Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат. Синквейн для логопеда - это: инструмент для синтеза и обобщения сложной информации; средство для творческого самовыражения; способ обогащения словарного запаса; подготовка к краткому пересказу. А ещё это увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_statya_na_sayt.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность речи – умение внятно,

 убедительно и в то же время по возможности

сжато выражать свои мысли и чувства,

умение владеть интонацией, выбором слов,

построением предложений, подбором фактов,

примеров действовать на слушателя и читателя».

Н.С.Рождественский

В начале своей статьи я хочу отметить, что ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находятэмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Это касается как детей с нарушениями речи, так и без таковых.

Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры и упражнения в детском саду  направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Всем известно, что художественное слово занимает очень большое место   в развитии и воспитании детей. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие.Выразительность речи включает в себя темп, ритм, голос, высоту голоса, силу голоса, интонацию. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находятэмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Объясняю детям, что выразительно читать – это значит интонацией выражать своё отношение к тому, о чём читаешь!

Дидактический синквейн я начала использовать в работе с дошкольниками, не имеющими речевых нарушений. Это дети подготовительных групп (13 человек), посещающих кружок выразительного чтения «Лучики». На занятиях я учу детей слушать стихи и читать их самостоятельно; а ещё - понимать содержание.

Каждое наше занятие – это новое открытие в этом направлении. Кружок посещают дети подготовительных групп, имеющие хорошо развитые речевые способности. Работа в кружке предполагает воспитание у детей выразительности речи, развитие и совершенствование творческих способностей. Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа,соответствующего цели высказывания.  Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Сочинять стихи в этом стиле детям оказалось несложно. Вот примеры сочинённых детьми стихов.

  1. Тема «Зима»

Алина.

Зима.

Романтичная, изумительная.

Насыпала сугробы, принесла нам Новый год с подарками.

Я люблю зиму.

Это лучшее время года!

Ангелина.

Зима.

Красивая, блестящая.

Дарит подарки и веселье, а ещё может заморозить.

Я люблю зиму.

Зима – это чудо!

Аня.

Зима.

Радостная, снежная.

Пришла, снега принесла, подарила радость.

Я отношусь к зиме отлично.

Зима – это такая же радость, как Новый год!

Вика.

Зима.

Восхитительная, блестящая.

Морозит нас, приходит к нам с подарками и дарит их всем.

Я люблю зиму.

Зима – моё любимое время года!

Слава.

Зима.

Снежная, красивая!

Я зимой играю в снежки, катаюсь на санках, валяюсь в снегу.

Зима – это просторай!

Зимой очень красиво!

Эвелина.
Зима.

Крутая, морозная.

Приходит к нам с подарками, приносит Новый год.

Можно гулять, но недолго.

Зима-отличное время года.

  1. Тема «Мама»

Ангелина.

Мама!

Любимая, красивая!

Может усыпить, накормить и всё помыть.

Я очень люблю свою маму.

Мама- это класс!

Алина.

Мама Таня

Красивая, добрая.

 Она нас уважает, поможет, погладит по головке, а если поранимся –перебинтует рану.

Я маму очень люблю, прямо сердце стучит о ней, стихи ей сочиняю.

Мама – самая любимая!

Слава Ш.

Мамулечка!

Красивая и добрая.

Мама любит лежать на диване, занимается спортом, заботится о нас с папой.

Мы играем с мамой в антонимы.

Моя мама взрослая и молодая!

Кирилл

Моя мама

Самая красивая. Самая лучшая.

Она умеет готовить, пылесосить, любит и жалеет меня.

Я маму люблю и обожаю.

Мама- мой родитель.

Слава Л.

Мама!

Самая лучшая, красивая.

Обо мне заботится, кормит, поит меня.

Мама сильно красивая, любимая.

Мама-родной человек.

Матвей

Мамочка!

Любимая, добрая.

Мама лечит зубы людям, убирается дома,

 с мамой мы печём блины.

Я тебя уважаю,

Мама моя родная!

Егор

Мамочка! Любимая

Мама любит мыть посуду, вязать, мы читаем вместе книги.

Мама, я тебя люблю.

Мама-самый главный человек!

 Постепенно я пришла к выводу, что такой вид деятельности можно использовать и в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР  МДОУ «ДС №4 «Лебёдушка» подтверждает эти данные. У детей наблюдается низкий уровень сформированности словаря, грамматически неправильно оформляют предложение, они плохо запоминают лексическую терминологию, неверно употребляют предложные конструкции, а также имеют низкий уровень сформированности связного высказывания, затрудняются составлять рассказы по картинкам.   

Что же такое – синквейн? Для логопеда - это:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
-средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

     Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.  Кроме того, в синквейне содержится  эмоциональное восприятие темы.

Актуальность и целесообразность.

Эта технология оптимизирует работу учителя-логопеда,  не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивает и совершенствует мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяет мыслить более продуктивно.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн и ФГОС.

Синквейн основывается на подходах:

- личностно-ориентированном;

- деятельностном;

- комплексном;

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам.

Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение.   Синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует  смысловая и синтаксическая заданность каждой строки.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей «Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3уровня и служит средством оптимизации учебного процесса.

В группе компенсирующей направленности 12 детей с ОНР.  Синквейны с ними я начала составлять когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». В первой половине учебного года мы учились подбирать слова-действия, слова-признаки, составлять предложение с этими словами. Но так как уровень речевого развития  этих детей низкий, делать это им очень сложно.  Дидактический синквейн я планирую составлять с детьми в конце каждой лексической темы, когда у детей уже будет достаточный словарный запас по данной теме.  Первые синквейны мы составляли коллективно. Затем стали составлять короткие рассказы по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

Педагоги, применяющие данную технологию в коррекционной работе, становятся свидетелями оригинальных стихотворений, рассказов по картинкам, созданные детьми, которые нередко становятся «изюминкой» непосредственно образовательной деятельности.

Надеюсь, что в подготовительной группе дети освоят эту технологию и составлять cинквейны им будет  очень просто и интересно. К тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а, значит, и адаптироваться в социуме.

Прогнозируемые результаты.

Эффективность работы в данном направлении будет определена данными итогового обследования. Предполагаемые результаты:

-  Ожидается улучшение показателей в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств.

- В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов.

- Грамматические конструкции употребляются детьми в виде сложных, распространенных предложений, обеспечивается её логическая завершенность.

- Таким образом, использование современной технологии «Дидактический синквейн» как средства коррекции связной речи позволит значительно улучшить качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Правила составления синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную  идею.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая личное отношение к теме;

5 строка – вывод, итог - слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Советы педагогам:

1.     Начиная учить детей составлять синквейны, предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)

2.     Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

        На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. 

        Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"

Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...

Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности.  Моторика, мышление, психика и речь -  взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физи...