Методическая разработка для работы с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста «Город мастеров».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Мария Михайловна

В данной методической разработке содержатся материалы для активизации словаря по теме "Профессии" (инструменты), для развития фонематических функций, плавного выдоха, развития слогового анализа, мелкой и общей моторики, грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_masterov._zvuk_s.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

 «Город мастеров».

 

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

                                             

                                           Автор-составитель: учитель-логопед

Дмитриева М.М.

Санкт-Петербург

2023

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Расширять и активизировать словарь по теме "Профессии";
  • Закреплять знания о различных профессиях и инструментах;
  • Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звуков [С], [С’].
  • Работать над развитием фонематического анализа и синтеза.
  • Работать над навыком слогового анализа.
  • Развивать связную речь.
  • Закрепить зрительный образ буквы С.
  • Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать плавный длительный выдох.
  • Упражнять в образовании прилагательных;
  •  Развивать пространственные представления

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду.
  •  Воспитывать уважение детей друг к другу,  доброжелательность и  отзывчивость. 
  • формирование навыков сотрудничества

Оборудование: картинки с изображением людей различных профессий,  картинки со звуками [С], [С’],  карточки со словами. Игры: «Наведем порядок», «Что или кто летит?», «Найди инструменты», «Найди цветок для бабочки», «Назови первую букву», «С чем пироги», «Профессии» (игра с прищепками). Бутылочки.

Реализуемая образовательная область:  речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.

Ход совместной деятельности:

I.        Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в Город Мастеров. (Уточнение понятия «мастер»).

II.        Основная часть.

  1. Развитие слухового внимания, фонематического анализа.

Отправимся в наше путешествие угадайте на чем? (фонограмма паровозного гудка) -  на поезде. А кто управляет им?

- Машинист.

С какого звука начинается это слово? (М).  Какой звук последний (Т).

Вставайте как вагоны друг за другом и в путь:

 Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль

  1. Развитие дыхания.

Мы приехали на станцию очень нужной и опасной профессии. Послушайте загадку:

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы?  (пожарники)

Давайте подберем инструменты для пожарника. Игра «Найди инструменты».

С помощью чего пожарные тушат пожар?

Игра «Насосы». Имитация качания насоса с отрывистым произнесением звука С-С-С. Тушим пожар – плавное произнесение СССС.

 

Нам пора ехать дальше

  1. Развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

Эта станция человека отважного, любящего небо. Этот человек  какой профессии? – Пилот.

Игра «Скажи фразу». Сначала назовите транспорт, который летает (самолет, вертолет, воздушный шар). Теперь назовите насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза), и т.д.

 

  1. Развитие мелкой моторики.

На этой станции работают люди тоже очень нужной професии.

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.  (строители)

Подбор инструментов для строителя. Складывание из счетных палочек разных домов по схемам.

  1.  Физминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

  1. Совершенствование навыка чтения. Нахождение букв. Развитие буквенного гнозиса.

На этой станции работает человек к которому многие из вас пойдут учиться на следующий год – Учитель.

Подбор необходимых предметов учителю.

Игры – «Найди цветок для бабочки» (должна совпасть буква на цветке и крыльях бабочки). «Какие слова спрятались?», «Назови первую букву».

  1. Развитие пространственных представлений

Сейчас мы оказались в самом любимом месте всех детей : показ картинки с изображением игрушечного магазина. Назовите профессию – продавец.

Игра «Наведи порядок» (расставить игрушки на полки). Ответы детей на вопрос: «Где стоит игрушка?»

  1. Развитие слогового анализа.

А на этой станции живет творец. Он создает красоту на листе бумаги – художник.

Что нужно художнику? – отбор инструментов.

Игра «Длинный и короткий карандаш»: длинный карандаш нарисовал длинные слова, а короткий – короткие. Подсчет количества слогов в слове и отбор картинок к соответствующим карандашам.

Развитие мелкой моторики.  Пальчиковая игра «Я — художник»

Я взял бумагу, карандаш.

Нарисовал дорогу.

Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»). Указательный палец правой руки — «карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию — «дорогу».

                                   На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются и стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!.,»

Направо дом,

Пальцы складываются домиком.

Налево сад...

Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья»), шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»).

В лесу двенадцать кочек.

Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.

На ветках яблочки висят.

Встряхивание кистей — имитация капель дождя.

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.

Тянусь как можно выше.

Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.

Уф! Спой рисунок приколол —

Совсем неплохо вышел!

Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении.                                    

  1. Употребление существительных в Творительном падеже.

Отгадывание профессии по инструментам. Пекарь. Сегодня он испек вкусные пироги.

Игра «С чем пирог» (проведение дорожки от начинки к пирогу).

  1. Развитие фонематического анализа.

А сейчас мы попали в удивительное место – цирк. Кто работает в цирке? – ответы детей. А кто показывает волшебство? –фокусник.

Вы будете сами творить волшебство. Логопед надевает шляпу фокусника на ребенка, а тот встряхивает бутылочку с водой, которая постепенно окрашивается в синий (красный, зеленый) цвет.

Звуковой анализ с помощью бутылочек слов: подбор картинок к схеме из бутылочек (сом, санки).

III.        Подведение итогов. Организация окончания занятия.

Чтение стихотворения детьми

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживём.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

    Учитель выучит всему.

     Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

     

Логопед: Я думаю, вы подрастете

                И дело по душе найдете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы интегрированных физкультурно-речевых занятий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида.

СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»

Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...