Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.
методическая разработка по логопедии на тему

Блиок Наталья Борисовна

В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_razrabotki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.

Целью данной методики является развитие восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- развитие восприятия текста;

- использование картины как знаково-символической системы, универсального средства для организации различных символико-моделирующих видов деятельности;

- конструирование специальной пространственно-развивающей среды (наличие игрового оборудования, методических пособий);

- использование различного наглядного материала и игрового оборудования для организации деятельности детей;

- развитие логико-временных связей событий при пересказе текста;

- развитие понимания развернутого текста на семантическом и структурно-синтаксическом уровнях;

- обогащение словарного запаса с уточнением значений слов;

- развитие понимания смысла сюжетной картины и серии сюжетных картин;

- расширение знаний и представлений об окружающей действительности;

- расширение познавательного опыта детей, в частности, развитие зрительного и слухового восприятия, формирование представлений об окружающем мире;

- развитие эмоционально-волевой сферы детей;

- развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей;

С целью преодоления нарушений восприятия текста детьми с общим недоразвитием речи мы предлагаем использовать в логопедической работе следующие методики, разработанные разными авторами:

  • Метод мнемотехники.

     Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в виде мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

     Занятие состоит из нескольких этапов.

     На 1 этапе происходит рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

     На 2 этапе осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

     После перекодирования, на 3 этапе, осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.

     При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

     Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

- подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

- подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. (вопросы, подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.)

     Схема-модель учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

     Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Использование данного метода способствует:

- появлению у детей желания пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- расширению круга знаний об окружающем мире;

- активизации словарного запаса;

- преодолению у детей робости, застенчивости, научению свободно держаться перед аудиторией.

  • Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом) как методический прием для развития разговорной речи детей с ЗРР.

     Цель работы с закрытой картиной или спрятанным предметом – научить детей задавать вопросы (картинка на первом этапе повернута тыльной стороной, а предмет спрятан за ширму). В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения.

     Чтобы дети узнали содержание картинки или вид спрятанного предмета (форма, цвет, величина, классификационная принадлежность и т. д.), с ними проводится беседа.

    Усложнение работы с закрытыми объектами ведется по трем основным направлениям:

- содержание (сюжет) закрытой картинки или вид спрятанного предмета;

- содержание и форма вопросов к картинке или спрятанному предмету;

- степень самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом.

     Развитие самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой или со спрятанным предметом осуществляется через организацию данного вида деятельности. В подготовительной группе дети хорошо знакомы с классификацией предметов, обобщающими понятиями, овладели в достаточной степени диалогической формой речи. В этом случае можно использовать работу с «маленьким учителем». Ему адресуются вопросы дошкольников, так как только он видит картинку или спрятанный предмет. И ребенок сам формулирует ответы. Педагог контролирует и направляет диалог «маленького учителя» с группой детей: «Спроси Мишу, что есть на картинке? Повтори ответ».

     Использование перечисленных приемов работы способствует развитию у дошкольников навыка описания. Сначала предмет устно описывается по частям (голова куклы, волосы, лицо, цвет глаз, затем одежда, обувь, положение рук и т. д.). Описание верхней части, центра, нижней части картинки делают дети со средним уровнем развития речи, а малыши со слабым уровнем развития речи повторяют их ответы. Дошкольники с высоким уровнем развития речи описывают картинку или предмет в целом.

Таким образом,  осуществляется индивидуальный подход к детям при обучении диалогической речи и связному рассказу по закрытой картинке или спрятанному предмету.

     Данный прием можно использовать при работе в парах, где один ребенок задает вопросы, а другой, у кого закрытая картинка, отвечает. Далее первый ребенок описывает то, что изображено на картинке, а затем рисует. Результат работы они оценивают вместе. При работе в парах логопед лишь контролирует процесс работы каждой пары и иногда, если требуется помощь, направляет диалог в нужное русло.

      После выполнения детьми рисунка обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.

  • Организация символико-моделирующей деятельности, воспроизводящей художественные образы картины в окружающей действительности.

     Способность ребенка адекватно понимать различного рода картины и иллюстрации основывается на соотнесении изображения с реальностью. Символико-моделирующие виды деятельности позволяют перевести содержание графического изображения в трехмерную действительность, то есть создать образы картины в окружающем пространстве и тем самым активизировать мыслительную и речевую деятельность детей.

В процессе моделирующих видов деятельности, таких как игры, элементы театрализации, рисование, аппликация, предметное моделирование, по содержанию картины у детей формируется ориентировка на целостный образ, отдельные компоненты изображения начинают восприниматься дошкольниками во взаимосвязи.

     Организация символико-моделирующих видов деятельности требует соблюдения ряда условий:

- достаточно длительного исполнительского этапа, в ходе которого дети активно анализируют картину, подбирают необходимые элементы, используют сопровождающую речь, получают положительный отклик со стороны взрослого и других детей;

- обеспечения операционно-технической стороны продуктивных и игровых видов деятельности через развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие оценочного отношения детей к результату своей деятельности;

- стимулирования речевого сопровождения (вопросы, побуждения, пояснения, констатация готового результата).

      Для реализации всех этих условий большое значение имеет игровая деятельность детей по содержанию картины. В основе игры лежит сюжет, заранее определенный темой художественного произведения. В ней моделируется, воспроизводится та сфера действительности, которая изображена на картине. Театрализованную игру (например, режиссерскую или игру-драматизацию) при обучении рассказыванию по картине рекомендуется использовать как деятельность, позволяющую моделировать изображенные на картине отношения.

      Организуя игру, можно предложить детям разные ситуации:

- использование только соответствующих данной картине атрибутов;

- выбор на основе анализа содержания картины;

- моделирование с опорой на картину;

- моделирование без образца (без картины в поле зрения) и т. п.

      Изобразительная деятельность (рисование, аппликация) в структуре работы предполагает проведение различных изобразительных игр. С одной стороны, развитие восприятия готовых изображений выступает как важнейшая предпосылка возникновения собственной изобразительной деятельности, с другой стороны, собственный рисунок зачастую помогает адекватному восприятию предложенной картины.

     При обучении детей рассказыванию по картине можно использовать следующие приемы:

- показ взрослым, как можно воспроизвести содержание картины с помощью средств изобразительной деятельности (линия, цвет, аппликация);

- дорисовывание рисунков, выполненных взрослым, с целью расширения их содержания (в соответствии с картиной);

- воспроизведение одного и того же содержания разными способами (аппликация, рисование);

- моделирование композиции из плоскостных объектов;

- моделирование композиции с помощью объемных предметов;

- дополнение сюжетных изображений недостающими деталями;

- изображение пропущенных элементов (серии последовательных картин);

- изображение объектов картины приемом рваной аппликации по готовому контуру;

- воспроизведение содержания картины с применением природных и бросовых материалов;

- активное использование музыки, литературных произведений, театральной драматизации и т. д.

     Такая система работы имеет преимущество по сравнению с использованием только словесных методов обучения рассказыванию по картинке. Она позволяет расширять и актуализировать словарь детей  в связи с потребностями другой (неречевой) деятельности, а также уточнять представления детей о пространстве и формировать специфическое представление о нем (ребенок практическим путем учится правильно воспринимать пространственные отношения в двухмерном пространстве и воспроизводить их в трехмерный).

      Для обучения рассказыванию по картине рекомендуется использовать разные варианты организации символико-моделирующих видов деятельности.

     Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет.     Прием поэлементного диктанта. Педагог, прибегая к совместным действиям, образцу и подробной словесной инструкции, предлагает детям последовательность выполнения, фиксирует их внимание на соотнесении каждого выбранного предмета с изображением, уточняет пространственное  расположение предметов.

      Прием комментированного рисования (описан О. П. Гаврилушкиной). Педагог схематизировано изображает на доске или на листе ватмана всю картину или ее части, формируя таким образом у детей представление о разных графических способах передачи одного и того же содержания.

      Прием зарисовывания. Педагог (или кто-то из детей) располагает предметы в пространстве. Остальные дети зарисовывают это расположение. Этот прием позволяет закреплять представление детей о способах моделирования и построения изображений, активизировать их речемыслительные процессы.

      Прием фотографирования. Взрослый фотографирует результат моделирующей деятельности детей по содержанию картины и предлагает им фотографию для рассматривания и последующего рассказывания. В работе с детьми фотография может использоваться для сравнения с картиной, актуализации в памяти собственного опыта. Рассказ по фотографии является промежуточным звеном между рассказыванием по картине и рассказыванием на основе личного опыта.

      Прием сюжетного видения предполагает создание сюжетных композиций с опорой на наглядность (картину).

Таким образом, символико-моделирующая деятельность детей по воспроизведению художественных образов картины в окружающей действительности выступает определяющим моментом в создании смыслового образа изображенной на картине ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегаю...

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Роль  экологического  воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...

Методическая разработка с инфографикой для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект ИОС по развитию речи в подготовительной логопедической группе с использованием инфографики на тему «Дикие животные»...

Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».

В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...