Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков; чтение предложений из 2-х слов, анализ предложений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • Закрепить знания о механизме образования звук [П], [П᾽]и его акустических особенностях;
  • Закрепить навык четкого, правильного произношения звука [П], [П᾽]в слогах, словах, предложениях;
  • Закрепить связь звуков [П], [П᾽] с буквой П.

Коррекционно-развивающие:

  • Закрепление умения давать характеристику звукам, уточнение артикуляционного образа звука и развитие кинетического праксиса.
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Совершенствовать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
  • Развивать речевое дыхание;
  • Обогащать и актуализировать словарь.

Коррекционно-воспитательные:

Развитие умения подчиняться определённым правилам, способности принимать самостоятельные решения. Создать ситуацию успеха, повышать активность, сознательность и интерес к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Предметные картинки: пион, бант, батон, буквы, павлин, панама, бумага, пеликан, петух, будильник, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, паутина, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья),

Тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход НОД:

1. Организационный момент.  Отгадывание загадок.

Птичка в клеточке сидит И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,  Разболтает ...
(ПОПУГАЙ).

Он мешок  под клювом носит,
Рыбу схватит - туда бросит.
Эта птица великан,
А зовётся
...(ПЕЛИКАН).

2. Ситуативная беседа.

Выставить картинки. Как можно одним словом назвать попугая и пеликана?  - Птицы.

Логопед:

Попугай – какой первый звук в этом слове?  - П.

Пеликан – какой первый звук в этом слове?  - Пь.

Правильно, сегодня мы будем сравнивать и учиться различать звуки П-Пь и выучим букву П.

3. Пальчиковая гимнастика.

Давайте вспомним пальчиковую игру про птиц.

Стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Это — зяблик,

Это — стриж.

Это — развеселый стриж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички — по домам!!!

4. Артикуляционная гимнастика.

- лопаточка

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели и др.

5. Игра «4 лишний».

На доске: Паук, синица, воробей, снегирь.

- Кто лишний?  - Паук

- Почему? -  Паук — насекомое, остальные — птицы.

Паук – какой первый звук в этом слове? [П]

Какой звук [П]? – Согласный, губной, глухой, твердый (материал не новый – дети должны сами давать характеристику, при необходимости еще раз обсудить артикуляцию).

На доске: петух, корова, свинья, лошадь.

- Кто лишний?  - ПЕТУХ.

- Почему? – Петух – домашняя птица, остальные – домашние звери.

Ситуативная беседа.

Петух – какой первый звук? [П᾽]

Какой звук [П᾽]?  - Согласный, губной, глухой, мягкий (материал не новый, дети сами характеризуют звук).

- В чем сходство и отличия звуков П и Пь? – Оба согласные, губные, глухие, Звук П – твердый, а звук Пь – мягкий.

6. Игра «Поймай  звук».

Мальчики топают, если слышат твердый звук П, девочки – хлопают, если слышат мягкий звук Пь, все молчат – если П-Пь не слышат.

А) из ряда звуков: А, П, У, Т, К, П, И, Пь, К, А, П, Б, Бь, Пь   и т.д.

Б) из ряда слогов: ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЮ, ПУ, ПИ, ПЫ, АП, АПЬ, ОП, ОПЬ, УПЬ, УП и др.

В) из ряда слов: пыль, пять, пятка, пот, петь, пить, парта, паук, петух, письмо, пароход и др

7. Игра «Попугай».

Логопед: Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.

АП-ОП-УП-ЫП

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

ИП- ЕП- ЮП- ЯП

ПИ-ПЕ-ПЮ-ПЯ

А теперь попугаи будут говорить все наоборот – я говорю твердо, а попугайчики – должны говорить мягко .

Па-па-па -  (пя-пя-пя)

По-по-по  - (пё-пё-пё)

Пу-пу-пу  - (пю-пю-пю)

Ап- ап-ап -  (апь-апь-апь)

Оп-оп-оп (опь-опь-опь)

Уп-уп-уп – (упь-упь-упь)

Топ-топ-топ – (топь-топь-топь)

8. Физкультминутка.

Ранним-рано поутру

Пастушок «ту-ру-ру-ру»

А коровки в лад ему

Затянули «Му-му-му».

Ты, буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молоком.

- Какие слова со звуком П  встретились нам в этом стихотворении?  -Поле, погуляй, напоишь, поутру, пастушок, ступай.

9. Игра «Подари картинки Полине и Пете».

Сначала называем куклы – мальчика и девочку со звуком [П],  и Пь.

Полине дарим картинку с твердым звуком П, Пете – с мягким звуком Пь.

См. предметные картинки в оборудовании.

10. Знакомство с буквой П:

рассматривание буквы, написание ее в воздухе, выкладывание из спичек, счетных палочек, отыскивание в разрезной азбуке. Печатание буквы П в тетради или на листочках (смотри приложение 2)

Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.

- Почему буква П похожа на ворота, на пень?

- Буква П обозначает у нас 2 звука П и Пь.

11. Звуковой анализ обратных слогов АП, ИП, ПИ

А) – какой первый звук?

Б) – какой последний звук?

В) сколько всего звуков?

Г) выложите из квадратов?

Д) выложите буквами поверх квадратов?

12. Итог занятия.

- с какой буквой познакомились?

- какие звуки эта буква обозначает?

- дайте характеристику звуку П, звуку Пь, чем они похожи, чем отличаются?

- какие еще согласные звуки вы помните?

13. Рефлексия

«Оценка».

 Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем занятии. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...