Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Методическая разработка:"Роль  экологического  воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"

Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга Белоусова Е.А.

Одной из актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблемво вс]ём мире, и в России делает просвещение  в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего  поколения и, в частности, дошкольников, главной из задач.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей  среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Формы работы: игровые, комплексные занятия, беседы, совместная деятельность взрослого с детьми(опыты, наблюдения, эксперименты,экологические игры, чтение художественной литературы эколгического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей9 рисование, работа в природном уголке). Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщать.

Основным проводником экологическогообравзования в дошкольном возрасте является воспитатель. В речевых группах решаются не только общеразвивающие задачи, но коррекционно- воспитательные задачи.

Основная задача учителя-логопеда в детском саду - всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего общим недоразвитием речи. Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит принадлежит логопеду, а воспитатель является активным участником и помощником,

 то  при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются, учитель-логопед  становится активныи участником и помощником.

Если  задачи воспитателя в экологическом воспитании- это формирование системы научных экологических  знаний, доступных детям дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к природе, формирование умениий и навыков безопасного для природы и  ребёнка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, воспитание восприятия себя как части природы, формирование навыков рационального природоиспользования и желания охранять и беречь природу, то задача логопеда- активно поддержать в этом, решая ещё коррекционные задачи, а именноформировать звукопроизношение, развивать  фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, преодолевать аграмматизм, формировать слоговую структуру слов, развивать связную речь,  а также развивать восприятие, внимание, память, мышление.Получается, что занятия воспитателя и логопеда взаимодополняют друг друга.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Роль экологического воспитания дошкольников

с общим недоразвитием речи»

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Санкт-Петербург Белоусова Е.А.

Одной из очень актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических проблем во всём мире, и в России делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников, главной из задач.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Формы работы: игровые, комплексные занятия, беседы, совместная деятельность взрослого с детьми (опыты, наблюдения, эксперименты, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей (рисование, работа в природном уголке) Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления6 анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщать.

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель.

В речевых группах решаются не только общеобразовательные, но и коррекционно- воспитательные задачи.

Основная задача учителя-логопеда ДОУ- всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего общим недоразвитием речи. Если в коррекционно- воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, их роли меняются: учитель-логопед становится активным участником и помощником.

Если задачи воспитателя в экологическом  воспитании- это формирование системы научных экологических знаний, доступных детям дошкольного возраста, развитие познавательного интереса  к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребёнка поведения, воспитание бережного отношения отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, воспитание восприятия себя как части природы, формирование навыков рационального природоиспользования и желания охранять и беречь природу, то задача логопеда- активно поддержать в этом, решая ещё и коррекционные задачи, а именно формировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие,  обогащать словарный запас, преодолевать аграмматизм, формировать  слоговую структуру слов, развивать связную речь, а также восприятие, внимание, память, мышление. Получается, что занятия воспитателя и логопеда взаимодополняют друг друга. Материал подаётся так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно. Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается.  В своей работе я использую, наряду с традиционными игровыми приёмами, дидактическими играми, упражнениями такими как «Какой лист».

«С какого дерева детки?»(шишки, семена, плоды) и т. д  использовать специфические приёмы, применяемые в области экологического  воспитания, как опыты, эксперименты, самостоятельную творческую деятельность детей(ручной труд, рисование и др.),экологические игры, наглядное моделирование.

Интересен мне комплексный тип занятий, которые позволяют решить разные задачи развития дошкольника

и строятся на разных видах деятельности, сочетание которых способствует болеет лёгкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Были разработаны конспекты занятий, которые сочетают в себе традиционные и инновационные формы помощи детям с общим недоразвитием речи, а также способствуют. Повышению экологической культуры и помогают воспитывать личность, любящую и сохраняющую родную природу.

Занятие: «Деревья. Кустарники. Бумага.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...

Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.

В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР....

Патриотическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи

Патриотическом воспитание дошкольников в коррекционно-логопедической работе....

Методическая разработка с инфографикой для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект ИОС по развитию речи в подготовительной логопедической группе с использованием инфографики на тему «Дикие животные»...

«Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи».

laquo;Роль учителя – логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи»....

Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».

В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...