Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
    рабочая программа по логопедии (старшая группа)

    Галина Ивановна Фролова

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,

    старшей группы компенсирующей направленности для детей

    с тяжелыми нарушениями речи

    (общее недоразвитие речи III уровня)

     

     

     

     

    Разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДСКВ № 1  ст-цы Копанской  МО Ейский район на  2020 – 2021 учебный год

     

    срок реализации программы (учебный год) – с 01.09.2020 г. по 31.08.2021г., одногодичная

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pogram_frolova_20-21.doc277 КБ

    Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район

    Принята

    педагогическим советом № 6

    протокол от 28.08.2020г.

    Утверждаю

    заведующий МБДОУ ДСКВ №1

    ст-цы Копанской МО Ейский район

    ___________________ Н.В. Середа

    Приказ от 29.09.2020г № 141-ОД

         

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,

    старшей группы компенсирующей направленности для детей

    с тяжелыми нарушениями речи

    (общее недоразвитие речи III уровня)

     

    Разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДСКВ № 1  ст-цы Копанской  МО Ейский район на  2020 – 2021 учебный год

    срок реализации программы (учебный год) – с 01.09.2020 г. по 31.08.2021г., одногодичная

    Учитель-логопед: Фролова Галина Ивановна

    ст. Копанская, 2020 г.

    Содержание

    Пояснительная записка

    3

     Цель и задачи  реализации программы

    3

    Специфика организации образовательной деятельности

    4

     Значимые характеристики особенностей развития детей

    6

    Модель взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса

     10

    Циклограмма деятельности учителя - логопеда

    11

    Перечень используемых программ и методических пособий 

    13

    Оснащение предметно-развивающей среды

    15

    Тематическое планирование

    17

    Модель дня

    19

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1 Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2020-2021 учебный год

     

    Приложение 2 Перспективно – тематическое  планирование в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2020-2021 учебный год

    Приложение 3 Перспективный план работы с родителями

    Приложение 4  Модифицированные конспекты

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 станицы Копанской  муниципального образования Ейский район (далее - ДОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, отражает особенности содержания и организации образовательного процесса на ступени дошкольного образования в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР III уровня).

    1. Обязательная часть:
    • Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
    1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

    -Конспекты логопедических занятий (модифицированные), составленные учителем-логопедом для детей с ОНР.

    1. Цель и задачи реализации программы

    Цель рабочей программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 5-6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОНР, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

    Задачи:

    - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

    • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
    • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
    • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
    • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
    • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
    • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
    • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
    • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

    Специфика организации образовательной деятельности

            Учебный год в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается 02 сентября и заканчивается 31 мая, условно делится на периоды:

            Холодный период:

    I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

    II период – декабрь, январь, февраль;

    III период – март, апрель, май.

            Теплый период:

    IV период – июнь, июль, август.

            Первые три недели сентября отводится для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы.

            В середине сентября специалисты, работающие в группе компенсирующей направленности, на психолого - педагогическом консилиуме ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми. Психолого - педагогический консилиум обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.

            Фронтальные  логопедические занятия начинаются с 21 сентября и продолжаются по 31 мая. В середине учебного года (с 24.12.2020 г. по 31.12.2020 г декабрь) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

            В июне образовательная деятельность не организуется. Учитель-логопед организует индивидуальные коррекционные занятия с детьми.

            Распределение логопедических занятий, проводимых в течение недели, планируется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13. Форма организации коррекционно - развивающих логопедических занятий – групповая и индивидуальная. Вечерние консультации родителей (законных представителей) учитель - логопед назначает по мере необходимости. Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.

            В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР   с сентября (2-я половина) по май (включительно) проводятся в неделю 4 фронтальных  занятия продолжительностью 20 минут каждое. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми. Каждый ребенок не менее 3 раз в неделю занимается индивидуально с учителем-логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут. Во время физкультурных и музыкальных занятий индивидуальная работа с детьми учителем – логопедом не проводится.

            В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу. Реализация содержания Программы осуществляется через регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

            Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно- развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации.

            Режим работы группы — пятидневный с 7.30 до18.00 с 10,5-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни. 

    Если в регионе неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, существует высокий риск заражения детей инфекционными заболеваниями, в том числе коронавирусной инфекцией, любые формы работы с детьми, которые предполагают массовость, например, концерты, общесадовские праздники, выездные экскурсии и другие, необходимо запретить.

    Образовательный процесс предполагает внесение корректив в планы воспитательно-образовательной работы с детьми с учётом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов, но не как «готовый образец» образовательного процесса.

    По всем областям используются онлайн и офлайн формы работы. В группе компенсирующей направленности ДО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Задача педагогов закреплять и совершенствовать речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

    Учебный план коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи (старшая группа)

    Направление развития

    Кол-во

    в неделю

    Кол-во в

    месяц

    Кол-во в год

    Обязательная часть

    Фронтальное занятие с учителем-логопедом: комплексные занятия

    4

    16

    144

    (131) 100%

    Итого

    4

    16

    144

    131/ 100%

    Количество занятий варьируется от праздничных дней в соответствии с производственным календарём.

    Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

    Основными участниками реализации Программы являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

    По итогам комплектования и заключений ПМПК на 01.09.2020г. количественный состав детей старшей группы компенсирующей направленности составляет 9 человек

    Группа (возраст)

    Количество воспитанников

    Всего

    Девочек

    Мальчиков

    Старшая группа компенсирующей направленности

      (5 - 6 лет)

    9

    2

    7

    Группы здоровья воспитанников

    Уровень функционального состояния органов и систем

    ОНР I уровень, ЗПР                   

                1

    ОНР III уровень, ст. дизартрия

                 8

    Группа здоровья (заболевания органов зрения, аллергия, хр. фарингит, ОРЗ)

    I

    -

    II

    9

    III

    -

    V

    -

    Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

    Возрастные особенности детей

     с общим недоразвитием речи (5-6 лет)

    Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте

    Характеристика особенностей развития детей с ТНР (ОНР I,II, III уровня по Р.Е. Левиной) [1]

    Первый уровень речевого развития.

    Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.

    Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Название действий заменяется названием предметов (открывать – «дверь») и наоборот – названия предметов заменяются названиями действий (кровать – «спать»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

    Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» слово имеет многообразную соотнесённость и вне конкретной ситуации понято быть не может.

    Пассивный словарь детей шире активного. Однако имеется ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития.

    Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие  признаки, дети не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значение предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.

    Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно  большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных – согласных, ротовых и носовых. Некоторых взрывных – фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

    Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

    Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

    Третий уровень речевого развития.

    Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков (замены, искажения, смешение звуков). Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

    Ребѐнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества.

             В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребѐнка о себе. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

    Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия становятся разнообразными. Более совершенной становится крупная моторика. Возрастает способность ребѐнка ориентироваться в пространстве.

    Планируемые результаты освоения Программы

    Результативность логопедической работы отслеживается через   диагностические обследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные образовательные маршруты коррекции (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с воспитанником). Результаты мониторинга находят отражение в таблицах «Результаты логопедического обследования» (отмечаются результаты обследования по речевой карте), ежегодном отчете, речевых картах детей (см. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018. стр.42-64.).

    Обследование речевого развития детей проводится с использованием

    «Методики проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом» Нищевой Н.В. (см. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: 3 изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.)

    Мониторинг речевого развития детей с ОНР организуется в следующем порядке: сентябрь – вводное диагностическое обследование учителем- логопедом с целью определения уровня речевого развития детей. На основании полученных данных определяется содержание работы с детьми в течение года, планируется коррекционная и индивидуальная работа.

    Май – итоговое диагностическое обследование с целью определения уровня освоения детьми программного материала.

    Речевое развитие

    Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы        единственного        и множественного        числа         глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные «2» и «5» с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

    Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса

    Учитель-логопед:

    - проводит дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику;

    - ставит, автоматизирует и дифференцирует звуки, развивает фонематический слух;

    - формирует первичные речевые навыки у детей;

    - расширяет словарь детей по лексическим темам, помогает практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии);

    Воспитатель:

    - закрепляет сформированные речевые навыки;

    - создает условия для пополнения, уточнения и активизации словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов, постоянного совершенствования артикуляции, тонкой и общей моторики;

    - способствует формированию связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания);

    - создает условия для закрепления у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

    - способствует развитию внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Медицинская  сестра по диетическому питанию:

    - проводит медицинское обследование детей;

    - определяет нагрузки по каждому ребенку.

    Музыкальный руководитель:

    - проводит музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией;

    - работает над темпориторической стороной речи;

    - способствует автоматизации звуков в распевках.

    Инструктор по ФИЗО:

     -решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций .

    - специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.

    - особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

    Циклограмма деятельности учителя – логопеда

    дни недели

    время

    вид деятельности

    понедельник

    830 – 855

    855 –900

    900 – 920

    920 – 930

    930 – 955

    955 – 1000

    1000– 1015

    1020– 1035

    1040 – 1055

    1100– 1115

    1120 – 1210

    1215 – 1230

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Подбор дидактического материала

    Комплексное фронтальное занятие

    Образовательная деятельность в процессе режимных моментов с детьми (расширение словарного запаса, развитие понимания речи)

    Совместная деятельность с детьми на музыкальном занятии

    Речевой практикум, ситуативный разговор с детьми для формирования жизненной компетенции

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Организованная и совместная деятельность с детьми на прогулке

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    вторник

    830 – 855

    855 –900

    900 – 920

    920 – 930

    930 – 955

    955 – 1000

    1000– 1015

    1020– 1035

    1040 – 1055

    1100– 1115

    1120 – 1210

    1215 – 1230

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Подбор дидактического материала

    Комплексное фронтальное занятие

    Образовательная деятельность в процессе режимных моментов с детьми (расширение словарного запаса, развитие понимания речи)

    Совместная деятельность с детьми на физкультурном занятии

    Речевой практикум, ситуативный разговор с детьми для формирования жизненной компетенции

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Организованная и совместная деятельность с детьми на прогулке

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    среда

    830 – 855

    855 –900

    900 – 920

    920 – 930

    930 – 955

    955 – 1000

    1000– 1015

    1020– 1035

    1040 – 1055

    1100– 1115

    1120 – 1210

    1215 – 1230

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Подбор дидактического материала

    Комплексное фронтальное занятие

    Образовательная деятельность в процессе режимных моментов с детьми (расширение словарного запаса, развитие понимания речи)

    Совместная деятельность с детьми на физкультурном занятии

    Речевой практикум, ситуативный разговор с детьми для формирования жизненной компетенции

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Организованная и совместная деятельность с детьми на прогулке

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    четверг

    1300 – 1400

    1400 – 1500

    1500 – 1545

    1545 – 1700

     Работа со специальной литературой, оформление текущей документации, оформлении информации для родителей (стенды, папки-передвижки, буклеты)

    Консультационные беседы с педагогами, родителями

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Работа с родителями – индивидуальное, коллективное консультирование

    пятница

    830 – 855

    855 –900

    900 – 920

    920 – 930

    930 – 955

    955 – 1000

    1000– 1015

    1020– 1035

    1040 – 1055

    1100– 1115

    1120 – 1210

    1215 – 1230

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Подбор дидактического материала

    Комплексное фронтальное занятие

    Образовательная деятельность в процессе режимных моментов с детьми (расширение словарного запаса, развитие понимания речи)

    Совместная деятельность с детьми на музыкальном занятии

    Речевой практикум

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

    Организованная и совместная деятельность с детьми на прогулке

    Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения

                         

    Перечень используемых программ и методических пособий

    Примерная программа

    Парциальные программы

    Обеспечение методической литературой

    Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет, Н.В. Нищева, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

    Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

     Н.В. Нищева, СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018

    Нищева Н. В., Гавришева Л. Б., Кириллова Ю. А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 5 до 7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

    Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и рабочая программа учителя-логопеда. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 

    Н.В. Нищева Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018

    Н.В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам для детей 5-7 лет. Выпуск 1-3. .- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2017г

    Н.В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам для детей 5-7 лет. Выпуск 4. .- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016г

    Н.В. Нищева Обучение детей пересказу по опорным картинкам для детей 5-7 лет. Выпуск 5. .- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018г

    Н. В. Нищева Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Старший дошкольный возраст. 5-6 лет. Выпуск 2  СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018г

    Н. В. Нищева Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Старший дошкольный возраст. 5-6 лет. Выпуск 3  СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018г

    Н. В. Нищева  Рассказываем  по сериям картинок. 5-7 лет. Выпуск 1-2  СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2018г

    Н.В. Нищева Четыре времени года. Выпуск1. Выпуск 2.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2019г

    Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий (с 5-6 лет) .- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2019

    Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР  СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2019г

    Н. В. Нищева Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2017

    Н. В. Нищева Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013

    Н. В. Нищева Картинки и тексты для автоматизации и дифференциации звуков разных групп СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015

    Н.В.Нищева. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2018г.

    Н.В.Нищева. Все работы хороши. Сельские профессии СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2018г.

    Н.В.Нищева. Наш  детский сад  В.2-4. СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2017г.

    Н.В.Нищева. Занимаемся вместе. Часть 1-2 СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»  2018г

    Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с ОНР с 4 до 7 лет. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

    Н.В.Нищева. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР (от 4-7 лет) СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»  2019г.

    Т.В.Денисова. Книга для чтения  к обучающему пособию « Мой букварь» СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС»  2018 г

    Информационные интернет-ресурсы

    1. Издательский дом «Первое сентября» - http://1september.ru/

    2. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» - http://sdo-journal.ru

    3. ИРО Краснодарского края- http://iro23.ru

    4. Психологический цент Адалин - http://adalin.mospsy.ru

    5. Электронная система «Образование» - www.e-mcfr.ru

    6. Журнал «Обруч» - http://obruch.ru

    7. Издательский дом «Воспитание дошкольника» - http://dovosp.ru

    8. Журнал «Справочник старшего воспитателя» - http://vospitatel.resobr.ru

    9.Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений «Ресурсы образования» - http://www.resobr.ru

    10. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

    11. Международный образовательный портал - http://maam.ru

    12. Российский образовательный портал - http://school.edu.ru

    Оснащение предметно-развивающей среды

    Центр коррекции звукопроизношения «Королевство зеркал» - оборудован настенным зеркалом, и индивидуа льными зеркалами для детей, методическими пособиями, необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

    Центр моторного  развития. Здесь размещаются полки и ящики с материалом для  развития мелкой моторики пальцев рук. Картотека «пальчиковых дорожек», трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, пуговицы, пластилин, мелкие игрушки, счетные палочки, прищепки, разрезные картинки и т.д. 

    Центр речевого дыхания: картотека дыхательных упражнений, вертушки, «ветродуйчики», язычки, дудочки, трубочки, пособие «Обжорки», мыльные пузыри, осенние листья, снежинки, бабочки и лёгкие предметы (по временам года).

    Центр ЦОР. На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Имеется ноутбук, аудиоколонка.

          Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги, теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Использование компьютера помогает развивать внимание, память, благотворно влияет на формирование личности, способствует эмоциональному комфорту, что важно для развития личности.

    Аудиоколонка использую при проведении динамических пауз, релаксации, психогимнастики, развитии фонематического слуха.

    Центр методического сопровождения. В этом центре  находятся папки с подборками речевого и наглядного материала по всем речевым звукам. Набор папок по лексическим темам. Картотеки занятий, пальчиковых, артикуляционных, дыхательных упражнений, картотека речевых игр  и др. Пособия для коррекционной логопедической работы для развития связной речи (наборы предметных картинок, сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа). Материал по звуковой культуре речи и обучению грамоте: разрезной и магнитный алфавит, логопедические буквари, «Говорящая азбука».

    Центр методического, дидактического и игрового сопровождения, представлен довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:

    - справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;

    - материалы по обследованию речи детей;

    - методическая литература по коррекции звукопроизношения;

    - методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

    - учебно-методическая литература по обучению грамоте;

    - учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);

    - пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);

    - занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, пазлы, игрушки);      

           На рабочий стол по мере необходимости выкладывается методическая литература, документация, тетради для домашних заданий и т. д., но хранится всё на полках, чтобы не отвлекать внимание ребенка от коррекционного процесса.

    Информативный центр для педагогов и родителей  находится в коридоре. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Логопедический уголок», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда.

    Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности   на 2020-2021 учебный год

    Неделя

    Период

    Тема

    Звук и буква

    сентябрь

    1 неделя

    1.09-6.09

             Обследование

    2 неделя

    7.09-13.09

            Обследование

    3 неделя

    14.09-20.09

             Обследование

    4 неделя

    21.09-27.09

    Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

    Звук и буква А

    5 неделя

    28.09 -4.10

    Огород. Овощи.

    Звук и буква У

    октябрь

    1 неделя

    5.10-11.10

    Сад. Фрукты.

    Повторение и закрепление пройденного

    2 неделя

    12.10-18.10

    Лес. Грибы и лесные ягоды.

    Звук и буква О

    3 неделя

    19.10-25.10

    Одежда, головные уборы

    Звук и буква И

    4 неделя

    26.10-1.11

    Обувь.

    Звук и буква Т

    ноябрь

    1 неделя

    2.11-8.11

    Игрушки.

    Звук и буква П

    2 неделя

    9.11-15.11

    Посуда

    Повторение и закрепление пройденного

    3 неделя

    16.11-22.11

    Человек  (тема по выбору детей и родителей)

    Звук и буква Н

    4 неделя

    23.11-29.11

    Домашние животные зимой

    Звук и буква М

    декабрь

    1 неделя

    30.11--6.12

    Зима. Зимующие птицы

    Повторение и закрепление пройденного

    2 неделя

    7.12-13.12

    Дикие животные зимой

    Звук и буква К

    3 неделя

    14.12-20.12

    Новый год

    Повторение и закрепление пройденного

    4 неделя

    21.12-27.12

    Новый год.

    Повторение и закрепление пройденного

    5 неделя

    28.12-31.12

    Каникулы

    январь

    1-2 неделя

    11.01-20.01

    Мебель, части мебели

    Звуки [ б], [ б’] и буква Б

    3 неделя

    21.01-27.01

    Грузовой и пассажирский транспорт 

    Повторение и закрепление пройденного

    4 неделя

    28.01-3.02

          Профессии на транспорте

    Звуки [ д], [ д’] и буква Д

    февраль

    1 неделя

    4.02-10.02

    Детский сад. Профессии

    Повторение и закрепление пройденного

    2 неделя

    11.02-17.02

    Ателье. Закройщица

    Звуки [ г], [ г’] и буква Г

    3 неделя

    17.02-23.02

    Наша армия

    Повторение и закрепление пройденного

    4 неделя

    24.02-2.03

    Стройка. Профессии на стройке

    Звуки [ ф], [ ф’] и буква Ф

    март

    1 неделя

    3.03-9.03

    Весна. Приметы весны. Мамин праздник

    Звуки [ в], [ в’] и буква В

    2 неделя

    10.03-16.03

    Комнатные растения.

    Повторение и закрепление пройденного

    3 неделя

    17.03-23.03

    Пресноводные и аквариумные рыбы.

    Звуки [ х], [ х’] и буква Х

    4 неделя

    24.03-30.03

    Наша станица

    Звук и буква Ы

    5 неделя

    31.03 –6.04

    Книжкина неделя (тема по запросам детей и родителей)

    апрель

    1 неделя

    7.04-13.04

    Космос.

    Звуки [ с], [ с’] и буква С

    2 неделя

    14.04-20.04

    Весенние работы на селе.

    Повторение и закрепление пройденного

    3 неделя

    21.04-27.04

    Откуда хлеб пришел?

    Звуки [ з], [ з’] и буква З

    4 неделя

    28.04 –4.05

    Почта

    Звук и буква Ш

    май

    1 неделя

    5.05-11.05

    9 мая. День Победы (Тема по выбору детей и родителей)

    Звук и буква Ж

    2 неделя

    12.05-18.05

    Правила дорожного движения

    Повторение и закрепление пройденного

    3 неделя

    18.05-25.05

    Лето. Насекомые

    Звук и буква Э

    4 неделя

    26.05-31.05

    Лето. Цветы на лугу

    Повторение и закрепление пройденного

    Содержание фронтальных занятий отражено в перспективно- тематическом плане коррекционной образовательной деятельности. «Перспективно-тематическое планирование работы в старшей группе компенсирующей направленности»  (Приложение № 2)

    Модель дня

            

    Дни недели

    Время

    Вид деятельности

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Пятница

    830 – 900

    Участие в режимных моментах группы

    900 – 920

    Комплексное фронтальное занятие

    920 – 1000

    Образовательная деятельность в процессе режимных моментов с детьми (расширение словарного запаса, развитие понимания речи). Речевой практикум, ситуативный разговор с детьми для формирования жизненной компетенции

    1000– 1230

    Индивидуальные занятия

    1120 – 1210

    Организованная и совместная деятельность с детьми на прогулке

    Четверг

    1300 – 1400

    1400 – 1500

    1500 – 1545

    1545 – 1700

     Работа со специальной литературой, оформление текущей документации, оформлении информации для родителей

    Консультационные беседы с педагогами, родителями

    Участие в режимных моментах (наблюдение за приемом пищи для анализа артикуляционного аппарата, речевой активности, усвоенных навыков)

    Работа с родителями – индивидуальное, коллективное консультирование

    График работы учителя – логопеда

    Дни недели

    Время работы

    Всего часов в день

    Понедельник

    с 830 до 1230

    4 ч.

    Вторник

    с 830 до 1230

    4 ч.

    Среда

    с 830 до 1230

    4 ч.

    Четверг

    с 1300 до 1700

    4 ч.

    Пятница

    с 830 до 1230

    4 ч.

    Всего в неделю

    20 ч.


    [1] Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 1968.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

    Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда, с детьми 6-7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

    Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и предс...

    Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

    Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...

    Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

    Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

    АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет в группах компенсирующей направленности

    Цель Программы:  Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализаци...