РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

 

 

 

 

Принята решением                                                                                   Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МБДОУ № 322

от _________20___г.                                                                            

     протокол №_______                                                                          ___________________                                                             

 «___»____________20__ г.                                               

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ

 

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи IIIII уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Челазнова Ксения Сергеевна

 

 

 

 

Красноярск  2019г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(подготовительная группа, первый и второй год обучения, ОНР II-III уровня)

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса — совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников подготовительной группы с общим недоразвитием речи. 

 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • обучение нормативному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
  • развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
  • развитие операций языкового анализа и синтеза.
  • формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
  • коррекцию нарушений звуко-слоговой структуры слова;

Описание места курса в содержании АООП.

Данный курс  является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповая, исходящая из дефекта детей группы.  

Содержание курса тесно связано с другими элементами программы «Коррекционно-развивающей работы» («Развитие речи», «Обучение грамоте»): курсами логопедической направленности,  содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.

На занятиях  курса «Произношение» дети закрепляют речевые эталоны лексико-грамматического оформления высказывания, сформированные на занятиях по «Развитию речи». Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя на занятиях данного курса осуществляется с учётом содержания программы по развитию речи.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту  изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

Содержание курса «Произношение» является основой для обучения грамоте. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков. Опора на правильное произношение большинству детей необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

Кроме того, содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.

 

 

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень      

  Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

  Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

  Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

  Недоразвитие фонематического восприятия.

  Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

 

III уровень

  Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

  Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

  Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

  Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

 

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса:

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок правильно артикулирует изучаемые звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  • анализирует слова различной звуко-слоговой структуры из 2-3 слогов (изолированно и в условиях контекста);
  • воспроизводит интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  • владеет сложными (с применением внешних опор) формами фонематического анализа и синтеза;
  • владеет понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;
  • текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Речевой профиль подгруппы представляет собой таблицу, в которой по вертикали обозначены ФИО детей, по горизонтали – звуковой ряд, на котором с помощью цвета обозначены: сохранные звуки; звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

 

Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:                               

  1. формирование навыков произношения и дифференциации звуков,
  2. развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  3. развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков:
  • Уточнение и закрепление у детей навыка правильного произношения сохранных звуков [a], [y], [o], [э], [и], [ы], [м], [м'l, [н], [н'], [п], [п'l, [б], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [т], [т’], [д], [д’], [j].
  • Исправление произношения нарушенных звуков: [к], [к'], [г], [г'], [x], [x'], [c], [c'], [з], [з'], [ш], [щ], [ж], [ц], [ч], [л'], [л], [p'], [p] и автоматизация их на уровне слогов слов, предложений.
  • Развитие навыков дифференциации звуков по участию голоса ([с] - [з] и другие), по твердости-мягкости ([л] - [л'] и другие), по месту образования ([с] - [ш] и другие) и способу образования  ([ц] - [с] и другие).
  • Использование в самостоятельной речи откорректированных звуков: в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

2.     Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

  • Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  • Усвоение слогообразующей роли гласных.
  • Развитие умения находить и ставить в слове ударный слог.
  • Закрепление элементарных форм звукового анализа.
  • Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах с использованием внешних опор.
  • Формирование навыка звукового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием (1-3 слогов без стечения согласных)

3.     Развитие ритмической и звуко - слоговой структуры слово

3.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

  • Произнесение ряда гласных звуков (уиуа , уиуа,  уaиy и т.п.)
  • Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; cac-coc-cyc; пpy-пpa-пpo; ce-се-си; пра-крa-тpa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта.
  • Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча.
  • Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д.
  • Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

 

3.2.Формирование навыков произношения слов и предложений.

  • Усвоение доступных ритмических моделей слов (тa'-та, та-та', тa'-та-та, та-та-та'), определение ритмических моделей и соотнесение слов с заданной ритмической моделью.
  • Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло) четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова.
  • Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). 
  • Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры (строительство, космонавт и др.).
  • Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками как изолированно, так и в составе предложения (маляр красит ларек).
  • Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
  • Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

 

Содержание занятий

ОНР II  уровень

ОНР III уровень

I  период (сентябрь-ноябрь)

  1. Уточнить произношение гласных и  наиболее легких  согласных  у вновь  поступивших  детей.
  2. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  3. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические  и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
  4. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них:  односложные слова со стечением  согласных  в начале и конце  слов (слон, мост).
  5. Начать работу с вновь поступившими детьми по формированию правильного речевого дыхания.
  6. Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.
  7. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх - драматизация.
  8. Учить детей  говорить в спокойном темпе.
  9. Работать над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи.
  10. Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  11. Развивать элементарные формы звукового анализа.
  1. Сформировать правильное  произношение звуков и начать их  автоматизацию у вновь  поступивших  детей.
  2. Продолжить коррекцию и автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещающих логопедическую  группу.
  3. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  4. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и зарытыми слогами, со стечением согласных и без них:  трехсложные  слова со стечением согласных и закрытым  слогом (абрикос, апельсин), односложные слова со стечением  согласных  в начале и конце  слов (слон, мост), двусложные слова с двумя стечениями согласных (планка).
  5. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
  6. С детьми, посещающими группу второй, третий год, продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  7. Начать работу с вновь поступившими детьми по формированию правильного речевого дыхания.
  8. Продолжать работу по формированию правильной  голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой  режим, на допускать форсификации  голоса, крика.
  9.  Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.
  10. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх - драматизация.
  11. Учить детей  говорить в спокойном темпе.
  12. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  13. Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  14. Усвоение слогообразующей роли гласных.
  15. Развивать сложные формы звукового анализа.

II период (декабрь – февраль)

  1. Формировать навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.
  2. Формировать правильное  произношение   звуков у вновь  поступивших  детей.
  3. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки.
  4. Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).
  5. Развивать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой  структуры и звуконаполняемости: двухсложных-трехсложных слов из  открытых  слогов.
  6. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  7. Совершенствовать у детей произвольно изменять силу, высоту и тембр   голоса.
  8. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизация.
  9. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой  атаке, в спокойном темпе.
  10. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  11. Усвоение слогообразующей роли гласных.
  12. Усвоение понятий «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  13. Формирование умения определять наличие звука в слове с использованием внешних опор.
  1. Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.
  2. Продолжать работу  над автоматизацией  правильного произношения звуков у всех  детей.
  3. Формировать правильное  произношение   звуков у вновь  поступивших  детей.
  4. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки; формировать тонкие звуковые  дифференцировки ([т]-[т’]-[ч]).
  5. Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).
  6. Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой  структуры и звуконаполняемости: четырехсложные  слова из  открытых  слогов (кукуруза).
  7. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  8. Совершенствовать у детей произвольно изменять силу, высоту и тембр   голоса.
  9. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизация.
  10. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой  атаке, в спокойном темпе.
  11. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  12. Формирование умения определять количество и последовательность слогов и звуков в словах с использованием внешних опор.
  13.  

III период (март – май)

  1. Закончить автоматизацию  всех звуков у детей в самостоятельной речи.
  2. Совершенствовать навыки  употребления  в речи слов сложной  слоговой структуры и звуконаполняемости:  двух-, трех-, сложных слов со сложной звуко-слоговой  структурой.
  3. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  4. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  5. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
  6. Подбор слова с заданными звуками.
  7. Преобразование слов за счет замены одного звука в начале слова.
  8. Закрепление умений, полу­ченных ранее, на новом рече­вом материале.

 

  1. Закончить автоматизацию  всех звуков у детей в самостоятельной речи.
  2. Совершенствовать навыки  употребления  в речи слов сложной  слоговой структуры и звуконаполняемости:  трех-, четырех-, и пятисложные  слова со сложной звуко-слоговой  структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура).
  3. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  4. Продолжать работу  над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном  общении.
  5. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
  6. Подбор слова с заданным количеством звуков.
  7. Определение последова­тельности звуков в слове.
  8. Выбор слова к соответст­вующей графической схеме
  9. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
  10. Закрепление умений, полу­ченных ранее, на новом рече­вом материале.

 

 

 

 

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Подготовительная группа, дети с ОНР II-III уровня

 

Месяц

 

Неделя

 

Произношение и дифференциация звуков

Ритмическая и звуко-слоговая структура речи

 

Языковой анализ и синтез

 

Примечание

I  период – сентябрь – декабрь

 

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Произнесение двух- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков.

 

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

 

 

2

 

3

 

4

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

 

ОКТЯБРЬ

 

1

 

Знакомство с понятием гласные и согласные звуки

 

 

Уточнить произношение гласных и  наиболее легких  согласных.

Произнесение ряда гласных звуков (ауо уоа уоуа и т.п.) Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов без чередования звуков:

(та’тата-татата’); c чередованием гласных звуков (татоту – татоту-татоту).

Произнесение двух- трех- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков.

 

Определение количества и последовательности звуков в ряду из 2-3 гласных; выделение первого гласного в слове. Усвоение понятий «звук», «слово», «гласный звук» и «согласный звук» (на практическом уровне), их схематическое обозначение. Учить выделять гласные звуки и согласные звуки  из ряда звуков, слогов и слов.

 

 

2

 

3

4

 

НОЯБРЬ 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Дифференциация гласных звуков по артикуляции и звучанию

Продолжать работу по формированию правильной  голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой  режим.

Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.

Учить детей  говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.

 

Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).

 

Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».

 

 

2

 

3

 

 

 

 

Дифференциация понятий гласные и согласные звуки.

 

 

4

 

 

II  период - декабрь — февраль

 

  ДЕКАБРЬ

 

1

 

Дифференциация

по твердости-мягкости

[Т]-[Ть]

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; пкy-пкa-пкo; ce-се-си; пта-ктa-втa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта.

Отработка произнесения слов сложной слоговой структуры на материале ранее закрепленных звуков в речи

Определение наличия зву­ка в слове.

Распределение предметных картинок, названия кото­рых включают:

  • дифференцируемые звуки;
  • определенный заданный
    звук.

На этом же материале:

  • определение места звука
    в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после
    согласного в слоге;
  • осуществление анализа и
    синтеза прямого слога;
  • выделение согласного
    звука в начале слова;

•  выделение гласного звука
в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».

Различение слов, близ­ких по звуковому соста­ву; определение коли­чества слогов (гласных) в слове.

•  в слогах со стечением
двух согласных; в словах и фразах; составление предложе­ний с определенным словом;

анализ двусловного пред­ложения;

• анализ предложения
с постепенным увели­чением количества слов.

 

 

2

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Д]-[Дь]

 

3

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Ф]-[Фь]

 

4

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [В]-[Вь]

 

ЯНВАРЬ

 

3

 

 

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [К]-[Кь]

 

4

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Г]-[Гь]

 

ФЕВРАЛЬ

 

1

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Х]-[Хь]

 

2

Дифференциация

по звонкости-глухости

 [К]-[Г]

 

3

Дифференциация по твердости-мягкости

 [С]-[Сь]

 

 

4

Дифференциация по твердости-мягкости

 [З]-[Зь]

 

 

III  период – март – май

 

МАРТ

1

Дифференциация по звонкости-глухости

 [С]-[З]

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д.

Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

 

  • Подбор слова с заданным количеством звуков.
  • Определение последова­тельности звуков в слове.
  • Определение порядка сле­дования звуков в слове.
  • Определение количества и порядка слогов в слове.
  • Определение звуков, стоя­щих перед или после опре­деленного звука.
  • Составление слов из заданной последовательности звуков.
  • Составление схемы слова с выделением ударного слога.
  • Выбор слова к соответст­вующей графической схеме
  • Выбор графической схемы к соответствующему слову.
  • Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
  • Закрепление умений, полу­ченных ранее, на новом рече­вом материале.

 

 

2

Звук [Ц]

3

Дифференциация по способу образования

 [С]-[Ц],

4

Дифференциация по способу образования

 [С]-[Ш]

 

АПРЕЛЬ

1

Дифференциация по способу образования

[З]-[Ж]

2

Дифференциация по звонкости-глухости

 [Ш]-[Ж]

3

Дифференциация по месту образования

 [Ч]-[Щ]

4

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Л]-[Ль]

 

МАЙ

1

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Р]-[Рь]

2

Дифференциация по месту образования

 [Л]-[Р]

3

Дифференциация по месту образования

 [Ль]-[Рь]

4

 

        

 

 

 

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Оборудование и дидактический материал

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Музыкальный центр с записями.
  3. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, сова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
  5. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты разных цветов и т.п.)
  6. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
  7. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дефференциации звуков всех групп.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А.От слова к диалогу. Дидактический материал по развитию речи детей 5-7 лет: методическое пособие. М., 2014. 128 с.
  2. Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки»
  3. Жихарева Ю.Б. – Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. З,Зь,Ц»
  4. Колесникова Е.В. «Звукобуквенный анализ 5-6 лет»
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции
  7. звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  8. Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
  9. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  10. Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
  11. Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
  12. Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
  13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
  14. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е.. Физкульт - привет минут­кам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  15. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  16. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  17. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  18. Соколенко Н.И. «Посмотри и назови» 2 книги
  19. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                                   Утверждаю:

педагогического консилиума                                                    Заведующий МБДОУ № 322

от _________20___г.                                                                            

     протокол №_______                                                                          ___________________                                                              

 «___»____________20__ г.                                                

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРОИЗНОШЕНИЕ

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

Учитель-логопед:

Челазнова Ксения Сергеевна

Красноярск  2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ПРОИЗНОШЕНИЕ»

(подготовительная группа, первый и второй год обучения, ОНР II-III уровня)

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса — совершенствование фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников подготовительной группы с общим недоразвитием речи. 

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

  • обучение нормативному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;
  • развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
  • развитие операций языкового анализа и синтеза.
  • формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
  • коррекцию нарушений звуко-слоговой структуры слова;

Описание места курса в содержании АООП.

Данный курс  является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – подгрупповая, исходящая из дефекта детей группы.  

Содержание курса тесно связано с другими элементами программы «Коррекционно-развивающей работы» («Развитие речи», «Обучение грамоте»): курсами логопедической направленности,  содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.

На занятиях  курса «Произношение» дети закрепляют речевые эталоны лексико-грамматического оформления высказывания, сформированные на занятиях по «Развитию речи». Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя на занятиях данного курса осуществляется с учётом содержания программы по развитию речи.

Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту  изучения звука на фронтальных занятиях, он должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения детей, препятствующие усвоению программы коррекционного курса «Произношение».

Содержание курса «Произношение» является основой для обучения грамоте. Каждый звук изучается вначале на занятиях курса «Произношение» в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков. Опора на правильное произношение большинству детей необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

Кроме того, содержание курса «пронизывает» все образовательные области. Сформированное на занятиях курса нормативное (компенсированное) произношение закрепляется в ситуации естественного речевого общения в различных видах деятельности по всем образовательным областям.

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений  языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов  в слове / предложении).

Планируемые результаты освоения коррекционного  курса:

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок правильно артикулирует изучаемые звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  • анализирует слова различной звуко-слоговой структуры из 2-3 слогов (изолированно и в условиях контекста);
  • воспроизводит интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
  • осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
  • владеет сложными (с применением внешних опор) формами фонематического анализа и синтеза;
  • владеет понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;
  • текущий мониторинг (проводится в форме выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения в процессе бесед, дидактических игр; результаты отражаются в «речевом профиле» группы).
  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Речевой профиль подгруппы представляет собой таблицу, в которой по вертикали обозначены ФИО детей, по горизонтали – звуковой ряд, на котором с помощью цвета обозначены: сохранные звуки; звуки, требующие постановки; поставленные звуки; звуки на этапе автоматизации; звуки, введенные в речь.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:                                

  1. формирование навыков произношения и дифференциации звуков,
  2. развитие навыков языкового анализа и синтеза;
  3. развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение» осуществляется параллельно.

  1. Формирование навыков произношения и дифференциации звуков:
  • Уточнение и закрепление у детей навыка правильного произношения сохранных звуков [a], [y], [o], [э], [и], [ы], [м], [м'l, [н], [н'], [п], [п'l, [б], [б'], [ф], [ф'], [в], [в'], [т], [т’], [д], [д’], [j].
  • Исправление произношения нарушенных звуков: [к], [к'], [г], [г'], [x], [x'], [c], [c'], [з], [з'], [ш], [щ], [ж], [ц], [ч], [л'], [л], [p'], [p] и автоматизация их на уровне слогов слов, предложений.
  • Развитие навыков дифференциации звуков по участию голоса ([с] - [з] и другие), по твердости-мягкости ([л] - [л'] и другие), по месту образования ([с] - [ш] и другие) и способу образования  ([ц] - [с] и другие).
  • Использование в самостоятельной речи откорректированных звуков: в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

2.     Развитие навыков языкового анализа и синтеза: 

  • Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  • Усвоение слогообразующей роли гласных.
  • Развитие умения находить и ставить в слове ударный слог.
  • Закрепление элементарных форм звукового анализа.
  • Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах с использованием внешних опор.
  • Формирование навыка звукового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием (1-3 слогов без стечения согласных)

3.     Развитие ритмической и звуко - слоговой структуры слово

3.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.

  • Произнесение ряда гласных звуков (уиуа , уиуа,  уaиy и т.п.)
  • Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; cac-coc-cyc; пpy-пpa-пpo; ce-се-си; пра-крa-тpa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта.
  • Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча.
  • Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д.
  • Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

3.2.Формирование навыков произношения слов и предложений.

  • Усвоение доступных ритмических моделей слов (тa'-та, та-та', тa'-та-та, та-та-та'), определение ритмических моделей и соотнесение слов с заданной ритмической моделью.
  • Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло) четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова.
  • Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). 
  • Преодоление затруднений в произношении слов сложной слоговой структуры (строительство, космонавт и др.).
  • Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками как изолированно, так и в составе предложения (маляр красит ларек).
  • Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
  • Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

Содержание занятий

ОНР II  уровень

ОНР III уровень

I  период (сентябрь-ноябрь)

  1. Уточнить произношение гласных и  наиболее легких  согласных  у вновь  поступивших  детей.
  2. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  3. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические  и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
  4. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них:  односложные слова со стечением  согласных  в начале и конце  слов (слон, мост).
  5. Начать работу с вновь поступившими детьми по формированию правильного речевого дыхания.
  6. Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.
  7. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх - драматизация.
  8. Учить детей  говорить в спокойном темпе.
  9. Работать над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи.
  10. Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
  11. Развивать элементарные формы звукового анализа.
  1. Сформировать правильное  произношение звуков и начать их  автоматизацию у вновь  поступивших  детей.
  2. Продолжить коррекцию и автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещающих логопедическую  группу.
  3. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  4. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и зарытыми слогами, со стечением согласных и без них:  трехсложные  слова со стечением согласных и закрытым  слогом (абрикос, апельсин), односложные слова со стечением  согласных  в начале и конце  слов (слон, мост), двусложные слова с двумя стечениями согласных (планка).
  5. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры.
  6. С детьми, посещающими группу второй, третий год, продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  7. Начать работу с вновь поступившими детьми по формированию правильного речевого дыхания.
  8. Продолжать работу по формированию правильной  голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой  режим, на допускать форсификации  голоса, крика.
  9.  Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.
  10. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх - драматизация.
  11. Учить детей  говорить в спокойном темпе.
  12. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  13. Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  14. Усвоение слогообразующей роли гласных.
  15. Развивать сложные формы звукового анализа.

II период (декабрь – февраль)

  1. Формировать навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.
  2. Формировать правильное  произношение   звуков у вновь  поступивших  детей.
  3. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки.
  4. Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).
  5. Развивать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой  структуры и звуконаполняемости: двухсложных-трехсложных слов из  открытых  слогов.
  6. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  7. Совершенствовать у детей произвольно изменять силу, высоту и тембр   голоса.
  8. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизация.
  9. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой  атаке, в спокойном темпе.
  10. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  11. Усвоение слогообразующей роли гласных.
  12. Усвоение понятий «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».
  13. Формирование умения определять наличие звука в слове с использованием внешних опор.
  1. Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей.
  2. Продолжать работу  над автоматизацией  правильного произношения звуков у всех  детей.
  3. Формировать правильное  произношение   звуков у вновь  поступивших  детей.
  4. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки; формировать тонкие звуковые  дифференцировки ([т]-[т’]-[ч]).
  5. Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).
  6. Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой  структуры и звуконаполняемости: четырехсложные  слова из  открытых  слогов (кукуруза).
  7. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  8. Совершенствовать у детей произвольно изменять силу, высоту и тембр   голоса.
  9. Развивать тембровую  окраску голоса, высоту тона  в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизация.
  10. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой  атаке, в спокойном темпе.
  11. Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.
  12. Формирование умения определять количество и последовательность слогов и звуков в словах с использованием внешних опор.

III период (март – май)

  1. Закончить автоматизацию  всех звуков у детей в самостоятельной речи.
  2. Совершенствовать навыки  употребления  в речи слов сложной  слоговой структуры и звуконаполняемости:  двух-, трех-, сложных слов со сложной звуко-слоговой  структурой.
  3. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  4. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  5. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
  6. Подбор слова с заданными звуками.
  7. Преобразование слов за счет замены одного звука в начале слова.
  8. Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

  1. Закончить автоматизацию  всех звуков у детей в самостоятельной речи.
  2. Совершенствовать навыки  употребления  в речи слов сложной  слоговой структуры и звуконаполняемости:  трех-, четырех-, и пятисложные  слова со сложной звуко-слоговой  структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура).
  3. Закреплять  длительность речевого выдоха.
  4. Продолжать работу  над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном  общении.
  5. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
  6. Подбор слова с заданным количеством звуков.
  7. Определение последовательности звуков в слове.
  8. Выбор слова к соответствующей графической схеме
  9. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
  10. Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Подготовительная группа, дети с ОНР II-III уровня

Месяц

Неделя

Произношение и дифференциация звуков

Ритмическая и звуко-слоговая структура речи

Языковой анализ и синтез

Примечание

I  период – сентябрь – декабрь

СЕНТЯБРЬ

1

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Произнесение двух- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков.

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки.

2

3

4

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с понятием гласные и согласные звуки

Уточнить произношение гласных и  наиболее легких  согласных.

Произнесение ряда гласных звуков (ауо уоа уоуа и т.п.) Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов без чередования звуков:

(та’тата-татата’); c чередованием гласных звуков (татоту – татоту-татоту).

Произнесение двух- трех- сложных слов без стечений согласных на материале правильно произносимых звуков.

Определение количества и последовательности звуков в ряду из 2-3 гласных; выделение первого гласного в слове. Усвоение понятий «звук», «слово», «гласный звук» и «согласный звук» (на практическом уровне), их схематическое обозначение. Учить выделять гласные звуки и согласные звуки  из ряда звуков, слогов и слов.

2

3

4

НОЯБРЬ  

1

Дифференциация гласных звуков по артикуляции и звучанию

Продолжать работу по формированию правильной  голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой  режим.

Учить детей произвольно изменять силу  голоса: говорить громче, тише, громко, тихо, шепотом.

Учить детей  говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над  четкостью  дикции, интонационной  выразительности речи.

Развивать умение дифференцировать  звуки по парным признакам (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие ит.д.).

Усвоение понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук», «слово», «слог», «предложение».

2

3

Дифференциация понятий гласные и согласные звуки.

4

II  период - декабрь — февраль

  ДЕКАБРЬ

1

Дифференциация

по твердости-мягкости

[Т]-[Ть]

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слов со стечением согласных: пa-пa-пa-aп; пкy-пкa-пкo; ce-се-си; пта-ктa-втa; ce-си-си; ле-ле-ле-ли; пле-пли-пло; бра-бро-бру-бры; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-a-у; у-а-и; та-та-ка; ка-ка-та; пa-тa-пта.

Отработка произнесения слов сложной слоговой структуры на материале ранее закрепленных звуков в речи

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

  • дифференцируемые звуки;
  • определенный заданный
    звук.

На этом же материале:

  • определение места звука
    в слове;
  • выделение гласных звуков в положении после
    согласного в слоге;
  • осуществление анализа и
    синтеза прямого слога;
  • выделение согласного
    звука в начале слова;

•        выделение гласного звука
в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

•        в слогах со стечением
двух согласных; в словах и фразах; составление предложений с определенным словом;

анализ двусловного предложения;

• анализ предложения
с постепенным увеличением количества слов.

2

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Д]-[Дь]

3

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Ф]-[Фь]

4

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [В]-[Вь]

ЯНВАРЬ

3

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [К]-[Кь]

4

Дифференциация

по твердости-мягкости

 [Г]-[Гь]

ФЕВРАЛЬ

1

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Х]-[Хь]

2

Дифференциация

по звонкости-глухости

 [К]-[Г]

3

Дифференциация по твердости-мягкости

 [С]-[Сь]

4

Дифференциация по твердости-мягкости

 [З]-[Зь]

III  период – март – май

МАРТ

1

Дифференциация по звонкости-глухости

 [С]-[З]

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: ca-ca-за; бра-бра-пpa; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пчa-птя-пча.

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататaтaтaтa….тата-татата, та-татата- тата-та и т.д., с чередованием гласных и согласных звуков: татоту- тaтoтy-тaтоту, шa-ca ca-шa-caca..., тaданa-тaдана тадана... и т. д.

Повторение в заданной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

  • Подбор слова с заданным количеством звуков.
  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Определение порядка следования звуков в слове.
  • Определение количества и порядка слогов в слове.
  • Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
  • Составление слов из заданной последовательности звуков.
  • Составление схемы слова с выделением ударного слога.
  • Выбор слова к соответствующей графической схеме
  • Выбор графической схемы к соответствующему слову.
  • Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
  • Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

2

Звук [Ц]

3

Дифференциация по способу образования

 [С]-[Ц],

4

Дифференциация по способу образования

 [С]-[Ш]

АПРЕЛЬ

1

Дифференциация по способу образования

[З]-[Ж]

2

Дифференциация по звонкости-глухости

 [Ш]-[Ж]

3

Дифференциация по месту образования

 [Ч]-[Щ]

4

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Л]-[Ль]

МАЙ

1

Дифференциация по твердости-мягкости

 [Р]-[Рь]

2

Дифференциация по месту образования

 [Л]-[Р]

3

Дифференциация по месту образования

 [Ль]-[Рь]

4

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и дидактический материал

  1. Индивидуальные зеркала.
  2. Музыкальный центр с записями.
  3. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.
  4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, сова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
  5. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты разных цветов и т.п.)
  6. Звучащие игрушки (свисток, дудочка, металлофон, бубен, колокольчик)
  7. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дефференциации звуков всех групп.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А.От слова к диалогу. Дидактический материал по развитию речи детей 5-7 лет: методическое пособие. М., 2014. 128 с.
  2. Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки»
  3. Жихарева Ю.Б. – Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. З,Зь,Ц»
  4. Колесникова Е.В. «Звукобуквенный анализ 5-6 лет»
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции
  7. звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  8. Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
  9. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997
  10. Мальцева И.В. Азбука - узнавайка: учебное пособие. М., 2014. 64 с.
  11. Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
  12. Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
  13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
  14. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е.. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  15. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  16. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.— СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  17. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  18. Соколенко Н.И. «Посмотри и назови» 2 книги
  19. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002