Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Конспект логопедического занятия (непосредственной образовательной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Общим недоразвитием речи II-III уровнем речевого развития по теме "Транспорт. Профессии на транспорте"

Итоговое занятие в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В процессе занятия интегрируются образовательные области: социально - коммуникативное, речевое и познавательное развитие. Представленный материал будет полезен для работы учителя - логопеда ДОУ и воспитателям групп компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Составитель

Учитель - логопед

Упалева А. Г.

Санкт - Петербург

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Активизация словарного  запаса по теме «Транспорт».
  2. Расширять словарный запас за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин (кабина, кузов, колеса, руль, двери, окна, фары).
  3. Дать начальные знания о профессиях на транспорте, ввести в активный словарь слова: лётчик, машинист, космонавт, шофер, моряк (капитан), мотоциклист.
  4. Продолжать учить образовывать множественное число существительных в Родительном падеже.
  5. Закрепить  употребление в речи имен существительных в Родительном падеже с предлогом «без».
  6. Продолжать учить детей употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  7. Усвоение глагола «ехать» с различными приставками, простых предлогов.
  8. Учить отвечать на вопросы полным ответом.
  9. Продолжать развивать фонематический слух – учить детей выделять первый звук в слове и соотносить этот звук с буквой.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического дыхания, речевого дыхания, плавности речи и мягкости голоса.
  2. Совершенствование навыков правильного звукопроизношения; самоконтроля за правильным произношением.
  3. Развиваем артикуляционную моторику – подвижность щек и губ, языка через артикуляционные упражнения.
  4. Закрепляем произношение изолированного звука [С].
  5. Учить сочетать речь с движениями.
  6. Развивать зрительное внимание и умения находить недостающие детали в рисунке.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
  2. Воспитание навыков общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности.
  3.  Воспитывать желание, стремление произносить звуки правильно.
  4.  Воспитывать усидчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ

- Предметные картинки с изображением транспорта

- Предметные картинки с изображением людей, работающих на транспорте.

- Атласные ленты с «липучкой».

- Предметные картинки  «Чего не хватает?»

- Предметные картинки «Назови ласково»

- Предметные картинки «Один – много»

- Домики с окошками.

- Буквы

- Мяч

- Руль - Игра «Веселые гонки»

Логопед

Дети

-         

       

 Логопед предлагает детям приготовиться к занятию.

- Здравствуйте, ребята! Начнем логопедическое занятие. Оно сегодня необычное, посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь со всеми.                

- А теперь сядьте правильно и удобно, начнем заниматься.

- Посмотрите на свои картинки. Назовите их.

- Правильно.

Берет картинки у детей.

Логопед  помещает на наборное полотно с одной стороны картинки детей с изображением транспорта, с другой стороны  профессии людей, работающих на этом транспорте.

- Ребята, давайте вспомним, кто управляет транспортом, и правильно назовем эту профессию.

- Кто управляет автобусом?

- Правильно. Шофер водит автобус, управляет автобусом.

Найдите картинку с изображением шофера и соедините ее с изображением автобуса.

- У шофера трудная и ответственная работа. Он отвечает за жизнь пассажиров.

– А кто управляет поездом?

- Правильно. И днем, и ночью, и в жару, и в метель, через леса и пустыни ведут поезда по рельсам машинисты.

найдите картинку с изображением машиниста и соедините ее с поездом.

-Кто управляет самолетом?

-Кто управляет грузовиком?

-Кто управляет вертолетом?

-Кто управляет кораблем?

-Кто управляет велосипедом?

- У всех этих людей очень трудная, сложная и нужная  работа.

- Вот мы сейчас с вами поиграем в игру и сразу будем капитанами, шоферами и летчиками

Поиграем?!

На лошадке ехали,
До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

Внимание, остановка!

-  Ребята, у остановки стоит грузовик, а в грузовике мячик для нас.

-  Какой он необычный, надпись на нём. Что написано или нарисовано на нем, давайте посмотрим?

-  Правильно, давайте поиграем в игру «Скажи со слово «Много»».

Сейчас мы поиграем в такую игру.

Я бросаю мяч и называю предмет, а вы ловите мяч и называете этот предмет со словом «много».

Логопед бросает по – очереди детям мяч, называет транспорт и выставляет на ковролин картинки, на которых нарисовано много автобусов или машин или самолетов.

Слова:

Автобус

Машина

Самолет

Лодка

Троллейбус

 

И Т. П.

- Смотрите, наш мячик куда – то покатился, он показывает нам дорогу к следующему испытанию.

Здесь находятся карточки с другим испытанием.

Возьмите их и рассмотрите

Встаньте полукругом и давайте поиграем в игру «Назови ласково»        

- Машина

- Самолет.

- Вагон

и Т. Д. (грузовик, лодка, трамвай, колесо, паровоз, вагон…).

- Ой, ребята, посмотрите, к нам прикатился ... руль.

- От какого транспорта может быть эта деталь?

- Верно. От машины, давайте превратимся в шоферов и поедем кататься по  городу.

Физминутка.

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль

Скорости переключаем.

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы – шофёры хоть куда.

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам – шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

-  Стоп! Остановка замедляем ход машина дальше не едет.

- У нас случилась беда, мы прокололи шины.

- Что делать?

- Правильно, надо поставить заплатку или поменять колесо.

Логопед предлагает детям «заглянуть в гараж» и починить шины, выполнить артикуляционные упражнения «Насос» и «Колесо»

- Давайте накачаем колесо.

- Давайте, поменяем колесо.

- Молодцы, Поменяем 2 (3, 4) колесо.

- И последний раз, сделаем запаску.

- Отлично, можно ехать дальше.

- Но почему мы не едем дальше, что еще могло произойти с нашей машиной.

- Но, мы ехать дальше не можем, нас просят помочь починить грузовики.

Проводится игра «Чего не хватает?»

- Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта.

У каждой машины чего – то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины.

- Молодцы! Теперь все машины будут починены и снова отправятся в путь по дорогам города.

- А мы с вами отправляемся дальше

Гимнастика для глаз

Мы в машине сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А машине не везет...

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

Логопед

- Ехали, мы ехали и приехали к домам, на которых написаны только буквы, назовите их.

- Эти домики не простые, в них живет наш транспорт, давайте расселим необычных жильцов.

- Я буду называть разный транспорт, а вы слушайте внимательно и называйте первый звук в слове.

- И, так вы готовы?

- Автобус.

- Молодцы, найдите квартиру автобуса, где написана буква А.

- Следующее слово СССамолет.

Дальше упражнение выполняется по аналогии.

Слова для разбора Трамвай, троллейбус, машина, мотоцикл, грузовик, корабль, пароход.

- Молодцы! С заданием справились. Пора отправляться домой. Садитесь в свои машины отправляемся домой.

Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:


Ехали мы, ехали, до горки…


Въехали,… и дальше …


Ехали мы, ехали, до ямы…


Яму… и дальше …

Ехали мы, ехали, до речки доехали,


Мост…. и дальше поехали.


Ехали мы, ехали, до дома …

Во двор…, вот и…

- Молодцы.

Все сегодня хорошо поработали.

Оценивает работу детей.

Можете отдыхать.

Стоят около логопеда.

Здороваются.

Садятся на стульчики, которые стоят полукругом, перед детьми наборное полотно (Ковролин).

Берут картинки, которые лежат на стульчиках

Дети называют транспорт, который нарисован на их картинках: Поезд. Трамвай.

Автобус. Троллейбус. Трамвай.

 

Автобусом управляет шофёр.

Выходит один ребенок и с помощью атласной ленты соединяет изображение водителя с автобусом.

Поездом управляет машинист.

Выходит один ребенок и с помощью атласной ленты соединяет изображение машиниста с поездом.

Самолетом управляет

летчик.

Соединяют соответствующие изображения

Кораблем управляет капитан.

Велосипедом управляет велосипедист.

Выполняют движения по тексту.

Изображают лошадок.

Изображают езду на машине.

Изображают пароход.

Изображают самолет.

Останавливаются

Подходят к грузовику и рассматривают его.

Рассматривают мячик и называют что на нем нарисовано.

Здесь нарисован один кружок и много кружков.

Ребенок ловит мяч и называет слово во множественном числе, употребив его в родительном падеже.

Много автобусов

Много машин

Много самолетов

Много лодок

Много троллейбусов

Дети берут карточки и рассматривают картинки

Ловят мяч и называют ласково слова (транспорт и части транспорта)

Машинка.

Самолетик.

Вагончик

Руль.

От машины.

Дети проговаривают стихотворение и выполняют движение:

(Дети имитируют движения рулём)

(Ногу сгибают, вытягивают)

(«Рычаг» поворачивают рукой на себя, от себя)

(Приставить ладонь ко лбу)

(Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)

(Наклоняют руки вправо – влево)

(Над головой шевелят пальцами)

(Поднимают большой палец руки вверх).

 Встают кругом и продолжают выполнять движения

(Бегут по кругу и крутят воображаемый руль).

Останавливаются.

Ответы детей.

Дети широко улыбаются - так, что видны зубы, и несколько раз подряд длительно произносят звук [С], одновременно поднимая и опуская руки со сжатыми кулаками.

Выполняют упражнение «Вкусное варенье»

Губы в улыбке, рот широко открыт. Язык совершает круговые движения вокруг губ.

Выполняют упражнения «насос» и «вкусное варенье» 5 раз

Варианты ответов.

Эта машина без колес.

эта машина без кузова.

Эта – без кабины…

Садятся на стульчики.

Проговаривают слова и выполняют движения.

Стоят и смотрят прямо

Глазами «рисуют» перевернутую  8

Смотрят на кончик носа и

на межбровье.

Смотрят прямо

Смотрят вниз

Смотрят вверх

Смотрят влево – вправо

Хлопают глазками

Рисуют круги глазами

Смотрят прямо

Подходят к ковролину, на нем нарисованы дома, в окошках видны буквы, а рядом лежат картинки с изображением транспорта.

Дети называют буквы.

Да!

Готовы.

Первый звук [А].

Ребенок берет картинку и вставляет в окошко с изображением буквы А.

Первый звук [С].

Вставляют в соответствующее окошко.

Садятся на стульчики.

Встают за логопедом.

Договаривают слова стихотворения и выполняют движения соответственно тексту.

доехали, (Поднимаются на модуль «горка»)

съехали,  поехали,

доехали, (Подходят к обручу)

объехали, … (обходят обруч) поехали.

переехали  (идут по скамейке).

доехали, (подходят к арке).

заехали,  (подлезают под арку) приехали  (садятся на стульчики).

Прощаются, обмениваются мнениями.

Выходят из кабинета

Литература

  1. И. Токмакова «На лошадке».
  2. В. Берестов «Мы в автобусе сидим».
  3. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - СПБ ДЕТСТВО - ПРЕСС 2007.
  4. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда  СПБ КАРО 2009.
  5. О. А. Новиковская Конспекты комплексных занятий с детьми  4 - 5 лет. СПБ «ПАРИТЕТ» 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...