Методическая разработка с инфографикой для детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жарких Елена Владимировна

Конспект ИОС по развитию речи в подготовительной логопедической группе с использованием инфографики на тему «Дикие животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №36 г.Курганинска муниципального образования Курганинский район

Методическая разработка с инфографикой для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект ИОС по развитию речи в подготовительной логопедической группе с использованием инфографики на тему «Дикие животные»

Подготовила:

Воспитатель

Логопедической группы

Жарких Е.В.

Цель: использование инфографики при составлении описательных рассказов.

Задачи:

Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных; совершенствовать умения составлять описательный рассказ о диких животных с помощью  таблиц инфографики; учить подбирать условные заместители, соотносить знакомые образы с символами; обогащать словарь прилагательными, образованными от названий животных; формировать грамматический строй речи с помощью приёмов словообразования существительных.

Развивающие: развивать нестандартность мышления путём создания проблемных ситуаций; развивать связную монологическую речь детей; развивать творческую активность детей, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать любовь к животным, желание прийти на помощь, совершать добрые дела.

Словарная работа:

Обогащение словаря: длинноухое, короткохвостое, длиннохвостое, коротконогое.

Активизация словаря: лисий, беличий, медвежий, заячий, волчий.

Предварительная работа: составление описательных рассказов по инфографическим таблицам; беседы о диких животных, их среде обитания; разучивание пальчиковой гимнастики «Кто в лесочке живет?»; просмотр мультфильма «В лесной чаще»; чтение произведений И. Соколова – Микитова «Медвежья семья» «Лиса и еж» Н. Сладкова, Белка Г. Скребицкого, К.И.Чуковского «Айболит».

Используемые материалы:

Демонстрационные: Мультимедийное оборудование, ноутбук. Аудиозапись песни «Паровоз – Букашка». Панно из фетра с изображением леса и спрятанными дикими животными, инфографические таблицы.

Раздаточные: предметные картинки диких животных, цветные карандаши.

ХОД

  1. Мотивация.

Слышен звук смс(затяжной).

Воспитатель. Ребята, что это за звук? Откуда он? (Размышление детей. Может это ноутбук, когда приходят письма, издает похожий звук).                                                 Давайте, посмотрим, что же за письмо к нам пришло. Дети смотрят на интерактивный экран. Воспитатель читает письмо. На экране появляется фото доктора Айболита.

«Здравствуйте, дорогие дети! У меня случилась беда. Лесные звери заболели, они шли ко мне лечиться. Но их злой волшебник напугал,                                               Сразу всех заколдовал.                                                                                                          Звери забыли, свои названия,

Не помнят что им пить и что им есть.                                                                    Выручайте, помогите,                                                                                                                  И о них все расскажите».

Воспитатель: Ну что, дети, поможем животным, расколдуем их?

Д. Да, поможем. 

2 Реализация.

Основная часть

Воспитатель. Дети, раз уж мы решили  помочь животным, нам надо отправляться в лес. До леса далеко, как вы думаете, на чем мы поедем?

Дети. На машине, поезде, автобусе.

Воспитатель. Отгадайте загадку:                                                                                   Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти.
(Поезд)

Дети. Ура, мы поедем на поезде!!!

Воспитатель. Ребята,  для того, чтобы сесть в электричку, вам нужны билеты, а билет я дам тому, кто назовёт животных, которых мы можем встретить в лесу.

(Дети называют диких животных, получают билеты и садятся на стульчики раставленные «паровозиком»)

Музыкальная пауза (Дети слушают песню «Паровоз – Букашка»).

Воспитатель.  Вот мы и приехали. Храните ваши билеты, они нам ещё пригодятся.

(Дети подходят к панно)

Посмотрите, как много здесь деревьев и кустарников. Но где-то здесь спрятались животные. Давайте их поищем.

Дети рассматривают панно и говорят:                                                                                          Я вижу заячьи уши, значит, за пригорком спрятался заяц.

Я вижу лисий хвост, значит, за деревьями спряталась лиса.

Я вижу медвежью спину, значит, за кустами спрятался медведь.

Я вижу беличий хвост, значит, на дереве спряталась белка.

Я вижу ежиные иголки, значит, за пнём спрятался ёж.

Воспитатель. Молодцы, дети! Но звери боятся выходить, что бы нам придумать, чтобы они вышли?

Дети. Можно их ласково позвать.

Игра (с мячом) «Назови ласково».

Заяц – зайчик,                                                                                                                     лиса– лисичка,                                                                                                                             медведь – медведюшка,                                                                                                                 белка – белочка,                                                                                                                                   ёж – ёжик и т. д.

Воспитатель. Звери немного осмелели и вышли из своих укрытий. Они спрятались в наш волшебный мешок.

(Достают фигурки спрятанных животных на панно и помещают их в «чудесный мешочек»)

Воспитатель. Давайте поиграем с ними, чтобы они не боялись.

Игра «Угадай по описанию»

(дети поочерёдно на ощупь достают по одной фетровой фигурке животного из «чудесного мешочка» и кратко описывают его по основным признакам, остальные угадывают)

Дети.

Это животное длинноухое, короткохвостое, трусливое (Заяц)

Это животное пушистое, длиннохвостое, хитрое (Лиса)

Это животное косолапое, сильное, неуклюжее (Медведь)

Это животное резвое, ловкое, запасливое (Белка)

Это животное маленькое, коротконогое, колючее (Ёж)

Воспитатель. Молодцы ребята! Все правильно отгадали загадки. Вот вам картинки , найдите среди них тех, про которых были загадки и поместите на магнитную доску.

(Дети размещают картинки на доску)

Воспитатель. Дети, чтобы окончательно расколдовать зверей, надо составить про каждого из них рассказ. Звери послушают его, и вспомнят, кто они. Но для этого нам надо возвратиться в детский сад. Приготовьте свои билеты и занимайте места в поезде.

(Дети садятся в «паровозик», слушают песенку, а затем садятся за столы)

Воспитатель.  Для составления рассказа нам поможет вот такие таблички.

Давайте вспомним, что обозначает каждая картинка этой таблицы.

- Название животного

- Части тела животного (уши, лапы, хвост, рога, копыта)

- Внешний вид (цвет, окрас)

- место обитания

- Питание

- Польза

Чтобы вам легче было составлять рассказ, давайте попробуем обозначить каждую картинку символом, «зашифруем» её. Вот здесь нам и пригодятся ваши билеты, они не простые, а с секретом. На одной стороне билета изображено животное, о котором вы будете рассказывать, а на другой стороне расчерчены квадраты, в которые надо внести символы.

Воспитатель.  Обратите внимание на схему- описание на экране. Как можно обозначить название животного?

Дети. Можно его схематично изобразить: овальное туловище, круглая голова, уши, лапы.

Воспитатель. Как изобразим части тела животного?

Дети. Можно нарисовать основные признаки животных: у зайца длинные уши, у лисы длинный хвост, у медведя большие лапы, у белочки пушистый хвост, у ежа короткие лапки.                                                                                                                                  Воспитатель. А как покажем окрас?

Дети. Закрасим квадрат цветом, соответствующим окрасу животного.                   Воспитатель. Где живут?                                                                                                               Дети. Можно схематично нарисовать дерево, куст, траву.

Воспитатель. Как изобразим, чем питаются животные?

Дети. Для каждого животного нарисуем любимое лакомство: зайцу- морковь, медведю - мёд, белке- орех, ежу -гриб, лисе- мясо.                                                                     Воспитатель. Как можно обозначить их отношение к человеку?                                           Дети. Можно нарисовать шубу, шапку.

Воспитатель. Молодцы дети! Но вначале давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика 

Кто в лесочке живет?

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

Переплести пальчики, имитируя лес.

Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать кулачки.

Дети заполняют карточки – схемы.

Воспитатель. Молодцы, вы все справились с заданием, теперь вам будет легко составить рассказ о своём животном.

Дети составляют описательные рассказы с опорой на свои схемы.

Воспитатель. Вот мы и расколдовали животных. Давайте напомним доктору Айболиту, что у них болит.

Дети.

У зайчонка болит ушко, а у зайца – ухо.

У медвежонка болит лапка, а у медведя лапа.

У бельчонка болит хвостик, а у белки хвост.

У лисенка болит зубик, а у лисы зуб.

У ежонка болит носик, а у ежа нос.

(Слышен звук смс, на экране появляется письмо)                                        

Воспитатель. Доктор Айболит прислал ещё одно письмо нам на электронную почту. Он благодарит вас за помощь и пишет, что вылечил всех зверей. Животные так обрадовались, что прислали ему свои фотографии. Посмотрите на них и скажите, кого вылечил Айболит? (Фото появляются на экране)

3Рефлексия.

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, где мы были? (Ответы детей).

Воспитатель. Как мы помогли животным? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень хорошо потрудились! Вы все меня очень порадовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...

"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...

Методическая разработка Тема: Предупреждение возможных трудностей у детей с общим недоразвитием речи в усвоении школьных знаний.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонетического и лексико - грамматического. В коррекционной работе с такими деть...

Методические разработки занятий по обучению детей с общим недоразвитием речи пересказу текста.

В данной методической разработке представлены методы и приёмы, которые можно использовать для организации коррекционной работы с детьми с ОНР....

Методическая разработка:"Роль экологического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Роль  экологического  воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с 65 Выборгского района г. Сан...

Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».

В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анал...

Структура разработки коррекционной программы для детей с общим недоразвитием речи

В современной логопедии отсутствуют программы для коррекции речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных школ, несмотря на то, что процент первоклассников, у которых к началу учебного года не с...