Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речевое недоразвитие на общее психическое и интеллектуальное развитие ребёнка. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей с нарушениями речи препятствует осуществлению полноценной коммуникации, следствием этих трудностей является  снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации.  В связи со спецификой развития детей с речевыми нарушениями в отечественной логопедии (в дефектологии, в специальной педагогике) сложилась традиция комплексного их изучения для разработки коррекционно-обучающих программ и методик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_krr.pptx264.42 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ №347 д/с «Ладушки» Система коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста Составила: учитель - логопед Романова Е.М. Новосибирск, 2020 г.

Слайд 2

Пояснительная записка

Слайд 3

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у детей с нарушениями речи препятствует осуществлению полноценной коммуникации, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации.

Слайд 4

ЛИНГВИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО: дефектность собственно языковой базы (сужение словарного запаса, аграмматизм , несформированность звуковой стороны речи) может служить причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее выраженной форме приводить к упорному отказу от речевой коммуникации

Слайд 5

Т.А. Пироженко отмечает: «формирование коммуникативных навыков является одним из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Со степенью развития обозначенных навыков связан уровень сформированности знаний, умений, навыков ребенка, его познавательных и социальных мотивов, потребностей, интересов и других психологических новообразований, составляющих базис личностной культуры».

Слайд 6

В связи со спецификой развития детей с речевыми нарушениями в отечественной логопедии (в дефектологии, в специальной педагогике) сложилась традиция комплексного их изучения для разработки коррекционно-обучающих программ и методик. Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речевое недоразвитие на общее психическое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Слайд 7

Фундаментальной стратегической задачей при работе с ребенком, имеющим проблемы в развитии, является адаптация его к социальным условиям. К сожалению, большая часть вопросов по исследованию речевой коммуникации посвящена детям со специфической речевой патологией - заиканием, в то время как вопросы речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи изучены недостаточно.

Слайд 8

коммуникация

Слайд 9

Н.И. Лепская отмечает:

Слайд 10

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе.

Слайд 11

Вербальная (речевая) коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает как орудие познания, как инструмент мышления. Речь теснейшим образом связана с языком, в речевой деятельности происходит реализация языка как средства общения.

Слайд 12

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения. Но в процессе речевой коммуникации вербализуется , т.е. воплощаются в виде языковых средств, далеко не все компоненты содержания. Большую роль в речевом общении играют невербальные компоненты , которые образуют особый мир, сосуществующий и хорошо согласованный с вербальным. В процессе коммуникации люди всегда учитывают эти два мира.

Слайд 13

Вербальный компонент является носителем основной информации в речевом общении. Без него эффективность общения становится практически невозможной. Более того, как отмечает В.В.Богданов, любой невербальный компонент в принципе можно вербализовать на уровне текста, однако обратное невозможно [2, с.9].

Слайд 15

Формы речевой коммуникации

Слайд 16

Диалог Диалог рассматривается как форма активного коммуникативного взаимодействия двух или более субъектов. Материальным результатом которого является образование специфического дискурса , состоящего из последовательности реплик. «Диалог служит передаче знаний, убеждению, обучению и побуждению людей к действию. Он пронизывает человеческую жизнь, в нём и с помощью индивидуум реализует важные социальные контакты с другими личностями.» [6, с.71]

Слайд 17

Монолог Устная монологическая речь или речь – сообщение, по мнению А.Р. Лурия , отличается от диалога тем, что в ней «тема сообщения исходит не из стимулов собеседников, и не из стимулов общения, а из внутреннего замысла человека, формирующего это сообщение, из мысли субъекта, из того содержания, которое этот субъект хочет придать в развернутом высказывании» [5, с. 138]. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует заверщённости в мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. По сравнению с диалогом, монологическая речь в онтогенезе развивается позднее, и эта форма коммуникации считается сложнее, чем диалог. По мнению И.Н. Горелова, «богатая, информативно-выразительная спонтанная монологическая речь есть высший пилотаж развития способности человека» [4, с. 71].

Слайд 18

У детей речевая коммуникация протекает в двух сферах общения: Ребёнок – взрослый ребёнок– сверстник

Слайд 19

Характер взаимоотношений детей с другими людьми зависит от того, насколько общение с ними соответствует уровню развития коммуникативной потребности, достигнутой данным ребенком. С.В. Корницкая утверждает, что «если содержание общения не соответствует достигнутому ребенком уровню развития коммуникативной потребности – сильно опережает или отстаёт от него – то его расположение к взрослым будет ослабляться вследствие постоянно переживаемой ребенком по вине партнёра неудовлетворённости» .

Слайд 20

ЦЕЛЬ программы развитие умений и навыков речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Участники: дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Слайд 21

Формы работы: проводятся подгрупповые и фронтальные занятия. Наиболее эффективны занятия группами по 5-6 человек. Продолжительность каждого занятия в соответствии с возрастными нормативами: 25 – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза неделю. Период работы: 1 –2 года Включаемые специалисты: взаимодействие происходит с логопедами, воспитателями, невропатологами и, если необходимо, другими специалистами.

Слайд 22

Методы работы

Слайд 23

Принципы коррекционной работы: онтогенетический, этиопатогенетический (учёт симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учёт ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

Слайд 24

I этап работы – диагностический Цель определение уровня овладения детьми универсальными коммуникативными действиями, выявление качественных характеристик овладения не только речевыми, но и паралингвистическими средствами коммуникации Методика определения уровня владения коммуни – кативными действиями (Авторы Бойков Д.И., Бойков С.В.) Наблюдения за спонтанными высказываниями детей в процессе повседневного общения.

Слайд 25

Оценка уровня развития речевой коммуникации проводилась по следующим параметрам: 1. речевая активность; 2. мотивы высказываний; 3. виды контактов; 4. виды высказываний (ситуативные, внеситуативные ); 5. эмоциональное содержание высказываний (негативные, позитивные) 6. развернутость речи, объем и сложность речевых высказываний; 7. соотношение регулятивного и информативного аспекта общения; 8. соотношение вербального и невербального компонентов.

Слайд 26

II этап работы – коррекционный В нашем исследовании мы исходили из того положения, что личность ребёнка формируется в процессе сотрудничества с окружающими людьми, многое зависит от социальной ситуации развития ребёнка, от системы отношений со взрослыми и сверстниками в дошкольном учреждении и в семье – в двух важнейших социальных института общества (М.И. Лисина , Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова). Психологической основой наших рекомендаций явился деятельностный подход к речи (Л.С. Выготский , А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия , А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн).

Слайд 27

Ещё в 30-е годы Л.С.Выгодский указывал на общность законов развития нормальных и аномальных детей. Следовательно, значение игры для детей с общим недоразвитием речи также велико, как и для нормально развивающихся. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, мы предполагаем, что если она обеспечена правильным педагогическим руководством, то это создаёт благоприятные условия для активного общения (коммуникации) детей. Обучение речевой коммуникации в игре имеет свою специфику. Прямое обучение не осуществляется, но создаются условия для получения и усвоения умений и навыков речевой коммуникации.

Слайд 28

Необходимо дать основу для развёртывания сюжета игры и активного речевого общения детей друг с другом и со взрослым: целенаправленно обогатить детей доступными жизненными впечатлениями и расширить их словарь. Игра, а в ней и речевая коммуникация , возникают в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления, связанные с его интересами и эмоциями. Поэтому основной путь побуждения к игре и формирования потребности в речевой коммуникации – накопление у детей впечатлений и возникновение желания делиться ими.

Слайд 29

Для обеспечения мотивационно- потребностного плана моделировать ситуации общения: ребёнок ставится в условия, которые побуждали бы: его что-то сказать, спросить, сообщить о чём то, обратиться к определённому лицу – взрослому или ребёнку.

Слайд 30

Особое значение придавалось речи педагога. Эмоциональное речевое сопровождение педагогом как собственно игровых действий, так и действий детей имело цель для создания речевых образов для подражания

Слайд 32

. Б.М. Гриншпун , В.И. Селиверстов сформулировали основные требования к каждому логопедическому занятию следующим образом: на каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребёнка; необходимо стремиться, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребёнка; оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес; успехи ребёнка, его достижения обязательно должны стать предметом положительной оценки; логопедическое занятие в целом должно быть организовано так, чтобы оно стимулировало ребёнка на последующие успехи и порождало радостное ожидание новых занятий. (Д. 88-3,с.81-84)

Слайд 33

Основные методы и приёмы работы Наблюдения Экскурсии Рассматривание рисунков, фотографий Упражнения (подражательно исполнительского и творческого характера) Этюды Импровизации Моделирование и анализ заданных ситуаций Игры с правилами: сюжетно-ролевые, игры-драматизации Чтение художественных произведений Рассказ педагога и рассказы детей Сочинение историй Беседы

Слайд 34

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Направления работы: Развитие навыков общения. Сплочение группы. Создание положительного эмоционального фона в группе. Укрепление положительно – эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия. Развитие умения владеть своим голосом; Развитие умения владеть своим телом; Развитие уверенности в себе, в своих силах.

Слайд 35

Развитие умения проявлять внимание к сверстникам. Развитие умения чувствовать настроение окружающих, мотивы их поведения. Предоставление ребенку собственной модели поведения. Раскрепощение детей. Развитие умения работать в коллективе – развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах. Развитие умения говорить о себе без стеснения, адекватной оценки своих лучших сторон, преодоление страха перед коллективом

Слайд 36

Развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия. Развитие умения договариваться, работать в команде. Формирование навыка общения со старшими; Развитие навыка общения в разнообразных социальных ситуациях ;

Слайд 37

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1этап– тематическая экскурсия по каждой игровой теме («Магазин», «Парикмахер», «Доктор»).Наблюдения, осуществляемые в ходе организованной экскурсии, обогатят детей новыми представлениями. 2этап – проводиться работа с игрушками и предметами, сюжетными текстами, карточками, проводятся беседы по каждой игровой теме. Таким образом закрепляются полученные на экскурсии знания и речевой материал. 3этап – направлен на повышение результативности речевой коммуникации – игра. Мы рассматриваем игру как ситуативно – вариативное упражнение, создающее ситуации, способствующие инициативным высказываниям, многократными повторениями речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия: словесно – дидактические игры, которые предусматривают вербализацию действий играющих; сюжетно – ролевые игры.

Слайд 38

Игры, направленные на сплочение группы, создание положительного эмоционального фона в группе. . ЗАНЯТИЕ 1 ПУТАНИЦА ЗАНЯТИЕ 2 ПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК ЗАНЯТИЕ 3 УЗНАЙ, КТО ЭТО ЗАНЯТИЕ 4 ПОДАРИ ДВИЖЕНИЕ ЗАНЯТИЕ 5 РЫБАЛКА ЗАНЯТИЕ 6 ПОЁМ ВМЕСТЕ ЗАНЯТИЕ 7 КЛУБОЧЕК ЗАНЯТИЕ 8 ДРАМАТИЗАЦИЯ «КАК ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ» ЗАНЯТИЕ 9 НЕБОСКРЁБ ЗАНЯТИЕ 10 ТРИО

Слайд 39

Игры, направленные на преодоление барьеров в общении ЗАНЯТИЕ 11 Найди меня ЗАНЯТИЕ 12 Где бывали, что видали? ЗАНЯТИЕ 13 Мешочек –загадка ЗАНЯТИЕ 14 Кто это? ЗАНЯТИЕ 15 Это я! Это моё! ЗАНЯТИЕ 15 Заколдованный ребёнок ЗАНЯТИЕ 16 Инсценировка «Сорока и Медведь» ЗАНЯТИЕ 17 Мой автопортрет ЗАНЯТИЕ 18 И я ЗАНЯТИЕ 19 Вечер в моей семье

Слайд 40

III ЭТАП. Предполагаемые результаты. В результате проведённой работы у детей отмечается наличие внимание к партнёру, стремление продемонстрировать себя, чувствительность по отношению к партнёру. Дети приобрели умения и навыки, необходимые для адекватного поведения в обществе: научились видеть себя со стороны, свой внешний облик, особенности и манеру поведения, что помогает заложить чувство собственной индивидуальности и личной уникальности у каждого ребёнка. Приобрели уверенность в процессе коммуникации, почувствовали себя легче и бодрее: охотно делятся своими мыслями и чувствами.

Слайд 41

список литературы Андреева Г.М.Социальная психология. – М., с.255. Богданов В.В. Речевое общение. – Л., .с.88. Бойков, Д.И., Бойкова , С.В. Как научить детей общаться. – С – П. 2004, с.352. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1998, с.256. Леонтьев А.А. Порождение речевого высказывания. – М., с.160 Общение. Текст. Высказывание, ред. Сорокин Ю.А. – М., с.200. Словарь практического психолога с.302. Словарь – справочник. Психология.1 часть, с.300. Современный словарь иностранных слов. – С.-П., с. 249. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – С.-П.,2004, с.432.

Слайд 42

ПРИЛОЖЕНИЕ ПУТАНИЦА Цель: сплочение группы. Ход игры: Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача — распутать путаницу. . ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Цель: развитие умения чувствовать настроение окружающих, мотивы их поведения. Ход игры: Эта игра построена на обсуждении стихотворения «Дом с колокольчиком» Л. Кузмина: Стоит небольшой старинный Дом над зеленым бугром, У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо В него позвонишь, то поверь, Что в доме проснется старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: — Входи, не стесняйся, дружок. На стол самовар поставит, В печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе Чаек распивать дотемна. И старую добрую сказку Расскажет тебе она. Но если, но если, но если Ты, в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет Баба-Яга, И не слыхать тебе сказки, И не видать пирога. После прочтения стихотворения обсудите его с детьми и выясните, что результат зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений.

Слайд 43

НАЙДИ МЕНЯ Цель: развитие навыков общения. Ход игры: Для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой веем завязываются глаза. Группа с завязанными глаза­ми ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и на­званы, участники меняются ролями. РЫБАЛКА Цель: позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.. Ход игры: Из группы детей выбирается «рыбак». А остальные дети — «рыбки». Все дети разбегаются по сигналу во все стороны, а «рыбак» должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребенок становится помощником «рыбака» и теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становится все длиннее, а «рыбок» становится все меньше. Игра заканчивается тогда, когда остается один непойманный ребенок. Он и становится победителем.

Слайд 44

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ! Цель: развитие коммуникативных навыков. Материал: надувной мяч. Ход игры: Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и 'Имя того, кому он бросит мяч, и т. д. Комментарии: Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч .

Слайд 45

ПОСЛУШНЫЙ МЯЧИК Цель: сплочение группы.. Ход игры: Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Тот, кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. УЗНАЙ, КТО ЭТО? Цель: создание положительного эмоционального фона в группе. Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают ведущего. Он встает в центр кру­га. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрос­лый жестом не покажет на одного из детей. Тот, в свою очередь, должен окликнуть по имени водя­щего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул. Если водящий сказал верно, ребенок становится вместо него. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.

Слайд 46

Инсценировка «Сорока и Медведь» Цель. научить ребёнка перевоплощаться и с помощью жестов и мимики общаться друг с другом. Ход игры. Педагог читает сказку, а двое детей показывают её всем остальным. Содержание. Медведь медленно вылезает из берлоги (ребёнок встаёт со своего стульчика, потягивается, зевает, трёт глаза, смотрит по сторонам). Замечает Сороку, медленно идёт к ней. Сорока легко слетает с дерева (ребёнок прыгает со своего стульчика), летит к Медведю, плавно размахивая крыльями Сорока.. (склонив голову набок): Ау, Медведь, ты утром что делаешь? Медведь. (медленно поводит в стороны головой): Я-то? )остановился, задумался). Да ем! Сорока (удивлённо моргнув ): А днём? Медведь (делает те же движения головой): И днём ем. Сорока (подпрыгнув от удивления):А вечером? Медведь (махнув лапой): И вечером ем… Сорока …(от удивления округлив глаза): А ночью? Медведь И ночью ем. Сорока . А когда же ты не ешь? Медведь. Да когда сыт бываю! Сорока ( удивлённо размахивая крыльями): А когда ты сыт бываешь? Медведь ( медленно разводит лапы в сторону): Да никогда (отрицательно машет головой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно - потребностной сферы, произвольности психически...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...