Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа)

Судина Яна Павловна

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает детям  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает все стороны речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_uspeshnyy_proekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Судина Яна Павловна, ст.воспитатель МАДОУ «Детский сад №27» г. Энгельс Саратовской области

Проект

«Использование технологии развития критического мышления

в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в  работе воспитателя ДОУ.

Анализируя опыт работы, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встал вопрос – как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни?

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает детям  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает все стороны речи.

Критическое мышление - мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценивания, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

    Психолого-педагогические исследования, проведённые ведущими учёными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Поэтому использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для развития связной речи, последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.

Целью моей работы является:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологи развития критического мышления в образовательном процессе группы и семьи.

Для достижения поставленной цели были определены  следующие задачи:

  1. Провести анализ методической литературы по данной теме.
  2. Создать развивающую среду для внедрения ТРКМ в группе в соответствии с ФГОС.
  3. Внедрить ТРКМ в образовательный процесс группы и семьи.
  4. Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.
  5. Повысить уровень развития связной речи у детей.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста группы № 9, педагоги, родители.

Деятельность  в рамках проекта:

В основу проекта положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

Первый этап – «вызов» -  пробуждается интерес к теме. Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у ребенка знания по данной теме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать дошкольников к познавательной деятельности;
  • Побудить дошкольников к активной работе на занятиях, дома и в свободной деятельности.

Второй этап – «осмысление», в ходе которого  происходит непосредственная работа дошкольника  с  новым  материалом, причем работа, направленная  и осмысленная.  Стадия  позволяет дошкольнику:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить информацию;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третий этап – «рефлексия» -  размышления, формирование личностного отношения.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью схем и картинок. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Стадия предполагает:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации ребенком;
  • Формирование у дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Деятельность по реализации проекта проходит во всех формах обучения: непрерывной образовательной, индивидуальной, групповой.

Результативность деятельности с детьми по проекту развития критического мышления для формирования связной речи включает в себя:

        - повышение эффективности восприятия информации;

 - повышение интереса к изучаемому материалу;

- умение связанно, красиво и грамотно излагать свои мысли и мнение;

 - умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими.

Для успешной реализации своего проекта я использовала инновационную технологию Scrum. Scrum – решение, найденное Джеффом Сазерлендом, чтобы преодолеть классические недостатки управления проектами: отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений и т.д. В отличие от старого «поэтапного» подхода, Scrum позволяет добиться поставленных целей меньшими силами и затратами, в более короткие сроки, а итоговый продукт отличается высоким качеством.

Сегодня технология Scrum - это инструмент повышения эффективности и продуктивности в проектной деятельности.

         Слово scrum («схватка») взято из регби и обозначает метод командной игры, позволяющий завладеть мячом и вести его дальше по полю, а для этого нужны слаженность, единство намерений, чёткое понимание цели.

«Схватка» представляет собой идеальную модель взаимодействия всех участников. Именно взаимодействие необходимо для достижения поставленной цели. Здесь уместно будет вспомнить высказывание Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у нас будет по две идеи».

Цель метода - создание сверхпродуктивной команды со своими идеями и безграничной энергией, идущей в ногу со временем, стремящейся к достижению лучших результатов.

Scrum не требует внедрения каких-либо дорогостоящих инструментов. Схему технологии Scrum вкратце можно описать следующим образом:

  1. Для начала необходимо выбрать «Владельца продукта» — человека, обладающего видением того, что вы собираетесь создать или достигнуть. В данном проекте владельцем выступает воспитатель.
  2. Затем нужно собрать «Команду», в которую войдут люди, непосредственно выполняющие работу. Они должны обладать навыками и знаниями, которые помогут воплотить идею владельца продукта в жизнь. Наша команда- это дети и родители.
  3. Приступая к работе, нужно создать максимально полный список всех требований, предъявляемых к продукту. Пункты этого списка должны быть расставлены по приоритету. Список носит название «Бэклог продукта». Он может развиваться и изменяться на протяжении всего срока реализации проекта. Бэклог формирует воспитатель. В него должны входить все составляющие проекта.
  4. Затем участники и владелец продукта должны провести первое скрам-собрание, на котором они ознакомятся со «спринтами». Это этапы проекта, в которых воспитатель прогнозирует количество выполнимых за определенный промежуток времени заданий.
  5. Чтобы все участники были в курсе состояния дел нужно завести скрам-доску с тремя колонками: «Нужно сделать»; «В работе»; «Сделано». На доску участники клеят стикеры с заданиями, которые в процессе работы поочередно перемещаются из колонки «Нужно сделать» в колонку «В работе», а затем в «Сделано».
  6. По завершении спринта команда делает его обзор — проводит встречу, на которой участники рассказывают, что сделано за спринт.
  7. После показа результатов работы всех спринтов участники проводят ретроспективное собрание, на котором обсуждают, что команда делала хорошо, что можно сделать лучше, что можно улучшить прямо сейчас.

Бэклог

1 спринт

(1 неделя)

2 спринт

(1 неделя)

3 спринт

(2 недели)

4 спринт

(2 недели)

5 спринт

(1 неделя)

Вызов

Осмысление

Рефлексия

-«Корзина идей» (Что мы знаем о весне?);

-Лэпбук «Весна».

-Д/и «Верные – неверные суждения», «Причина – следствие».

-Работа с метафорами;

-Составление загадок;

-Синквейн.

-Друдлы;

-Бином фантазий;

-Кейс.

-Составление кластера «Что такое весна»;

-Рукописная книга «Увлекательные истории о весне глазами детей и взрослых».

Результативность проекта.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что использование инновационных технологий (ТРКМ и Scrum) является уникальным средством для создания условий всестороннего развития ребенка, в том числе, формирования связной речи. Это важный аспект в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его.

Таким образом, в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт , повысился уровень самостоятельности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что использование инновационных технологий  является эффективным средством в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Изучая проблему развития связной речи, я пришла к выводу, что нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедряя ТРКМ в образовательный процесс группы  и семьи.

С этой целью в дальнейшем намечены следующие мероприятия:

-продолжить работу по внедрению в образовательный процесс группы инновационных технологий — ТРКМ и Scrum.

- широко применять в работе с детьми ТРКМ, так как с помощью данной технологии значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.

Использование инновационных технологий в развитии речи  позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с действующим ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

"Использование рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста".

Опыт работы по использованию рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...