Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания о механизме образования звук [П], [П᾽]и его акустических особенностях;
- Закрепить навык четкого, правильного произношения звука [П], [П᾽]в слогах, словах, предложениях;
- Закрепить связь звуков [П], [П᾽] с буквой П.
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление умения давать характеристику звукам, уточнение артикуляционного образа звука и развитие кинетического праксиса.
- Развивать фонематический слух и восприятие;
- Совершенствовать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
- Развивать речевое дыхание;
- Обогащать и актуализировать словарь.
Коррекционно-воспитательные:
Развитие умения подчиняться определённым правилам, способности принимать самостоятельные решения. Создать ситуацию успеха, повышать активность, сознательность и интерес к логопедическим занятиям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметные картинки: пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья),
Тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Отгадывание загадок.
Птичка в клеточке сидит И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй, Разболтает ... (ПОПУГАЙ).
Он мешок под клювом носит,
Рыбу схватит - туда бросит.
Эта птица великан,
А зовётся ...(ПЕЛИКАН).
2. Ситуативная беседа.
Выставить картинки. Как можно одним словом назвать попугая и пеликана? - Птицы.
Логопед:
Попугай – какой первый звук в этом слове? - П.
Пеликан – какой первый звук в этом слове? - Пь.
Правильно, сегодня мы будем сравнивать и учиться различать звуки П-Пь и выучим букву П.
3. Пальчиковая гимнастика.
Давайте вспомним пальчиковую игру про птиц.
Стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
Это — зяблик,
Это — стриж.
Это — развеселый стриж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички — по домам!!!
4. Артикуляционная гимнастика.
- лопаточка
- чашечка
- грибок
- вкусное варенье
- лошадка
- качели и др.
5. Игра «4 лишний».
На доске: Паук, синица, воробей, снегирь.
- Кто лишний? - Паук
- Почему? - Паук — насекомое, остальные — птицы.
Паук – какой первый звук в этом слове? – [П]
Какой звук [П]? – Согласный, губной, глухой, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).
На доске: петух, корова, свинья, лошадь.
- Кто лишний? - ПЕТУХ.
- Почему? – Петух – домашняя птица, остальные – домашние звери.
Ситуативная беседа.
Петух – какой первый звук? – [П᾽]
Какой звук [П᾽]? - Согласный, губной, глухой, мягкий (материал не новый, дети сами характеризуют звук).
- В чем сходство и отличия звуков П и Пь? – Оба согласные, губные, глухие, Звук П – твердый, а звук Пь – мягкий.
6. Игра «Поймай звук».
Мальчики топают, если слышат твердый звук П, девочки – хлопают, если слышат мягкий звук Пь, все молчат – если П-Пь не слышат.
А) из ряда звуков: А, П, У, Т, К, П, И, Пь, К, А, П, Б, Бь, Пь и т.д.
Б) из ряда слогов: ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЮ, ПУ, ПИ, ПЫ, АП, АПЬ, ОП, ОПЬ, УПЬ, УП и др.
В) из ряда слов: пыль, пять, пятка, пот, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход и др
7. Игра «Попугай».
Логопед: Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.
АП-ОП-УП-ЫП
ПА-ПО-ПУ-ПЫ
ИП- ЕП- ЮП- ЯП
ПИ-ПЕ-ПЮ-ПЯ
А теперь попугаи будут говорить все наоборот – я говорю твердо, а попугайчики – должны говорить мягко .
Па-па-па - (пя-пя-пя)
По-по-по - (пё-пё-пё)
Пу-пу-пу - (пю-пю-пю)
Ап- ап-ап - (апь-апь-апь)
Оп-оп-оп (опь-опь-опь)
Уп-уп-уп – (упь-упь-упь)
Топ-топ-топ – (топь-топь-топь)
8. Физкультминутка.
Ранним-рано поутру
Пастушок «ту-ру-ру-ру»
А коровки в лад ему
Затянули «Му-му-му».
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молоком.
- Какие слова со звуком П встретились нам в этом стихотворении? -Поле, погуляй, напоишь, поутру, пастушок, ступай.
9. Игра «Подари картинки Полине и Пете».
Сначала называем куклы – мальчика и девочку со звуком [П], и Пь.
Полине дарим картинку с твердым звуком П, Пете – с мягким звуком Пь.
См. предметные картинки в оборудовании.
10. Знакомство с буквой П:
рассматривание буквы, написание ее в воздухе, выкладывание из спичек, счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке. Печатание буквы П в тетради или на листочках (смотри приложение 2)
Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.
- Почему буква П похожа на ворота, на пень?
- Буква П обозначает у нас 2 звука П и Пь.
11. Звуковой анализ обратных слогов АП, ИП, ПИ
А) – какой первый звук?
Б) – какой последний звук?
В) сколько всего звуков?
Г) выложите из квадратов?
Д) выложите буквами поверх квадратов?
12. Итог занятия.
- с какой буквой познакомились?
- какие звуки эта буква обозначает?
- дайте характеристику звуку П, звуку Пь, чем они похожи, чем отличаются?
- какие еще согласные звуки вы помните?
13. Рефлексия
«Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем занятии. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и различать звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе картинок к схе...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...