Применение здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в дошкольных учреждениях.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Курдакова Елена Григорьевна

В статье дана краткая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Обоснование необходимости учитывать их особенности  в процессе коррекционной работы, и описание применяемых здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Г. Курдакова

ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 16

Адмиралтейского района СПб,

учитель-логопед

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе

коррекционного обучения детей с общим недоразвитием

речи в дошкольных учреждениях

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема сохранения здоровья детей. По данным специальных исследований доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5% – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем [1, 5].

Дети с нарушением речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. В последние годы я работаю с группами детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех аспектов речи: звукопроизношение, слоговая структура речи, активный и пассивный словари, грамматический строй речи, связная речь, нарушение темпа и плавности речи. Дети с общим недоразвитием речи имеют и другие особенности развития.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение артикуляционных укладов либо органов артикуляционного аппарата;

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушение общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств (сила, скорость, ловкость);

нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

нарушение оптико-пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой);

несформированность мышления;

задержка развития воображения.

Кроме того, у детей с нарушением речи, как правило, ослаблено и общее физическое здоровье: у многих детей уже есть хронические заболевания, снижен иммунитет. Из своей практики могу сказать, что за последние десять лет в моей группе не было ни одного ребенка с первой группой здоровья, а число детей с третьей группой здоровья увеличивается год от года.

Попадая в коррекционное дошкольное учреждение, ребенок вынужден «трудиться» значительно больше, чем в массовом детском саду, так как должен не только усвоить знания и умения, предусмотренные программой дошкольного образования, но и приложить значительные усилия для преодоления своих речевых дефектов. Понятно, что при такой двойной нагрузке и ослабленном здоровье ребенок испытывает колоссальные трудности. Задача логопеда заключается, конечно, в исправлении речевого дефекта, но при этом важно, чтобы ребенок не переутомлялся. Именно поэтому ни один логопед не обходится в своей практике без особых технологий, приемов, методов, которые можно назвать здоровьесберегающими, потому что эти технологии, помогающие справиться с речевым недоразвитием, полезны и сами по себе.

В настоящее время использование специальных техник и приемов, направленных на сохранение здоровья детей – одна из основных составляющих работы логопеда и воспитателей групп коррекционной направленности.

Организация комплексной оздоровительно-коррекционной работы – вот задача, которая стоит перед педагогами коррекционного дошкольного учреждения. Составляющие этой работы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Артикуляционная гимнастика – совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.

Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка, дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Дыхательная гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, она оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника).

Упражнения на релаксацию снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения на координацию речи с движением вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Упражнения на ориентацию в пространстве и собственном теле активизирует нервные процессы, обостряют внимание, кинетическую память.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Самомассаж стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием самомассажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников:

проблемно-игровые: игротреннинги и игротерапия. Могут быть организованы незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;

коммуникативные игры. Совместная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3. Коррекционные технологии

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством. Увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Представляют собой  регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание: «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты.

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Психогимнастика. Направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Комбинируя выше описанные технологии, мы пытаемся достигнуть еще одной цели: сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Каждый ребенок хочет вырасти и стать большим и сильным. Помочь ему в этом – наша задача.

Список использованной литературы

1. О.Г. Приходько. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб, КАРО, 2008.

2. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения –
М, Просвещение, 1989.

3. В.Г. Алямовская. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении – Дошкольное образование
№ 17-24, 2004 г.

4. Н.В. Мальгавко. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
с ОНР – Логопед, № 1, 2012 г.

5. И.В. Панферова. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – Логопед, № 2, 2011 г.

6. М.А. Кудинова. Здоровьесберегающие технологии в системе
коррекции речи дошкольников. – Логопед, № 2, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...