Главные вкладки

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Дудкина Ольга Владимировна

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

    детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

    образования Выселковский район  

    План-конспект

    коррекционно-образовательной деятельности

    по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

    по теме: «Звук и буква Б»

     Подготовила: учитель-логопед

    Дудкина О.В.

    Выселки, 2015 г.

    Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

    Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуке /Б/ и знакомство с буквой Б.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи: 

    - учить детей давать характеристику звука «Б»;

    - познакомить детей с графическим образом буквы;

    - формировать навык слитного чтения;

    - готовить руку к письму, формировать графические навыки;

    - учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

    - учить записывать графическую схему звукового состава слова и предложения.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - автоматизировать звук /Б/ в слогах, словах и предложениях;

    - развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового

      анализа и синтеза слов;

    - развивать общую моторику, координацию движений;

    - развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой

      деятельности;

    - воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.

    Оборудование:         

    - предметные картинки;

    - картинки со звуком /Б/ в начале и середине слова;

    - рабочие тетради, карандаши;

    - наборы для составления схем;

    - карточки для чтения;

    - буквы;

    - мяч.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята, будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а вы должны их пропеть. (звукоряды: АУИ, ИУА, ИАУ)

    - Молодцы, занимайте свои места. 

    II. Введение в тему

    1. Развитие произношения и обучение грамоте

    - Послушайте внимательно слова, какой звук встречается в начале этих

     слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно, звук /Б/). Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком /Б/ и научимся его четко произносить.

    1. Характеристика звука /Б/ по артикуляционным и акустическим признакам

    - Давайте вместе произнесем звук /Б/.

    - Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются

      мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

    - Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

    - Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

    - Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук /Б/ звонкий.

    - Звук /Б/ - согласный, твердый, звонкий, обозначается фишкой синего цвета и

      живёт в синем домике.

    1. Развитие фонематического слуха

    - Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук /Б/, хлопните в ладоши:

     Ба,  ха,  па,  бы,  ты,  мы,  бо,  по,  но,  бу,  ту,   пу…. 

    1. Произнесение звука /Б/ в словах

    Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук /Б/ (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот и т. д.).

    Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звук /Б/, и просит их обозначить место звука /Б/ в слове: в начале или середине на схематической полоске слова.

    - Возьмите полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук /Б/, на полоске соответствующей фишкой. 

    1. Физкультминутка «Под веселые напевы»

    Под веселые напевы

    Повернемся вправо, влево.

    Руки вверх! Руки вниз!

    Вверх! И снова наклонись!

    1. Произношение звука /Б/ в связной речи

    - Повторяйте за мной чистоговорки:

    Ба – ба – ба – на избе была труба.

    Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

    1.  Обучение элементам грамоты

    - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».  Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).

                                            Буква Б – просыпается рано.

                                            Буква Б – бочонок с краном.                                   

    - Построим из пальцев букву «Б».

                                         

                                          Указательный с большим

                                          Мы в кольцо соединим

                                          Остальные мы дугой

                                          Над кольцом объединим.

    - На доске закреплены буквы из магнитной азбуки: «Б» и буквы, графически похожие: «В», «Ф», «Р». Каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

    - Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

    1.  Слитное чтение слогов с буквой «Б».

    - Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать. (дети читают слоги) 

    1.  Звуковой анализ слова БЫК

    А сейчас запишем слово БЫК в тетради и составим схему. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

    - Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

    - Назовите первый звук (/Б/). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

    - Назовите второй звук (/Ы/). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

    - Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

    - Сколько всего звуков в этом слове?

    - Сколько согласных?

    - Сколько гласных? 

    1.  Игра «Преврати слово»

    Выкладывание слов: бык - бок – бак – бук. (Работа у доски)

    - Перед вами на доске выложено слово БЫК.  Измените в этом слове звук /Ы/ на звук /О/, какое слово получиться. Измените букву в слове.

    -  Измените в слове БОК звук /О/ на звук /А/, какое слово получиться. Измените букву в слове.

    - Измените в слове БАК звук /А/ на звук /У/, какое слово получиться. Измените букву в слове. Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только букву, мы меняем смысл слова. 

    1.  Работа с деформированной фразой.

    Анализ предложений, графическая запись схемы в тетради.

    - Послушайте слова и составьте из них предложение: «Собака, зашла, в, будка».

    - Давайте запишем в тетради предложение «Собака зашла в будку» в виде схемы.

    - Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова). Обозначьте данные слова

      графически.

    - Назовите первое слово в предложении.

    - Назовите второе слово в предложении.

    - Назовите третье слово в предложении.

    - Назовите четвёртое слово в предложении.  

    Обратите внимание на то, что слова в предложении следуют друг за другом.

    III. Итог занятия, оценка работы детей

    - Вы справились со всеми заданиями. Молодцы.

    - Скажите, с каким звуком мы познакомились? (со звуком /Б/)

    - Что вы можете рассказать о букве «Б»?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

    В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

    Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

    Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

    План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

    ​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме  "Звуки П, П* и буква П"...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...