Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.

1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.

2. Актуальность проблемы.

2.1. Организация  физического воспитания в системе дошкольного образования.

2.2. Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

2.3.  Интегрированные занятия, как средство  повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

3. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

3.1.  Диагностический этап.

3.2.  Развивающий этап.

3.2.1.  Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

3.2.2.  Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

3.2.3.Дидактические методы  и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.2.4. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.3. Оценочный этап.

4. Выводы.

5. Литература.

6. Приложение.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx210.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:     Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

                                   выполнила:

                                                     Воспитатель МДОУ

                                                        «Детский сад №3

                                                        Ключникова

                                                        Ольга Ивановна

Г. Дзержинск 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.

1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.

2. Актуальность проблемы.

2.1. Организация  физического воспитания в системе дошкольного образования.

2.2. Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

2.3.  Интегрированные занятия, как средство  повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

3. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

3.1.  Диагностический этап.

3.2.  Развивающий этап.

3.2.1.  Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

3.2.2.  Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

3.2.3.Дидактические методы  и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.2.4. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

3.3. Оценочный этап.

4. Выводы.

5. Литература.

6. Приложение.

  1. Введение
  1. Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.

 Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

           Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, А.И.Быкова, И.А.Метлов, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина, Г.П.Юрко.

           Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А.Метлов – образованнейший человек, он окончил юридический факультет МГУ, Московскую консерваторию. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. В 60-е годы им написаны учебник для педагогических училищ, "Методика физического воспитания", а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей "Утренняя гимнастика под музыку".  Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и детских садов  вышли с его участием.

            Особое место среди специалистов в области физического воспитания детей дошкольного возраста занимает выдающийся педагог А.В.Кенеман (1896-1987). Под ее руководством в 1960 г. была создана методика исполнения сюжетного рассказа, мини-сказки при объяснении новых подвижных игр. Особо следует отметить заслугу А.В.Кенеман в создании учебника "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста", изданного в соавторстве с Д.В.Хухлаевой.

             Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В.Хухлаева. Ее работы по формированию двигательных навыков у детей, разработка методов и приемов обучения метанию, создание программ и методических пособий для дошкольного учреждения в МГЗПИ.

1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.

  На современном этапе вопросом физического воспитания занимаются  М.А. Рунова, А.И. Пензулаева, К.К. Утробина, М.Ю. Картушина, Н.В. Полтавцева, Е.А. Сосенванова, Т.Е.Харченко, Т.Г. Анисимова, в своих разработках, они опираются на комплексное изучение возрастных, индивидуальных особенностей дошкольника.

                  Так, М.А. Рунова разработала дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет, где показала, что дифференцированное обучение основным видам движений направленных на регулирование двигательной активности, позволили положительно повлиять на психофизическое развитие детей, на характер их поведения и личностные качества.

К.К. Утробина разработала «занимательную физкультуру в детском саду» для детей 5-7 лет, где показала, что физкультурные занятия могут быть развивающими, интересными, увлекательными, познавательными.

Л.И. Пензулаева разработала  подвижные игры и игровые упражнения с учетом возрастных особенностей детей, и с учетом сезонностей.

М.Ю. Картушина разработала «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения у детей.

Т.Е. Харченко  разработала  комплекс «Утренней гимнастики для детей 5-7 лет тематического содержания.

       В концепции развития физической культуры и спорта в России на период 2005г. отмечено, «что фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве», одной из приоритетных задач является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Процесс гармоничного формирования личности в системе физического образования должен быть нацелен на общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.

 

  1. Актуальность

2.1. Организация физического воспитания в системе дошкольного образования.

       В системе дошкольного образования физическому воспитанию уделяется большое значение.  Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности. Обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

       Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
  3. активный отдых (физкультурные досуга и праздники, дни здоровья, каникулы);
  4. самостоятельная двигательная деятельность;
  5. домашние задания по физкультуре;
  6. индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

При этом каждая из форм физического воспитания имеет и свое специфическое назначение:

  1. обучающее  (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика);
  2. стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуга, дни здоровья, каникулы);
  3. коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа).

        Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

— обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

— удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

— формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

— дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

— создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

2.2. Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

       Одной из главных задач нашего МДОУ является коррекция речевых отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию, воспитанию нравственно-волевых черт личности, а также полноценному физическому развитию.              

      Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.  В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи  обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью,  отставанием психического развития с проявлением общего недоразвития речи,  двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Повышенная отвлекаемость сочетается у них с малой познавательной активностью, личностной незрелостью, трудностями в обучении. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

        Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, испытывают неуверенность в выполнении дозированных движений. Развитие двигательной сферы  характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

           Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические  движения под музыку.

2.3.  Интегрированные занятия, как средство  повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

 Ежегодно проводимая  диагностика, в рамках раздела физического воспитания образовательной программы, показала недостаточную динамику развития следующих показателей: быстроты, силы, выносливости, сохранение и изменение темпа движений.

Диагностика физического развития детей ОНР

Старшая группа 2006-2007 уч.год начало года

Диагностика физического развития детей ОНР

Старшая группа 2006-2007 уч.год конец года

                В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов  работы.  Изучив литературу:  

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  Васильевой,
  2. «Коррекционная программа для детей с ОНР» Т.В.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой;
  3. Статью Васюковой Н.Е., Чехониной О.И. «Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности»;
  4. «Интегрированный подход в обучении дошкольников» Павленко И.Н.;
  5. Методическое пособие «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Сажиной С.Д.

 с целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей с нарушением речи, я пришла к выводу, что целесообразно введение в работу с детьми новой формы проведения занятий. А именно,  интегрированных занятий, как средства  повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия.

     Потребность в этом объясняется рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна.

     Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

  1. способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
  2. в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
  3. расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
  4. эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

       Изучив опыт работы по проведению физкультурно-речевых занятий  педагогов Кирилловой Ю.А., Лебедевой М.Е., Жидковой Н.Ю., я разработала систему интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с ОНР шестилетнего возраста.

Цель: повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на детей с речевым нарушением через систему интегрированных физкультурно-речевых занятий.

     Для оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми ОНР решались следующие задачи:

  1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности
  2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимание и стремление к здоровому образу жизни;
  3. Коррекция недостатков речевого и  физического  развития детей с ОНР
  4. Формирование физической и социальной готовности к обучению в школе.

  1. Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

     Вся работа по внедрению и апробированию интегрированных физкультурно-речевых занятий проходила в три этапа: диагностический, развивающий, оценочный. 

В основу работы на каждом этапе были положены следующие принципы:

  1. Индивидуальный подбор педагогических технологий
  2. Контроль и корректировка
  3. Пошаговая фиксация результатов
  4. Учеты индивидуальных и половозрастных особенностей в физическом развитии детей
  5. .Систематическая ступенчатая диагностика

  1. Диагностический этап.

На диагностическом этапе происходило выявление уровней развития общих двигательных умений и навыков, психомоторного и речевого развития  детей с общим недоразвитием речи.

 Для выявления особенностей физического развития детей с ОНР были использованы диагностика психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи Безенцевой Н.Н. и диагностика построенная  на показателях физического развития детей дошкольного возраста из образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

        Цель диагностики - выявить навыки и умения физического развития; состояние двигательной сферы каждого ребенка: особенности переключаемости его с одного вида деятельности на другой, сохранение темпа выполнения движений, объема двигательной памяти, статической и динамической координации движений; уровень речевого развития детей с ОНР.

 

             Результаты проведенной диагностики были использованы при разработке системы интегрированных физкультурно-речевых занятий.

  1. Развивающий этап.

     На развивающем этапе, исходя из особенностей психомоторного и физического развития детей с ОНР,  с целью повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на детей с речевым нарушением, проводились интегрированные физкультурно-речевые занятия. Разрабатывая систему занятий, мы опирались на общедидактические принципы:

  1. От простого к сложному;
  2. Поэтапного формирования физических навыков;
  3. Учета зоны ближайшего развития детей;
  4. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей в физическом развитии детей.

Перед началом работы были выполнены ряд важных действий:

  1. Определены области знаний, интегрирование которых мы считаем наиболее целесообразным – физическое и речевое развитие.
  2. Учтены программные требования и возрастные особенности детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  3. Основным принципом построения системы интегрированных  физкультурно-речевых занятий выбран тематический принцип.
  4. В соответствии с этим принципом отобраны образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи.

       Формы проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий: подгрупповая, фронтальная. Залогом успеха работы являются – системность, планомерность, согласованность. Поэтому система интегрированных физкультурно-речевых занятий нашла отражение в планировании, которое вписывается в общий план физкультурных занятий.

  1. Примерное планирование основных видов движений, в структуре интегрированных физкультурно – речевых занятий с детьми ОНР старшего дошкольного возраста

месяц

Направление деятельности

лексическая тема

Название занятия

Цель, программное содержание

Методическое обеспечение

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

М
А
Р
Т

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

Диагностика

Осень, овощи, одежда, фрукты

Овощи-фрукты, одежда-обувь, дом и его части, перелетные птицы

Посуда, продукты питания, зима, Новый год, зимние развлечения

Семья, мебель, зимующие птицы, домашние птицы.

Домашние животные, дикие животные наших лесов, День защитника Отечества, День 8 Марта

Дикие и домашние животные, женские профессии, весна, перелетные птицы.

Животные жарких стран, лес и деревья, цветы и насекомые, улица и город

Транспорт, Профессии, Комнатные растения, поздняя весна.

Итоговая диагностика

«Любимые игрушки»

«На даче»

«Золотая осень»

«Стройка»

«Перелет птиц»

«Зимние развлечения»

«Новый год»

«Зимующие птицы»

«Экскурсия на птицефабрику»

«Бабушкины помощники»

«Зарница»

«К нам весна шагает»

«Радуга-дуга»

«Экскурсия по городу»

«Мы - космонавты»

«Прогулка по лугу»

«Приключение пчелки Майи»

Изучить условия воспитания, выявить уровень сформированности психомоторного, физического и речевого развития ребенка.

К.р. з. Упражнять в ходьбе и беге, сохраняя правильную осанку, направление и темп, упражнять в бросании мяча из-за головы, развивать мелкую моторику, внимание, память, восприятие при участии тактильного восприятия.

 О.з. закреплять понятие «игрушки», активизировать словарь детей.

В.з. воспитывать навыки совместных действий.

К.р. Совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении подъема по гимнастической приставным шагом лесенке, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, развивать память, мышление, внимание.

 О.з. Уточнить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», расширять и активизировать словарный запас детей по данной теме, уметь описывать предмет по форме, величине, цвету

В.з. Учить быть отзывчивым к сверстникам.

К.р. Упражнять детей в беге, ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке, в прыжках с продвижением вперед, в перебрасывании мячей друг другу, развивать общую моторику рук.

 О.з. закреплять знания об осеннем лесе, о деревьях.

В.з. способствовать развитию внимания, отзывчивости друг к другу.

 

К.р. Упражнять детей в ходьбе по наклонной плоскости, в лазании на четвереньках через арки, в метании предмета в горизонтальную цель, развивать общую моторику рук, координацию движений.

О.з. закрепить понятия о доме и его частях, расширять лексический запас слов, развивать внимание, память, мышление.

В.з. сотрудничество друг с другом.

К.р. Упражнять в беге до 1 мин., ходьбе приставным шагом по гимнастической скамейке, в прыжках с продвижением вперед.

О.з. Закреплять у детей понятие «перелетные птицы», уточнять представление о перелетных птицах, закреплять названия птенцов различных птиц.

З.ф.к. Развивать  у детей речевое дыхание, внимание, ловкость, координацию движений.

В.з. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим.

К.р. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, в лазании, развивать у детей мелкую моторику рук, развивать воображение.

О.з. Умение отгадывать загадки, закреплять знания детей о зимних развлечениях на воздухе.

В.з. Воспитывать умение детей оказывать помощь в необходимых случаях.

К.р. Упражнять в равновесии на ограниченной площади опоры, в прыжках с продвижением вперед, совершенствовать навыки ползания под дугами.

О.з.  совершенствовать произношение звуков на выдохе (И), (У), (И), закреплять знания о новогоднем празднике, совершенствовать совместные движения в паре, закреплять понятия продукты, игрушки, школьные принадлежности.

 В.з. Способствовать у детей чувства дружелюбия, взаимопомощи, товарищества.

К.р. Укреплять мышечный корсет, упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по наклонной плоскости, развивать ловкость, координацию движений.

О.з. Закреплять знания о зимующих птицах, учить детей отгадывать загадки, узнавать птиц по описанию учить составлять рассказ по схеме-таблице, развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

К.р. Упражнять в лазании по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, перепрыгивании через кубы.

 О.з. Закреплять знания детей о домашних птицах и их птенцах, совершенствовать навыки словообразования, обогащать словарный запас детей, развивать словесно-логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей любовь к животному миру.

К.р. Упражнять детей в бросании мяча об пол и ловле его двумя руками, в беге с остановками и поворотами головы и туловища, развивать координацию, пальчиковую и общую моторику, О.з. Закреплять знания о домашних животных, совершенствовать навыки словообразования, упражнять в образовательных прилагательных, обогащать словарный запас детей. Упражнять в четком произношении звука (Б), развивать словесно-логическое мышление.

В.з. Воспитывать уважение к близким людям.

К.р. Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке с переходом с пролета на пролет, в последовательном перепрыгивании через шнуры, приподнятые над плоскостью пола, метании мешочков в горизонтальную цель левой и правой рукой, развивать ловкость, силу, меткость.

 О.з. Знакомить детей с традициями военных, название военной техники.

 Учить детей выкладывать из палочек Кьюзинера и треугольников заданные фигуры, развивать чувство ритма речи.

В.з. Воспитывать в детях любовь к Родине.

К.р. Способствовать совершенствованию двигательных навыков, упражнять детей в перешагивании через приподнятые шнуры и в ползании по наклонной плоскости, развивать внимание, ловкость.

О.з.  Расширять представления о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, составлять рассказы по схемам, закреплять знания названий детенышей лесных животных.

В.з. Воспитывать в детях сотрудничество.

К.р. Тренировать детей в отбивании мяча об пол, упражнять в последовательном перешагивании через набивные мячи, совершенствовать в прыжках на одной и двух ногах, развивать координацию движений, внимание, правильное дыхание.

 О.з. Совершенствовать навыкам словообразования, развивать речь.

В.з. Воспитывать любовь к неживой природе.

К.р. Совершенствовать координацию движений, укреплять мышечный корсет, способствовать совершенствованию двигательных навыков.

О.з. закреплять у детей понятие «транспорт», активизировать в речи глаголы, развивать внимание, логическое, мышление, память.

В.з. Воспитывать любовь к малой Родине.

К.р. Упражнять в ходьбе по уменьшенной опоре и метании в горизонтальную цель, совершенствовать навыки перешагивания через предметы, упражнять в прыжках в длину, развивать координацию движений, внимание.

О.з. Закреплять навыки порядкового и количественного счета, упражнять в решении простых задач, закреплять знания геометрических фигур, развивать конструктивные навыки. Логическое мышление.

В.з. Воспитывать у детей отзывчивость к сверстникам.

К.р. Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков, способствовать развитию психомоторных способностей.

 О.з. Закреплять и обобщать представления детей о весенних цветах, учить детей находить различия у растений, учить сравнивать, развивать смекалку, сообразительность.

В.з. Воспитывать бережное отношение к природе.

К.р. Упражнять в лазании по гимнастической стенке чередующимся шагом, совершенствовать навыки перепрыгивания, развивать координацию движений, мелкую моторику рук, внимание, ловкость.

 О.з. Уточнять и обобщать у детей понятие «насекомые», закреплять знания о пользе и вреде насекомых, о способах защиты от насекомых.

В.з. Воспитывать любовь к живой природе.

Выявить уровень сформированности психомоторного, физического и речевого развития ребенка.

Диагностика психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи Безенцевой Н.Н.

Мячи по кол-ву детей; большая кукла; 8 кеглей; 1 обруч, Д/И «Какой игрушки не хватает?»,  игрушки из разных материалов: мягкая резиновая, игрушка из ткани, «Чудесный мешочек»

6 кеглей, 2 обруча. 24 карточки с изображением овощей, 1 мяч. 3 пролета гимнастической лесенке, набор картинок с фруктами по количеству детей.

Кукла бибабо бабушка, карточки с загадками, геометрические фигуры, мольберт.

2 скамейки. Мячи на подгруппу детей, маски-шапочки для п/и. иллюстрации деревьев, фонограмма звуки леса, «чудесный мешочек», танграмм по количеству детей.

2доски, модули «Альфа», мешочки по два на каждого ребенка, «Сложи узор» Никитина,

Палочки Кьюзинера фонограмма «Песенка мышонка», карточки силуэта домов и его частей, образцы для построек.

Картинки с изображением перелетных птиц, 2 гимнастические скамейки,2 корзинки с малыми мячами, 2 дуги для  подлезания,  фонограмм голосов птиц

Гимнастическая стенка, 2 доски, колокольчик, маски-шапочки для игры «Два Мороза», лента 1м., картинки с изображением зимнего видов спорта, д./и «угадай движение».

2 гимнастические скамейки, 4 дуги, посылка от Деда Мороза с подарками для детей, картинка с изображением вьюги, фонограмма с «Новогодним хороводом»

2 доски 12реек для перешагивания, 3 обруча, платок, схема для составления рассказов, картинки с зимующими птицами, танграмм, фонограмма «голоса птиц наших лесов»

Гимнастическая стенка,8кубов, танграмм, загадки, карточки с изображением домашних птиц (курица, петух, индюк, утка, гусь), картина «Птичник»,  д/и «птицы и птенчики»

Мячи среднего размера по количеству детей, набор картинок с изображением домашних животных, игра «Волшебные картинки», 7карточек с парным изображением (корова молоко и т.д.)

Гимнастические палки по количеству детей,3пролета гимнастической стенки,4 шнура, мешочки с песком, 2 мишени, Модули «Альма», 3 флажка. Игра «Чудесный треугольник», палочки Кьюзинера, фонограмма «Марш».

Шнуры для перепрыгивания -6 шт., гимнастические скамейки – 2 шт., по 2 флажка на ребенка. Муляж морковка, схемы для составления рассказов, картинки с изображением диких животных наших лесов и их детенышей, танграмм  и схемы к нему, загадки про весну, животных.

Большие мячи по количеству детей, 6 набивных мячей, классики, картинки с изображением ранней весны, фонограмма «Звуки весны», картинки с изображением первоцветов, «Волшебные треугольники»

По 2 флажка на каждого ребенка, 2 гимнастические скамейки, 6 обручей, 8 гимнастических палок, модули «Альма», 3 кегли, набор картинок с изображением транспорта, д/и. «Что делает?»

1 мат, модули «Альма», гимнастическая скамейка, корзина с малыми мячами, корзина для метания, обручи по количеству детей, эмблемы, планеты, игра «Сложи квадрат», схемы с изображением инопланетян из геометрических фигур, фонограмма «Трава у дома», «Спейс».

1 гимнастическая скамейка, 4 кубика, 6 скакалок, «Чудесные треугольники», картинки с цветами

2 пролета гимнастической лесенки, 12 гимнастических палок, игрушка Пчелка, Вьетнамская игра, «Волшебные треугольники», картинки насекомых, карточки-схемы о защите от насекомых.

Диагностика психомоторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи Безенцевой Н.Н.

   

  Специфика  интегрированных физкультурно-речевых занятий заключается в частоте проведения и в структуре занятий.  Интегрированные занятия проводятся 2 раза в месяц, в соответствии с лексическими темами.

Пропедевтическая работа происходит в утренние, вечерние часы, а так же на прогулке. Дети разучивают пальчиковые игры, стихи, наращивают активный словарь по лексическим темам, проведение игр-движений с речевым сопровождением, консультации для родителей.

 Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия.

        Структура интегрированного физкультурно-речевого занятия состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия, одинаково важное  значение,  имеют образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи. Интегрированные физкультурно-речевые занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по развитию речи.

     Цель вводно-подготовительной части заключается в формировании у детей интерес и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые – различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.д.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке, ребристой дорожке, массажным коврикам и др., подвижные игры на внимание типа «Наоборот», «Летает – не летает», «Узнай по голосу» и др.

     Целью основной части является обучение, закрепление практических знаний, умений и навыков, развитие координации движений, ориентировке в пространстве, развитие внимания, памяти, мышления. Структура этой части занятия такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения: дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением, элементы мнемотехники и моделирования, загадки, стихотворения, упражнения на развитие дыхания, подвижные игры. Учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста с ОНР сложно воспринимать словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений.

     В заключительной части занятия проводится подведение итогов, восстановление физического и эмоционального тонуса.

     Во всех частях интегрированного физкультурно-речевого занятия обязательно используются здоровье сберегающие технологии, индивидуальный и дифференцированный подход по половому признаку, по группе здоровья, по уровню физической подготовленности.

     На всех интегрированных физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

     Проведение интегрированных занятий требует большой и серьезной подготовки воспитателей и логопеда. Только в этом случае у ребенка формируется базис личностной культуры, развиваются: воображение, творчество, произвольность, потребность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.

  1. Дидактические методы  и приемы, применяемые на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

   На интегрированных физкультурно-речевых занятиях широко используются общие дидактические методы: наглядные, словесные, практические.

     Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности.

     Словесные методы  активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных задач, осознанному выполнению физических упражнении, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях.

     Практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы. К ним относят игровой и соревновательный  методы.

     При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

     Наглядно-зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование фотографий, графиков, рисунков.

     Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологичное положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

     Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, обще развивающие упражнения с палкой и т.д.

     Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, бубен, барабан, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнять движения.

     Приемы словесного метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила. Широко используются команды, распоряжения, сигналы, например: «Равняйсь», «Раз, два, три беги! И т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. На занятиях используются считалки. Они способствуют выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство товарищества. Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывают у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх. К словесным приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр.

  1. Перечень специального физкультурного оборудования, применяемого на интегрированных физкультурно-речевых занятиях.

 Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик. Без специального физкультурного оборудования положительный результат невозможен. К ним относятся:

стандартное физическое оборудование:

  1. гимнастические палки, кегли, обручи, кольцебросы, мячи, мешочки с песком, гимнастические скамейки, тренажеры для стоп и т.д.
  2. комплект мягких модулей

Так же на занятиях используются и нестандартное оборудование:

  1. «Чудесные треугольники»
  2. «Вьетнамская игра»
  3. «Волшебный круг»
  4. «Танграмм»
  5. «Колумбово яйцо»
  6. блоки Дьенеша
  7. палочки Кюизенера
  8. «Чудесный квадрат»
  1. дидактические игры по лексическим темам.

Больше всего детям нравится заниматься на крупных модулях. Яркость предметов и их объем привлекают детей. Работая с этим оборудованием,  дети раскрепощаются в движениях, они с желанием выполняют упражнения.

  1. Оценочный этап.

  На оценочном этапе была определена результативность работы по развитию психомоторных качеств детей с ОНР на интегрированных физкультурно-речевых занятиях. Для этого была проведена повторная диагностика.

 

     

         Результаты диагностики показали, что использование интегрированных физкультурно-речевых занятий, как одного из средств обучения, дало положительный результат. По результатам диагностики развития речи у детей с общим недоразвитием повысился  интерес к собственной речи, активизировался и пополнился словарный запас. За счет высокой плотности интегрированных физкультурно-речевых занятий развились  психомоторные качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость; двигательные умения и навыки детей, появилась  целеустремленность и сосредоточенность, сформировались сотруднические отношения между детьми.

  1. Выводы

Первый опыт проведения интегрированных физкультурно-речевых занятий позволил мне сделать вывод о том, что:

  1. Интегрированное решение программных задач позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным.
  2. Интегрированные физкультурно-речевые занятия позволяют гибко реализовать разные виды деятельности на одном занятии. Интегрированное обучение позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно, т.к. объединяет несколько видов деятельности.
  3. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, т.к. у детей отмечается повышенный интерес  к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях.

         Таким образом, приоритет интегрированных физкультурно-речевых занятий заключается в том, что у детей расширяется объем двигательных умений и навыков, улучшается координация движений, ориентировка в пространстве, внимание становится более концентрированным, что подтверждают результаты диагностики на конец года. Смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.  Также, у детей увеличивается объем знаний по лексическим темам, речь становится более активной и внятной.    

Перспективы на будущее:

  1. разработка системы интегрированных занятий с детьми в подготовительной группе;
  2. разработка физкультурно-речевых игр по возрасту;
  3. распространение обобщенного опыта по теме: «Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида» среди коррекционных педагогов детского сада и города;
  4. представление педагогического опыта на Городском методическом объединении.

  1. Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв. ред. М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 2002..
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/Автор-составитель сборника Г.В.Чиркина. – М. Просвещение, 2009.
  3. «Итоговые дни по лексическим темам» Е. А. Алябьева Творческий центр Москва 2006г.
  4. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева Москва 2008г.
  5. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Л.И. Арефьева Москва 2004г.
  6. «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Москва 2005г.
  7. «Артикуляционная гимнастика» Е.А. Пожиленко КАРО Санкт-Петербург 2004г.
  8. «Ознакомление с природой через движение» Интегрированные занятия 5-7 лет» М. А. Рунова, А. В. Бутилова Москва 2005 г.
  9. «Развитие моторики рук» Ю. В. Рузанова Санкт-Петербург КАРО 2007г.
  10.  Журнал  Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год
  11. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» Л. С. Сековец, Нижний Новгород 2002г.
  12. «Ознакомление с природой и развитие речи с детьми 5-7 лет» интегрированные занятия Москва 2008г.
  13. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» интегрированные занятия Л. Г. Селихова «Мозаика-Синтез» 2006г.
  14. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для

дошкольников с ОНР 4-7 лет» Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева,

Н. Ю. Жидкова Санкт-Петербург «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2005г.

  1. «Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для

детей логопедических групп(ОНР) с 3 до 7 лет» Ю. А. Кириллова

Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008г.

  1. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» М. Ю. Картушина

Творческий центр Москва 2008г.

  1. «Картотека Подвижных игр, упражнений, физ. минуток

пальчиковая гимнастика» Н. В. Нищевой Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»2008г.

  1. «Физкультурные занятия в детском саду» Л. И. Пензулаева

Издательство Москва – Синтез Москва 2009г.

  1. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Л. И.

Пензулаева,  Москва Владос 2001г.

  1. «Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми

5-7 лет» Н. А. Рунова,  Москва «Просвещение» 2006г.

  1. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому

воспитанию для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Л. С. Сековец,  Нижний Новгород Издатель Ю. А. Николаев 2001г.

  1. «Занимательная физкультура в детском саду 5-7 лет» К. К.

Утробина Москва 2006г.

  1. «Пальчиковая гимнастика О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Москва

«АСТРЕЛЬ АСТ» 2001г.

  1. «Утренняя гимнастика в детском саду» Т. Е. Харченко Москва

«Москва-Синтез» 2008г.

  1. «Играем пальчиками,  развиваем речь» В. Цвынтарный Лань

Санкт-Петербург 1997г.

  1. Приложение

Диагностика физических навыков и умений детей старшей группы

2008-2009 учебный год (начало года)

Диагностика физических навыков и умений детей старшей группы

2008-2009 учебный год (конец года)

Диагностика психомоторного развития детей старшей группы 2008-2009 учебный год (начало года)

Диагностика психомоторного развития детей старшей группы 2008-2009 учебный год (конец года)

Диагностика развития речи детей с ОНР старшей группы

2008-2009 учебный год  (начало года)

Диагностика развития речи детей с ОНР старшей группы

2008-2009 учебный год  (конец года)

- низкий уровень владение отдельными, случайными единицами знаний, полная зависимость от совместной  деятельности с педагогом, механическое воспроизведение знаний.

  - средний уровень  овладение основным объемом знаний (более 50% от общего объема), потребность в помощи педагога (объяснение, дополнительное использование моделей, опор).    

    - высокий уровень полное усвоение знаний, самостоятельность в их использовании, осмысленность в их проявлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

Совместные логопедические занятия для родителей и их детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Успешность взаимодействия логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. В этом заключается особое значение этой работы, потому что именно родители я...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...