План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

образования Выселковский район  

План-конспект

коррекционно-образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

по теме: «Звук и буква Б»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2015 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления знаний детей о звуке /Б/ и знакомство с буквой Б.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- учить детей давать характеристику звука «Б»;

- познакомить детей с графическим образом буквы;

- формировать навык слитного чтения;

- готовить руку к письму, формировать графические навыки;

- учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;

- учить записывать графическую схему звукового состава слова и предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

- автоматизировать звук /Б/ в слогах, словах и предложениях;

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового

  анализа и синтеза слов;

- развивать общую моторику, координацию движений;

- развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой

  деятельности;

- воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.

Оборудование:         

- предметные картинки;

- картинки со звуком /Б/ в начале и середине слова;

- рабочие тетради, карандаши;

- наборы для составления схем;

- карточки для чтения;

- буквы;

- мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а вы должны их пропеть. (звукоряды: АУИ, ИУА, ИАУ)

- Молодцы, занимайте свои места. 

II. Введение в тему

  1. Развитие произношения и обучение грамоте

- Послушайте внимательно слова, какой звук встречается в начале этих

 слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно, звук /Б/). Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком /Б/ и научимся его четко произносить.

  1. Характеристика звука /Б/ по артикуляционным и акустическим признакам

- Давайте вместе произнесем звук /Б/.

- Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются

  мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)

- Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)

- Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)

- Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук /Б/ звонкий.

- Звук /Б/ - согласный, твердый, звонкий, обозначается фишкой синего цвета и

  живёт в синем домике.

  1. Развитие фонематического слуха

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук /Б/, хлопните в ладоши:

 Ба,  ха,  па,  бы,  ты,  мы,  бо,  по,  но,  бу,  ту,   пу…. 

  1. Произнесение звука /Б/ в словах

Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Посмотрите на них, если вам не понятно, что нарисовано на картинках, то я вам объясню. Вам будет нужно назвать только те картинки, в которых есть звук /Б/ (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот и т. д.).

Логопед раздает детям картинки, в названии которых есть звук /Б/, и просит их обозначить место звука /Б/ в слове: в начале или середине на схематической полоске слова.

- Возьмите полоски. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук /Б/, на полоске соответствующей фишкой. 

  1. Физкультминутка «Под веселые напевы»

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

  1. Произношение звука /Б/ в связной речи

- Повторяйте за мной чистоговорки:

Ба – ба – ба – на избе была труба.

Бу – бу – бу – побелили мы трубу.

  1.  Обучение элементам грамоты

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква «Б».  Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).

                                        Буква Б – просыпается рано.

                                        Буква Б – бочонок с краном.                                   

- Построим из пальцев букву «Б».

                                     

                                      Указательный с большим

                                      Мы в кольцо соединим

                                      Остальные мы дугой

                                      Над кольцом объединим.

- На доске закреплены буквы из магнитной азбуки: «Б» и буквы, графически похожие: «В», «Ф», «Р». Каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.                                  

  1.  Слитное чтение слогов с буквой «Б».

- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать. (дети читают слоги) 

  1.  Звуковой анализ слова БЫК

А сейчас запишем слово БЫК в тетради и составим схему. (Один ребенок работает у доски. Остальные в тетрадях. )

- Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Запишем буквы в тетради.

- Назовите первый звук (/Б/). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите второй звук (/Ы/). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

- Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Обозначьте звук под буквой.

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных? 

  1.  Игра «Преврати слово»

Выкладывание слов: бык - бок – бак – бук. (Работа у доски)

- Перед вами на доске выложено слово БЫК.  Измените в этом слове звук /Ы/ на звук /О/, какое слово получиться. Измените букву в слове.

-  Измените в слове БОК звук /О/ на звук /А/, какое слово получиться. Измените букву в слове.

- Измените в слове БАК звук /А/ на звук /У/, какое слово получиться. Измените букву в слове. Посмотрите ребята, изменяя в слове одну только букву, мы меняем смысл слова. 

  1.  Работа с деформированной фразой.

Анализ предложений, графическая запись схемы в тетради.

- Послушайте слова и составьте из них предложение: «Собака, зашла, в, будка».

- Давайте запишем в тетради предложение «Собака зашла в будку» в виде схемы.

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова). Обозначьте данные слова

  графически.

- Назовите первое слово в предложении.

- Назовите второе слово в предложении.

- Назовите третье слово в предложении.

- Назовите четвёртое слово в предложении.  

Обратите внимание на то, что слова в предложении следуют друг за другом.

III. Итог занятия, оценка работы детей

- Вы справились со всеми заданиями. Молодцы.

- Скажите, с каким звуком мы познакомились? (со звуком /Б/)

- Что вы можете рассказать о букве «Б»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме  "Звуки П, П* и буква П"...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...

НОД по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Звук и буква Х"

Цель данной непрерывной образовательной деятельности - продолжать знакомить детей с согласными звуками на материале звука и буквы Х....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...