"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Швабауэр Марина Анатольевна

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это имеет для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). 

Этот материал посвящён  особенностям организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

        Постановка проблемы.

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это имеет для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

Одним из направлений  формирования связной речи является обучение рассказыванию с элементами творчества. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления и даёт большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.

Цель проекта.

Создание системы работы по формированию навыка творческого рассказывания по сюжетным картинам у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Участники  проекта.

Проект будет проходить в 3 этапа.

В проекте будут участвовать:

      - педагоги  ДОУ;

      - дети старшего дошкольного возраста ДОУ;

      - родители детей группы.

        Задачи.

Взаимодействие с педагогами:

- составить совместный тематический план логопеда и воспитателя;

- апробировать и адаптировать пособие Т.А.Ткаченко;

- создать библиотеку методической литературы по освещаемой проблеме.

Взаимодействие с родителями:

1. информировать родителей о проблеме речевого развития детей и его значении для  школьного обучения:

- провести родительские собрания по данной проблеме;

- использовать  редакционно - издательскую деятельность:

   * выпуск буклетов по освещаемой проблеме;

   * издание книги «Забавные истории»;

2. познакомить родителей с методом проектов:

 - провести заседание круглого стола с родителями,

 - привлечь к участию в детских проектах:

* «Студия мультфильмов»;

* «Книжное издательство».

Взаимодействие с детьми:

1. провести открытие проекта «Книжное издательство»:

- создать развивающую среду в группе для творческой деятельности.

- организовать цикл экскурсий по городу (издательства, книжные магазины);

- организовать и провести презентации  детских проектов (альбомов, книг, акций творческой деятельности детей)  по всем темам проекта.

2. провести открытие проекта «Студия мультфильмов»:

- создать развивающую среду в группе для творческой деятельности.

- организовать цикл экскурсий по городу (киностудия, кинотеатры);

- организовать и провести презентации  детских проектов (мультфильмов, акций творческой деятельности детей)  по всем темам проекта.

Ожидаемые результаты.

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

Педагоги

  • педагоги повысят свой профессиональный уровень в вопросах формирования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Родители

  • родители повысят свой уровень компетентности в вопросах речевого развития, и активно будут участвовать в реализации детских тематических проектов.

Воспитанники

  • совершенствуют свое умение составлять рассказы по содержанию картины;
  •  научатся составлять план рассказа и придерживаться его;
  • совершенствуют умение сочинять короткие сказки по содержанию картины.

В итоге

  • выстроится система работы по формированию навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • в группе будет  апробировано и адаптировано к данной речевой патологии методическое пособие Т.А.Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картине».

Реализация проекта.

 Подготовительный этап.

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Изучение методических материалов, планирование работы.

       

     ДОУ

Сентябрь

Старший воспитатель,

логопед,

воспитатели группы

Проведение диагностических мероприятий среди детей старшей группы их родителей и педагогов ДОУ.

      ДОУ

Сентябрь

Воспитатели группы

 Основной этап.

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Участие в проекте педагогов ДОУ

Создать библиотеку методической литературы по освящаемой проблеме

ДОУ

Сентябрь, октябрь

Воспитатели группы, старший воспитатель, логопед

Составить совместный тематический план логопеда и воспитателей.

ДОУ

Сентябрь, октябрь

Старший воспитатель,

 учитель - логопед, воспитатели  группы.

Участие в проекте родителей

Проведение родительских собраний

ДОУ

Сентябрь,

январь

май.

Учитель – логопед, воспитатели группы

Использование редакционно-издательской деятельности:

- выпуск буклетов с оперативной информацией

- издание книги «Забавные истории»

ДОУ

Ежемесячно

в течение двух

лет  

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели группы

Познакомить родителей с методом проектов:

- проведение круглого стола

- организовать участие в детских проектах.

ДОУ

Сентябрь-октябрь

Систематически

в течение всего проекта

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Участие детей в проектах

Организовать цикл экскурсий  городу.

Систематически

в течение всего проекта

Старший воспитатель, воспитатель группы

Организовать проведение презентаций проектов

ДОУ

Систематически

в течение всего проекта

Ст. воспитатель,

воспитатели,  

Заключительный этап.

Вид деятельности

Место проведения

Срок

Ответственный

Проведение диагностических мероприятий среди детей старшей группы их родителей и педагогов ДОУ.

      ДОУ

Май

Воспитатели группы

Провести отчёт творческой группы на базе ДОУ.

ДОУ

Май

Ст. воспитатель, учитель-логопед,

воспитатели.  

Бюджет проекта.

Смета расходов:

Наименование

Всего

Требуемые средства

Имеющиеся средства

Оборудование

сканер

1

1

компьютер

1

1

видеокамера

1

1

Плеер DVD

1

1

Музыкальный центр

1

1

Всего по оборудованию:

5

0

5

Редакционно – издательская деятельность,

изготовление информационно – организационных материалов.

Тонер для принтера

2000

2000

0

Покупка бумаги:

  • формат А - 4
  • Формат А – 3

300

300

300

300

0

0

Всего:

2600

2600

0

Проведение круглого стола,

родительских собраний.

Маркеры, папки и др. канц. товары

1000

1000

0

Методическая литература

1500

650

850

Чай – паузы

300

300

0

Всего:

2800

1950

850

Организация экскурсий

Автотранспорт

4000

4000

0

Экскурсовод

1000

1000

0

Видео и фотосъемка

Диски DVD – R.

80

0

80

Диски CD – RW

40

0

40

Фотопечать

640

640

0

Фотоальбом

35

0

35

Всего:

5795

5640

155

Всего расходов:

11195

10190

1005

В рамках реализации данного проекта было изучено большое количество методической литературы:

  • «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» В.П. Глухов
  • «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова
  • «Развитие речи дошкольников с ОНР» С.Н.Сазонова
  • «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» Т.А.Ткаченко
  • «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» О.А.Шорохова
  • «Развитие речи детей» Н.В.Новоторцева

 Исходя из поставленных задач, были определены методики для выявления уровня сформированности навыка связной речи (по О.С.Ушаковой):

1. Выявление понимания темы текста, определение названия текста.

2. Выяснение последовательности передачи структуры текста, полноты содержания всего текста и отдельных его частей, выяснение, как дети используют связи, данные в тексте.

3. Выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании одной из частей и умение придумывать содержание необходимой части.

4. Выявление умения сочинять сказку.

5.Выяснение, как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания.

В ходе реализации педагогического проекта были выделены и оформлены детские подпроекты «Студия мультфильмов» и «Книжное издательство».

План работы по картинам.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменой объекта.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  6. Составление рассказа с добавлением объекта.
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10.Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

1. Анализ содержания картины.

 Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

  • Места действия
  • Времени действия
  • Свойств объектов и предметов
  • Целей действия каждого персонажа
  • Причинно-следственных связей между объектами и явлениями

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  • Интереса
  • Внимания
  • Памяти
  • Инициативности
  • Воображения
  • Мышления (в том числе критического)

3. Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

4. Планирование творческого рассказа.

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

  • в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания
  • обсуждении замысла
  • выборе зачина, кульминации, развязки
  • составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания)
  • построении плана изложения
  • установлении объекта для прямой речи
  • придумывании заголовка к рассказу.

5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

  • точных слов
  • образных сравнений
  • грамотных, четких предложений
  • связей предложений и частей рассказа
  • выразительности
  • интонирования
  • акцентирования наиболее значимых слов
  • плавности речи
  • фонетической четкости каждой фразы.

6. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Создание предметно-развивающей среды.

Для реализации проекта были изготовлены следующие пособия: копии картин размером А-4, на обратной стороне таблицы из пособия Т.А.Ткаченко. При непосредственной работе с картинами 2,8,12 были составлены схемы с применением методов ТРИЗ, работая с картиной 3, на составленный детьми рассказ был изготовлен «мультфильм». Рассказ по картине 6 был записан на диктофон. По картине 11 был оформлен комикс. Рассказы детей по остальным картинам оформлялись в книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...