Конспект открытого группового логопедического занятия с элементами логоритмики для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с общим недоразвитием речи и нарушением зрения по теме: «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Денисова Оксана Владимировна

Логопедическое занятие для детей с ОНР и нарушением зрения средней группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx23.23 КБ
Файл kartinki_zima.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого группового логопедического занятия

с элементами логоритмики

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

с общим недоразвитием речи и нарушением зрения по теме:  «Зима»

Составила учитель-логопед:            Денисова Оксана Владимировна

                                                             

                                                         

Тема занятия: «Зима»

Цель занятия:  Развивать навык диалогической речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой.

-Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «зима».

- Уточнять и расширять словарь по теме  (снег, лёд, мороз, идти, падать, холодный, белый, холодно).

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

-Уточнение и закрепление основных цветов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь,

- Физиологическое дыхание,

- Конструктивный праксис, артикуляционную, тонкую и общую моторики,

- Зрительное внимание.

- Корригировать целостность, константность зрительного восприятия; прослеживающую функцию глаза.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

- Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к природе.

Дидактический материал:

- Запись музыки для логоритмических упражнений. «Ходим-бегаем», «У жирафа»  Е.Железнова

- Костюм Зимы.

- Игрушка снеговик.

- Плоскостные изображения снеговиков.

- Снеговики, часть которых нарисована частично, пунктиром.

 - Цветные карандаши основных цветов.

- Картина «Зимние заботы» Н.Р.Синёвой из сборника «Развитие мышления и речи по картинам» Т.А.Ткаченко.

- Указка.

- Картинки из артикуляционной гимнастики. Е. Косиновой.

- «Снежные комочки». Корзиночка для комочков.

 - Разрезанные на 4 части рисунки снеговиков в пакетах с гибкой молнией.

- Открытки-раскладушки со снеговиками. (оценки для детей)

Методы и приёмы:

- Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.

- Наглядные:  ввод сказочного персонажа «Зимы», игрушки снеговика, рассматривание картины.

- Практические: дидактические игры, логоритмические упражнения, игры на развитие крупной и мелкой моторики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

(Сюрпризный момент. Развитие зрительного внимания, совершенствование навыка дифференциации основных цветов. Объявление темы занятия.)

Детей привели в кабинет. Стук в дверь. Входит «Зима» - учитель-логопед с игрушкой - снеговиком.

- Здравствуйте ребята. (Здравствуйте) Это детский сад? (да) Наконец–то я  добралась. Осень так долго не хотела пускать меня к вам. Но сегодня, в первый день зимы, я всё-таки у вас. Вы меня узнали? Кто я? (Зима) Правильно, я - Зима. А это мой друг – Снеговик. А вас как зовут? (ответы детей)

- Сегодня ночью мы летели через леса, через поля, и вдруг увидели впереди огромный, весь в разноцветных огнях город. В какой город мы попали? (В Москву) - У вас замечательный город! Большой, красивый. По дороге, мы видели  много детских садов и школ. А для чего они? Что в них делают дети? (играют, учатся, занимаются)

- А вы любите заниматься? (да)

- Я слышала, что в Москве живут очень умные ребята. Это так? (да) Сейчас проверим! Мы со Снеговиком приготовили для вас задания. Справитесь? (да)

- Молодцы. Тогда подойдите к своим столам и посмотрите, что же у вас там лежит? (картинки снеговиков).

- Посмотрите на них внимательно.

- За стол сядет тот, у кого снеговик с зелёным шарфом на шее (сел) Какого цвета у твоего снеговика шарф на шее? (У моего снеговика зелёный шарф на шее)

 -Теперь тот, у кого снеговик с жёлтым ведром на голове (сел) Какого цвета у твоего снеговика ведро на голове? (У моего снеговика жёлтое ведро на голове)

- А сейчас тот, у кого снеговик с синей метлой в руке (сел)  Какого цвета у твоего снеговика метла в руке? (У моего снеговика синяя метла в руке)

-Какого цвета у твоего снеговика шарф на шее? (У моего снеговика красный шарф на шее) (сел)

- Снеговик, ты только посмотри, какие внимательные ребята, как они замечательно справились с заданием.

 - А мы не случайно приготовили для вас эти картинки. Наступил первый зимний месяц – декабрь. Скоро вся земля покроется белым, пушистым снегом. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, о том, что происходит в природе зимой, чем занимаются на прогулке дети.

  1. Основная часть
  • Беседа по картине «Зимние заботы» Н.Р.Синёвой.

(Уточнение и расширение словаря по теме «Зима», развитие диалогической речи)

Приглашаю детей к доске. Дети садятся полукругом на стульчики перед доской.

- Ребята, посмотрите, какое время года изображено на этой картине?

 -Как вы догадались?

- Какой снег? (белый, холодный, мокрый, липкий, пушистый, идёт, падает, летит)

- Кто изображён на этой картине?

- Как одеты дети? Почему?

- Что они лепит из снега девочка в зелёной шапочке?

- Что слепила девочка в красных перчатках?

- Из скольких комков обычно лепят снеговика?

- Кого увидел мальчик в синем комбинезоне?

- Почему у детей румяные щёчки?

- Каких птичек вы здесь видите?

- Нравится ли детям гулять зимой?

-Правильно. Молодцы. Пушистый белый снег лежит на земле, деревьях. Прилетели снегири. Люди для птиц повесили кормушку. На улице холодно, поэтому дети тепло одеты. Ребята слепили снеговика и построили крепость. У детей румяные щёчки. Им нравится играть в зимние игры.

  • Упражнение «Снежки»

(Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи)

- По-моему Снеговик хочет нам что-то сказать.

- Он приглашает вас поиграть с его волшебными комочками.

 - Нужно сделать вдох носом и подуть на снежки. Щёки не раздуваем, губы вытянуты трубочкой. Глаза смотрят за комочком. (Показ)

- Возьмите красные комочки. Какие комочки вы взяли? (красные комочки)

 - Положите их на ладошку. (Ладонь, расположена на уровне рта на расстоянии не больше 10 см.)

Выполняем 4-5 раз. (синий, белый, жёлтый, зелёный комочки)

(к Снеговику)   - Ну как? Правильно мы играли с твоими комочками? Тебе понравилось? Что значит, разбросали? Сейчас всё соберём! (комочки собрать)

  • Артикуляционная гимнастика.

(Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада всех групп звуков) стихи Е.Косиновой.

«Бегемотик»; «Слоник»; «Змейка»; «Лягушка»

- Что, Снеговичок? Ещё что-то придумал? Хочешь показать ребятам своих знакомых животных? А как? Я буду показывать, а ты мне шептать на ушко? Ну, давай. Встали ровно, красиво.

Рот пошире открываем    1-2-3               Подражаем мы лягушкам     1-2-3

В бегемотиков играем     1-2-3               Тянем губы прямо к ушкам  1-2-3

Широко разинем ротик    1-2-3               Лягушонок улыбнулся           1-2-3

Как голодный бегемотик 1-2-3               В воду прыг, и не вернулся   1-2-3

Губы хоботком тяну          1-2-3                Подражаем мы змее              1-2-3

Буду подражать слону      1-2-3               С ней мы будем наравне      1-2-3

Я водичку набираю             1-2-3                Высунем язык и спрячем        1-2-3          

И ребяток поливаю           1-2-3                 Только так, а не иначе           1-2-3

         Использую опору на картинки. Внимание на осанку. Каждое упражнение       выполняется 3-4 раза. Давать возможность детям проглотить слюну.

  • Логоритмическое упражнение «Жираф» Е. Железнова.

(Развитие внимания, памяти, чувства ритма, крупной и мелкой моторики)

- А теперь ты посиди, отдохни, а ребята покажут тебе, каких животных они видели в зоопарке.

- Молодцы. С вашей помощью наш  Снеговик узнал много новых животных. Теперь наша очередь посидеть. (Садимся за столы)

  • Работа с недорисованными рисунками.

(Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи – согласование прилагательных с существительными)

А сейчас вы сядете за столы, и я раздам вам листочки. Посмотрите внимательно, всё ли правильно на рисунках? Каждому снеговику художник  забыл что-то нарисовать. Давайте дорисуем наших снеговиков.

- (имя), Что не дорисовано у твоего снеговика? (У моего снеговика не дорисованы комочки).

- Какого цвета карандаш лежит перед тобой? (синий карандаш)

- Возьми синий карандаш и обведи комочки.

- (имя), Что не дорисовано у твоего снеговика? (У моего снеговика не дорисованы варежки и ботинки).

- Какого цвета карандаш лежит перед тобой? (зелёный карандаш)

- Возьми зелёный карандаш и обведи варежки и ботинки.

- (имя), Что не дорисовано у твоего снеговика? (У моего снеговика не дорисовано ведро).

- Какого цвета карандаш лежит перед тобой? (красный карандаш)

- Возьми красный карандаш и обведи ведро.

- (имя), Что не дорисовано у твоего снеговика? (У моего снеговика не дорисован шарф).

- Какого цвета карандаш лежит перед тобой? (жёлтый карандаш)

- Возьми жёлтый карандаш и обведи шарф.

- Снеговик, правда, у ребят красивые снеговики получились? Что ты хочешь мне сказать? ……. Снеговик говорит, что вы можете после занятия забрать рисунки домой, и там раскрасить. Хотите?

-  Прежде чем продолжить наше занятие, нам нужно потренировать глазки, чтобы они не уставали и хорошо видели. Готовы? Идите ко мне.  Слушайте внимательно, и повторяйте движения за мной, а снеговик постоит здесь и посмотрит, как вы выполняете упражнение.

  • Упражнение на укрепление глазных мышц и развитие крупной моторики. Использование здоровьесберегающих технологий.

Муз. Е.Железновой «Ходим-бегаем» сл. Денисовой О.В.

           - Глаза кверху поднимаем             1,2,3.

Глаза к полу опускаем                   1,2,3.

  Вправо вместе мы посмотрим      1,2,3.

И налево переводим                      1,2,3.

 Глаза дружно закрываем              1,2,3.

Их по кругу покатаем                      1,2,3.

 А теперь, откроем глазки               1,2,3.

 И улыбнёмся этой сказке               1,2,3.

 Головой мы все качаем                  1,2,3.

 Плечи вверх мы поднимаем         1,2,3

Наши руки звонко хлопнут            1,2,3

Ну, а ноги тихо топнут                    1,2,3

  • Логоритмическое упражнение «Снеговики»

(Развитие общей моторики, творческого воображения, координации речи и движения)

- А теперь – немножко отдохнём. Поиграем в снеговиков.

Нас лепят дети дружные                             Лепят снежки             

За комом катят ком.

Мы любим зиму снежную                          Поднимают руки вверх

От снега мы растём.

Нос – морковка,                                            Показывают «носик»

Глаза – угольки.                                            Показывают глаза

На голове – ведёрко                                     Домик над головой

Это мы – снеговики.                                     Выставление пяток

Не любим дождь и солнышко                    Идут вперёд

Снежинки нам милей                                  

Пускай они летают здесь                             Кружатся

Ещё хоть двести дней.

Нос – морковка,                                            Показывают «носик»

Глаза – угольки.                                            Показывают глаза

На голове – ведёрко                                     Домик над головой

Это мы – снеговики.                                     Выставление пяток

            Сл. И.Я. Якушиной

  • Упражнение «Собери снеговика»

(Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики)

Достаю детали для сборки снеговиков. Сажаю детей за столы.

- Сегодня мы с вами рисовали снеговиков, рассматривали снеговиков, делали упражнение «Снеговики», а сейчас я предлагаю вам собрать снеговиков из тех деталей, которые лежат в пакетах.  Слежу за правильностью выполнения задания, предлагаю детям оценить работы друг друга.

  1. Заключительная часть.

(Оценка работы детей)

Вместе с логопедом дети вспоминают, чем они занимались. Даю положительную оценку работе каждого ребёнка.  Дети получают «оценки» за занятие (сувениры-снеговички)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия по теме "Семья" для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развтия

Данное занятие направлено на активизацию словаря по теме "Семья"  у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) и задержкой психического развития в процессе в...

"ЕДУ К БАБЕ, ЕДУ К ДЕДУ" Музыкально-игровое занятие с элементами логоритмики для детей среднего возраста

Дети в игровой форме закрепляют знания о членах семьи. В содержание включены динамические, вокальные, пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры и упражнения....

Конспект занятия - развлечения с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста тема "Весна красная пришла"

Обобщение знаний у детей по теме "Весна" через народные игры. Знакомство с русским фольклором....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Кто сказал «Мяу»? для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данное занятие способствует развитию связной монологической речи у дошкольников,имеющих тяжелые нарушения речи. Это является одной из важнейших задач логопедической работы....

Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"

Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....