Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
Итоговое занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В процессе занятия интегрируются образовательные области: социально - коммуникативное, речевое и познавательное развитие. Представленный материал будет полезен для работы учителя - логопеда ДОУ и воспитателям групп компенсирующей направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составитель
Учитель - логопед
Упалева А. Г.
Санкт - Петербург
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
- Активизация словарного запаса по теме «Транспорт».
- Расширять словарный запас за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин (кабина, кузов, колеса, руль, двери, окна, фары).
- Дать начальные знания о профессиях на транспорте, ввести в активный словарь слова: лётчик, машинист, космонавт, шофер, моряк (капитан), мотоциклист.
- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в Родительном падеже.
- Закрепить употребление в речи имен существительных в Родительном падеже с предлогом «без».
- Продолжать учить детей употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Усвоение глагола «ехать» с различными приставками, простых предлогов.
- Учить отвечать на вопросы полным ответом.
- Продолжать развивать фонематический слух – учить детей выделять первый звук в слове и соотносить этот звук с буквой.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
- Продолжать работу по формированию правильного физиологического дыхания, речевого дыхания, плавности речи и мягкости голоса.
- Совершенствование навыков правильного звукопроизношения; самоконтроля за правильным произношением.
- Развиваем артикуляционную моторику – подвижность щек и губ, языка через артикуляционные упражнения.
- Закрепляем произношение изолированного звука [С].
- Учить сочетать речь с движениями.
- Развивать зрительное внимание и умения находить недостающие детали в рисунке.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
- Воспитание навыков общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности.
- Воспитывать желание, стремление произносить звуки правильно.
- Воспитывать усидчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Предметные картинки с изображением транспорта
- Предметные картинки с изображением людей, работающих на транспорте.
- Атласные ленты с «липучкой».
- Предметные картинки «Чего не хватает?»
- Предметные картинки «Назови ласково»
- Предметные картинки «Один – много»
- Домики с окошками.
- Буквы
- Мяч
- Руль - Игра «Веселые гонки»
Логопед | Дети |
-
Логопед предлагает детям приготовиться к занятию. - Здравствуйте, ребята! Начнем логопедическое занятие. Оно сегодня необычное, посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь со всеми. - А теперь сядьте правильно и удобно, начнем заниматься. - Посмотрите на свои картинки. Назовите их. - Правильно. Берет картинки у детей. Логопед помещает на наборное полотно с одной стороны картинки детей с изображением транспорта, с другой стороны профессии людей, работающих на этом транспорте. - Ребята, давайте вспомним, кто управляет транспортом, и правильно назовем эту профессию. - Кто управляет автобусом? - Правильно. Шофер водит автобус, управляет автобусом. Найдите картинку с изображением шофера и соедините ее с изображением автобуса. - У шофера трудная и ответственная работа. Он отвечает за жизнь пассажиров. – А кто управляет поездом? - Правильно. И днем, и ночью, и в жару, и в метель, через леса и пустыни ведут поезда по рельсам машинисты. найдите картинку с изображением машиниста и соедините ее с поездом. -Кто управляет самолетом? -Кто управляет грузовиком? -Кто управляет вертолетом? -Кто управляет кораблем? -Кто управляет велосипедом? - У всех этих людей очень трудная, сложная и нужная работа. - Вот мы сейчас с вами поиграем в игру и сразу будем капитанами, шоферами и летчиками Поиграем?! На лошадке ехали, Внимание, остановка! - Ребята, у остановки стоит грузовик, а в грузовике мячик для нас. - Какой он необычный, надпись на нём. Что написано или нарисовано на нем, давайте посмотрим? - Правильно, давайте поиграем в игру «Скажи со слово «Много»». Сейчас мы поиграем в такую игру. Я бросаю мяч и называю предмет, а вы ловите мяч и называете этот предмет со словом «много». Логопед бросает по – очереди детям мяч, называет транспорт и выставляет на ковролин картинки, на которых нарисовано много автобусов или машин или самолетов. Слова: Автобус Машина Самолет Лодка Троллейбус
И Т. П. - Смотрите, наш мячик куда – то покатился, он показывает нам дорогу к следующему испытанию. Здесь находятся карточки с другим испытанием. Возьмите их и рассмотрите Встаньте полукругом и давайте поиграем в игру «Назови ласково» - Машина - Самолет. - Вагон и Т. Д. (грузовик, лодка, трамвай, колесо, паровоз, вагон…). - Ой, ребята, посмотрите, к нам прикатился ... руль. - От какого транспорта может быть эта деталь? - Верно. От машины, давайте превратимся в шоферов и поедем кататься по городу. Физминутка. Едем, едем на машине Нажимаем на педаль Скорости переключаем. Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы – шофёры хоть куда. Качу, лечу Во весь опор. Я сам – шофер И сам – мотор. Нажимаю на педаль – И машина мчится вдаль. - Стоп! Остановка замедляем ход машина дальше не едет. - У нас случилась беда, мы прокололи шины. - Что делать? - Правильно, надо поставить заплатку или поменять колесо. Логопед предлагает детям «заглянуть в гараж» и починить шины, выполнить артикуляционные упражнения «Насос» и «Колесо» - Давайте накачаем колесо. - Давайте, поменяем колесо. - Молодцы, Поменяем 2 (3, 4) колесо. - И последний раз, сделаем запаску. - Отлично, можно ехать дальше. - Но почему мы не едем дальше, что еще могло произойти с нашей машиной. - Но, мы ехать дальше не можем, нас просят помочь починить грузовики. Проводится игра «Чего не хватает?» - Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой машины чего – то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины. - Молодцы! Теперь все машины будут починены и снова отправятся в путь по дорогам города. - А мы с вами отправляемся дальше Гимнастика для глаз Мы в машине сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А машине не везет... Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились. Логопед - Ехали, мы ехали и приехали к домам, на которых написаны только буквы, назовите их. - Эти домики не простые, в них живет наш транспорт, давайте расселим необычных жильцов. - Я буду называть разный транспорт, а вы слушайте внимательно и называйте первый звук в слове. - И, так вы готовы? - Автобус. - Молодцы, найдите квартиру автобуса, где написана буква А. - Следующее слово СССамолет. Дальше упражнение выполняется по аналогии. Слова для разбора Трамвай, троллейбус, машина, мотоцикл, грузовик, корабль, пароход. - Молодцы! С заданием справились. Пора отправляться домой. Садитесь в свои машины отправляемся домой. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:
Ехали мы, ехали, до речки доехали,
Во двор…, вот и… - Молодцы. Все сегодня хорошо поработали. Оценивает работу детей. Можете отдыхать. | Стоят около логопеда. Здороваются. Садятся на стульчики, которые стоят полукругом, перед детьми наборное полотно (Ковролин). Берут картинки, которые лежат на стульчиках Дети называют транспорт, который нарисован на их картинках: Поезд. Трамвай. Автобус. Троллейбус. Трамвай.
Автобусом управляет шофёр. Выходит один ребенок и с помощью атласной ленты соединяет изображение водителя с автобусом. Поездом управляет машинист. Выходит один ребенок и с помощью атласной ленты соединяет изображение машиниста с поездом. Самолетом управляет летчик. Соединяют соответствующие изображения Кораблем управляет капитан. Велосипедом управляет велосипедист. Выполняют движения по тексту. Изображают лошадок. Изображают езду на машине. Изображают пароход. Изображают самолет. Останавливаются Подходят к грузовику и рассматривают его. Рассматривают мячик и называют что на нем нарисовано. Здесь нарисован один кружок и много кружков. Ребенок ловит мяч и называет слово во множественном числе, употребив его в родительном падеже. Много автобусов Много машин Много самолетов Много лодок Много троллейбусов Дети берут карточки и рассматривают картинки Ловят мяч и называют ласково слова (транспорт и части транспорта) Машинка. Самолетик. Вагончик Руль. От машины. Дети проговаривают стихотворение и выполняют движение: (Дети имитируют движения рулём) (Ногу сгибают, вытягивают) («Рычаг» поворачивают рукой на себя, от себя) (Приставить ладонь ко лбу) (Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают) (Наклоняют руки вправо – влево) (Над головой шевелят пальцами) (Поднимают большой палец руки вверх). Встают кругом и продолжают выполнять движения (Бегут по кругу и крутят воображаемый руль). Останавливаются. Ответы детей. Дети широко улыбаются - так, что видны зубы, и несколько раз подряд длительно произносят звук [С], одновременно поднимая и опуская руки со сжатыми кулаками. Выполняют упражнение «Вкусное варенье» Губы в улыбке, рот широко открыт. Язык совершает круговые движения вокруг губ. Выполняют упражнения «насос» и «вкусное варенье» 5 раз Варианты ответов. Эта машина без колес. эта машина без кузова. Эта – без кабины… Садятся на стульчики. Проговаривают слова и выполняют движения. Стоят и смотрят прямо Глазами «рисуют» перевернутую 8 Смотрят на кончик носа и на межбровье. Смотрят прямо Смотрят вниз Смотрят вверх Смотрят влево – вправо Хлопают глазками Рисуют круги глазами Смотрят прямо Подходят к ковролину, на нем нарисованы дома, в окошках видны буквы, а рядом лежат картинки с изображением транспорта. Дети называют буквы. Да! Готовы. Первый звук [А]. Ребенок берет картинку и вставляет в окошко с изображением буквы А. Первый звук [С]. Вставляют в соответствующее окошко. Садятся на стульчики. Встают за логопедом. Договаривают слова стихотворения и выполняют движения соответственно тексту. доехали, (Поднимаются на модуль «горка») съехали, поехали, доехали, (Подходят к обручу) объехали, … (обходят обруч) поехали. переехали (идут по скамейке). доехали, (подходят к арке). заехали, (подлезают под арку) приехали (садятся на стульчики). Прощаются, обмениваются мнениями. Выходят из кабинета |
Литература
- И. Токмакова «На лошадке».
- В. Берестов «Мы в автобусе сидим».
- Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - СПБ ДЕТСТВО - ПРЕСС 2007.
- Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда СПБ КАРО 2009.
- О. А. Новиковская Конспекты комплексных занятий с детьми 4 - 5 лет. СПБ «ПАРИТЕТ» 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».
Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и различение звуков по их длитель...
Конспект открытого группового логопедического занятия с элементами логоритмики для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с общим недоразвитием речи и нарушением зрения по теме: «Зима»
Логопедическое занятие для детей с ОНР и нарушением зрения средней группы детского сада...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...