Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Куприна Оксана Николаевна

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Куприна Оксана Николаевна

учитель-логопед

МКДОУ « Детский сад № 421 комбинированного вида имени С.Н. Ровбеля»

г. Новосибирск

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей

с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

   В конце двадцатого столетия общество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных быстрым распространением информационных технологий. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой информационного общества становятся глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет. Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к обучению подрастающего поколения. На передний план выходят умения:

  • быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях, хорошо ориентироваться в происходящих процессах;
  • работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам;
  • общаться с людьми;
  • критически мыслить и принимать самостоятельные решения и т.д.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования, в том числе и дошкольного образования.

Среди детей дошкольного возраста в  последнее время увеличилось  количество детей с общим недоразвитием речи. Организация их обучения требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить “правильно и красиво”. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

Трудности освоения информационно-коммуникационных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки информационно-коммуникационных технологий для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, возникла необходимость  разработать методический проект по использованию информационно-коммуникативных технологий в процессеразвития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, призванного решить ряд задач. Среди них –способствовать формированию начальных навыков учебной деятельности работы за компьютером, развитие психических процессов (память, внимание, воображение, мышление), потребности к познанию.

Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через знакомство с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Реализация данного проекта стала возможна при соблюдении основных принципов:

  • Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
  • Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
  • Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
  • Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.    Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
  • Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

        Для повышения компетентности в области информационных коммуникативных технологий, на подготовительном этапе были организованы курсы по программе IntelR «Обучение для будущего»: «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века». Изучены методические разработки,  выявлены методы, приемы развития психических процессов у детей с ОНР с использованием ИКТ данной проблеме. Проведена педагогическая  и логопедическая диагностика с учётом индивидуально типологических особенностей детей. Разработаны методические  материалы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством информационных коммуникативных технологий для  определения основных направлений деятельности.

        На основном этапе работа ведётся в трёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями, взаимосвязь со специалистами. При работе с детьми используются следующие виды деятельности: педагогическая диагностика с учётом индивидуальных типологических особенностей детей, занятия по компьютерной грамотности, занятия по развитию речи информационных коммуникативных технологий, логоритмика  с    использованиеминформационных коммуникативных технологий, развлечения для детей и родителей.

        Вовлечение родителей в образовательный процесс детей с использованием информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении происходит через следующие виды деятельности:  наглядная информация для родителей в родительском уголке (по темам:«Компьютер: вред или польза?», «Компьютер: за и против» и т.д.), рекомендации  родителям при выборе  компьютерных обучающих игр, родительское собрание «Суд над компьютером», проведение консультаций для родителей по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке, анкетирование родителей, развлечения для детей и родителей.

        При взаимодействии со специалистами используются следующие виды деятельности: подготовка и проведение развлечений, проведение педагогической и логопедической диагностики с учётом индивидуальных типологических особенностей детей, логоритмика  с использованиеминформационных коммуникативных технологий.

        Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...