторон речи нами выдвигаются две задачи. Первая задача состоит в уточнении значений имеющихся у детей слов и дальнейшем обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Вторая задача заключается в уточнении и дальнейшем совершенствовании грамматического оформления речи, что достигается главным образом в результате овладения различного рода словосочетаниями, связью слов в предложении: согласованием, управлением, служебными словами и усвоением моделей предложений различных синтаксических конструкций. Первостепенное значение и на данном этапе придается работе по упорядочению и расширению морфологических и синтаксических обобщений.

    По нашему мнению, эффективность работы во многом зависит от четкой организации деятельности, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и педагога. Нами так же учитывается, что усвоение и восприятие предполагаемого материала более эффективно при малогрупповом методе обучения, и это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом их речевых и психологических особенностей.

    Мы считаем, что в результате такой организации логопедической деятельности достигается многоплановый коррекционный эффект: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование лексико-грамматических конструкций. При разработке деятельности необходимо учитывать ряд общедидактических принципов: доступность и посильность обучения, сознательность и активность детей в процессе обучения, систематичность и последовательность. На основе этих принципов строится вся система логопедического воздействия.

    Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций. В своей практической деятельности мы стремимся, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.

    Использование перечисленных приемов и средств довольно эффективно в работе с детьми с ОНР. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов, эмоционально - волевых качеств, значительное улучшение звуковой и смысловой стороны речи. Положительные результаты обучения у детей свидетельствуют об эффективности используемых приемов, что позволяет использовать их для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.odt24.96 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

    Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на сегодняшний день являются основным  контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений. Общее недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, при котором нарушено формирование   звуковой (фонетики) и смысловой (лексики и грамматики) сторон речевой системы.   

    Дети с общим недоразвитием речи это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.   Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

    Так как у детей отмечается позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе и т. д. в целом это  проявляется в том, что нарушения лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР являются ведущим дефектом.

     Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, а в дальнейшем затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.  

    В процессе работы, нами выявлены следующие особенности  лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР: расхождение объема активного и пассивного словарь; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, отмечаются аграмматизмы, пропуск членов предложения в предложении, неправильный порядок слов, отсутствие сложноподчиненных конструкций и т.д.

    В зависимости от результатов обследования выстраивается коррекционная работа по преодолению нарушений лексико-грамматического строя речи с каждым ребенком.

    В своей практической деятельности работа над формированием лексико – грамматического строя речи нами осуществляется по следующим направлениям:

    • Уточнение лексического и грамматического значения слова;
    • Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
    • Формирование парадигмы словоизменения и словообразования;
    • Развитие языкового анализа и синтеза.

    При коррекционной работе должна быть подвергнута вся система речи; при этом внимание логопеда ни в коем случае не должно быть сосредоточено исключительно на преодолении отдельных дефектов, поскольку, все составные элементы языковой структуры находятся в причинно-следственной зависимости и подвижно взаимодействуют.

    В связи с необходимостью преодолеть недоразвитие лексической и грамматической сторон речи нами выдвигаются две задачи. Первая задача состоит в уточнении значений имеющихся у детей слов и дальнейшем обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Вторая задача заключается в уточнении и дальнейшем совершенствовании грамматического оформления речи, что достигается главным образом в результате овладения различного рода словосочетаниями, связью слов в предложении: согласованием, управлением, служебными словами и усвоением моделей предложений различных синтаксических конструкций. Первостепенное значение и на данном этапе придается работе по упорядочению и расширению морфологических и синтаксических обобщений.

    По нашему мнению, эффективность работы во многом зависит от четкой организации деятельности, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и педагога. Нами так же  учитывается, что усвоение и восприятие предполагаемого материала более эффективно при малогрупповом методе обучения, и это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом их речевых и психологических особенностей.

    Мы считаем, что в результате такой организации логопедической деятельности достигается многоплановый коррекционный эффект: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование лексико-грамматических конструкций. При разработке деятельности необходимо учитывать ряд общедидактических принципов: доступность и посильность обучения, сознательность и активность детей в процессе обучения, систематичность и последовательность. На основе этих принципов строится вся система логопедического воздействия.

    Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций. В своей практической деятельности мы стремимся, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.

    Использование перечисленных приемов и средств довольно эффективно в работе с детьми с ОНР. У них отмечается положительная динамика развития психических процессов, эмоционально - волевых качеств, значительное улучшение звуковой и смысловой стороны речи. Положительные результаты обучения у детей свидетельствуют об эффективности используемых приемов, что позволяет использовать их для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

    Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

    Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

    Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...

    Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»

    Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...

    Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы ...

    Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры и упражнения направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....