"Использование рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста".
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Екатерина Владимировна

Опыт работы по использованию рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование рассказов русских писателей-природоведов в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «формирование правильной, связной и выразительной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования».

Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги и ученые, это А. М. Бородич, В. В. Гербова, М. М. Конина, Е. И. Тихеева, К.Д. Ушинский и другие.

        Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста актуально тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации.

В связи с этим возникает проблема: при каких условиях рассказы природоведческого содержания способствуют формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста?

Исходя из этого, целью нашего исследования явилось теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности методов работы с рассказами русских писателей – природоведов для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Я предполагаю, что использование рассказов русских писателей – природоведов будет оказывать значительное влияние на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, сделает ее более последовательной и логичной, при создании следующих педагогических условий:

– будут регулярно организованны беседы по произведениям русских писателей – природоведов на занятиях и в свободной деятельности;

– будет своевременно проводиться индивидуальная работа по пересказу произведений русских писателей - природоведов;

- работа над рассказами будет сопровождаться иллюстрациями, звукозаписью;

- будут использованы средства выразительности при чтении рассказов, такие как интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса.

На теоретическом этапе я  выделила особенности развития связной  речи детей старшего дошкольного возраста, которые позволили нам определить высокий уровень развития речи, включающий следующие умения:

- пользование в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания,

-активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец);

-умение самостоятельно составлять разные типы текстов: (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения;

-умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п.

Базой проведения практической работы является старшая группа детского сада № 17 города Дзержинска Нижегородской области. В исследовании принимали участие 10 детей. Цель этого этапа исследования - выявить уровень связной речи детей старшего дошкольного возраста, для этого была использована диагностика Ушаковой О.С. и Струниной Е. М.

Я выявила, следующее:

- умение составлять описательный рассказ по картинке, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец;

- умение разложить в правильной последовательности серию картинок и составить по ним рассказ;

- умение составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

Результаты анализа выполнения заданий детей позволили определить исходный уровень развития связной речи дошкольников.

Это указывает на необходимость в запланированной нами целенаправленной воспитательно-образовательной работе по улучшению уровня сформированности связной речи.

Цель практической работы – апробировать на практике предложенные нами занятия по развитию связной речи старших дошкольников с использованием рассказов русских писателей-природоведов.

Для работы с детьми в соответствии с ФГОС, планированием воспитательно-образовательной работой и сеткой занятий, были выбраны следующие рассказы: «Что за зверь», «Лисята» - Е.Чарушина, «Синичкин календарь.Апрель», «Купание медвежат» - В.Бианки, «Ёж» - М.Пришвина. Также мы осуществили подбор иллюстраций к ним.

Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно пересказывали текст. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений, найти ласковые слова, узнать значение таких слов как «за шиворот», «окунать», «шлепок», подобрать близкие по значению слова. Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать клички, подбирать короткие и длинные слова и фразы, когда сами сочиняли сказку.

Таким образом, мы апробировали на практике разработанные нами занятия на развитие связной речи старших дошкольников с использованием рассказов русских писателей-природоведов.

В конце практической работы было проведено итоговое обследование детей. Для этого были отобраны те же задания, что и при начальном обследовании. После проведенной диагностики, мы увидели, что  некоторые дети улучшили свои результаты.

Мы сравнили данные двух диагностик, и у нас получилась сводная диаграмма, на которой видны изменения уровня речевого развития детей.

4 детей продемонстрировало высокий уровень развития связной речи, 4 детей показали средний уровень и 2 детей так и остались на низком уровне. У одной девочки наблюдается проблема не только в развитии связной речи, но и в развитии речи в целом.

В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты: повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, поставленная нами цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

Проект «Использование технологии развития критического мышления в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста»

В основе моего проекта заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что развитие связной речи будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственно...

Влияние русских-народных сказок на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста

статья посвящена влиянию русских народных сказок на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описывается развитие связной речи на каждом этапе развития ребенка. В статье показа...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена влиянию русских народных сказок на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описывается развитие связной речи на каждом этапе развития ребенка. В статье показа...

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...