Методическая разработка Тема: Предупреждение возможных трудностей у детей с общим недоразвитием речи в усвоении школьных знаний.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Алферова Наталия Валерьевна

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонетического и лексико - грамматического. В коррекционной работе с такими детьми ставятся следующие задачи:

1 )Развитие фонетического слуха, фонетического анализа и синтеза слов, фонетических представлений.

2) Формирование правильного произношения.

3) Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4) Развитие мышления, памяти слухового и зрительного внимания.

5) Формирование связной речи.

6) Совершенствование пространственных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию.

7) Развитие мелкой моторики рук с использованием игр с пальчиками, обводки,штриховки, работы с бумагой, пластилином и т.д.

8) Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, ниток, семян и других приемов учебного моделирования.

9) Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, звук, буква), составление схем.

10) Обучение элементам грамоты.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь хороших результатов, кисть приобретает хорошую подвижность, «гибкость», исчезает скованность, пальцы хорошо держат ручку или карандаш.

Комплексный подход к коррекционному обучению детей с общим недоразвитием речи позволяет добиться успехов в развитии, и готовит детей к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учереждение детский сад № 95

компенсирующего вида Фрунзенского района  Санкт- Петербурга

Методическая разработка

Тема: Предупреждение возможных трудностей у детей с общим недоразвитием речи в усвоении школьных знаний.

Подготовила учитель – логопед

Алферова Наталия Валерьевна.

2013 год

  1. Аннотация

- Дошкольное обучение и воспитание  с различными видами речевых нарушений является составной частью системы образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными индивидуально-психологическими речевыми особенностями. Обучение детей с ОНР направлено на устранение речевого дефекта, также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний обусловленных речевым недоразвитием. Подготовка детей к письму, это один из сложных этапов подготовки к школе.

2. Содержание

Основные направления подготовки ребенка к обучению технике письма:

  1. Гимнастика пальцев и кистей рук.
  2. Зрительно – моторные координации.
  3. Формирование элементарных графических навыков.

3.Ведение

Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поэтому дошкольники с различными нарушениями речи обычно не в состоянии овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонетического и лексико - грамматического. В коррекционной работе с такими детьми ставятся следующие задачи:

1 )Развитие фонетического слуха, фонетического анализа и синтеза слов, фонетических представлений.

2) Формирование правильного произношения.

3) Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4) Развитие мышления, памяти слухового и зрительного внимания.

5) Формирование связной речи.

6) Совершенствование пространственных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию.

7) Развитие мелкой моторики рук с использованием игр с пальчиками, обводки,штриховки, работы с бумагой, пластилином и т.д.

8) Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, ниток, семян и других приемов учебного моделирования.

9) Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями                                              (предложение, слово, слог, звук, буква), составление схем.

10) Обучение элементам грамоты.

4. Основная часть

Письмо - сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Процесс подготовки к письму -  один из самых сложных этапов подготовки детей к обучению в школе. Согласно данным физиологов у детей 5 – 6 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, Несовершенна координация движений, не закончено окостенение фаланг пальцев. У детей с общим недоразвитием речи, зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития.

На начальных этапах обучения письму дети не видят в буквах элементов, не воспринимают букву, как единое целое.

При подготовке к обучению технике письма можно выделить следующие направления работы:

- Гимнастика кистей рук, пальцев.

- Зрительно-моторные координации.

- Формирование элементарных графических навыков.

Обращаю внимание на то, что вся эта работа проводится в комплексе. Необходимо продолжать развивать речевой слух детей, формировать действие последовательного выделения звуков из слова, совершенствовать произношение, развивать связную речь и психологические функции дошкольников.

Подготовку к обучению письму необходимо вести всех направлениях.

Гимнастика для рук, пальчиков проводится каждый день, в начале или середине занятия по подготовке к обучению грамоте.

Упражнения для пальцев и кистей рук.

В своей работе я использую систему упражнений И. Ф. Марковской и Е.А. Екжановой, а также добавляю модифицированные упражнения и игры на развитие мелкой моторики. Гимнастика рук начинается с разминки пальчиков: сжатие пальчиков в кулак и расслабление кисти.

Для тренировки силы движений кисти используются резиновые игрушки. Затем даю детям упражнения на расслабление пальцев и кистей рук.

Использую игровые мотивы:

  1. «Покажи пальчиками зайчика» (мишку,лису)
  2. «красим стену» движение кисти вверх-вниз, вправо- влево.
  3. «Гусь»- локти опираются на стол, пальчики сложены виде клюва (гусь пьет водичку)
  4. «Погладим собачку» Дети рукой гладят воображаемую собачку. (Головка, спинка, хвостик),
  5. «Погладим кошку» (тоже самое движение, но с меньшей амплитудой).
  6. «Играем на пианино»Движением пальчиков  дети копируют игру на пианино.
  7. «Играем на балалайке» Движением пальчиков дети копируют игру на различных музыкальных инструментах
  8. «Солим суп». Локти опираются о стол, пальчики обейх рук воспроизводят соответствующие движения.

Используя много других игр и упражнений, описанных в литературе по развитию мелкой моторики.

Развитие зрительно-моторных координации и формирование графических навыков

Работа проводится в следующих направлениях:

1 .Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины.

2.Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

3.Формирование пространственных представлений.

4.Развитие зрительного анализа и синтеза.

С целью развития зрительного гнозиса дети выполняют такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечёркнутые контурные изображения. В подготовительной группе задания усложняются. Детям предлагаются задания на узнавание букв: найти букву среди ряда других букв, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент, определить буквы расположенные неправильно. Для развития зрительной памяти использую игры на запоминание:

  1. Игра «Чего не стало».        ,
  2. Игра «Что изменилось?».
  3. Игра «Запомни буквы, цифры».
  4. Игра «Кто спрятался?».

В процессе формирования пространственных представлений провожу работу в следующей последовательности:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению
    к ребёнку.
  2. Определение пространственных соотношений, находящихся сбоку.
  3. Определение соотношений между 2-3 предметами.

В подготовительной группе задания усложняются. Уточняется расположение фигур и букв. Развивается зрительный анализ и синтез. Различие смешиваемых букв в следующей последовательности: дифференциация букв, букв в слогах, словах, предложениях.

Для развития зрительно - моторных координации даю специальные упражнения. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал форму и пропорции любого графического элемента, умел его правильно располагать на линии.

Копирование фигур, моделирование из деталей - прекрасная тренировка зрительно - моторной координации. Многие трудности обучения связаны с тем, что ребёнок не способен воспринимать расположение фигур в пространстве. Способность вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на «больших» движениях, можно рисовать волны, спирали. Хороша в этом случае и штриховка (правая, левая) сверху вниз, слева направо. На первом этапе выполнять задания по образцу. Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание. Найти круги (треугольники, квадраты) и обвести их разным цветом. Очень эффективно для закрепления зрительного образа буквы понимания её составных частей (графических элементов) специальное лото, где каждый квадрат часть буквы разрезанной и по горизонтали и по вертикали. Лото можно сделать из бумаги, картона. Хорошей тренировкой для запоминания формы букв и соотношения её пропорций может быть игра со шнурком, ниткой. Задание: Разложи шнурок так, чтобы получилась буква. Игры с буквами, их перестановка, узнавание дают ребёнку свободу в действиях, побуждают к творчеству.

Если ребёнок уже знает цифры и умеет считать, то можно у каждой звёздочки (точки) поставить цифру и попросить соединить цифры от 1 до 10 (от 1 до 20) прямыми линиями.

Одновременно при этом тренируется способность планировать своё движение. Для того чтобы научиться «вести» руку, можно предложить «раскрутить» спираль вправо и влево. Можно рисовать волны.

Хороша в этом случае и штриховка (правая, левая) сверху вниз, слева направо. Но дети с нарушениями моторики не очень охотно выполняют эти задания. Они уже знают, что у них «плохо получится». Поэтому лучше не выполнять задания по образцу.  

С большой охотой дети нанизывают мелкие, специально приготовленные детали или пуговицы различной величины, формы, цвета. Сначала можно нанизывать детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка не махрится. По мере тренировки шнурок можно заменить на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придётся каждый раз скручивать, а это дополнительная тренировка. Кстати, используя фигуры разной формы, цвета, варьируя задания ( «выбери 5 круглых фигур красного цвета, 5 зелёных...» и т.п.), можно одновременно учить различать форму, цвет, классифицировать, запоминать последовательность, считать. Очень полезно доставать фигуры из ящика вслепую, на ощупь.

Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать различные фигуры, буквы, запоминать конфигурацию буквы, соотношение её элементов. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание. Найди круги (треугольники, квадраты) и обведи их разным цветом. Задание можно использовать до тех пор, пока оно не будет выполняться безошибочно.

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение фигур на листе, упражнять в составлении композиций с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется так же проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя», «Пробеги по дорожке», «Дорисуй букву» и др.

Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5- 7 минут.

На начальном этапе обучения письму, дошкольникам требуется много времени, чтобы осознать свои действия, затем закрепить их правильное выполнение. У каждого ребенка свой темп письма. При формировании графического навыка важна правильность выполнения, а не скорость.

5. Заключение

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь хороших результатов, кисть приобретает хорошую подвижность, «гибкость», исчезает скованность, пальцы хорошо держат ручку или карандаш.

Комплексный подход к коррекционному обучению детей с общим недоразвитием речи позволяет добиться успехов в развитии, и готовит детей к обучению в школе.

6.Литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.,1985.

3. Жукова Н. С.,Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников М.,1989.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.,1985.

Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В. И. Селиверстова. М.,1987. Выпуск 2.

  1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.,1985.
  2. Логопедия/Под ред. Л. С. Волковой. М.,1989.
  3. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. М.,1968.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. СПб.,1998.
  5. Марковская И. Ф. Системный анализ высших корковых функций М. Педагогика. 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

методическая разработка совместной образовательно-развивающей деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы "Транспорт"

Целью данной методической разработки является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

Методическая разработка: Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из ключевых направлений в системе коррекционно-логопедической деятельности.Методичекая разаботка описывает ...

Самообразование «Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе».

laquo;Дисграфия ее предупреждение и коррекция у детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе»....

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" 1 сентября -День Знаний"

Здоровый образ жизниЗдоровый образ жизниКонспект развлечения в старшей логопедической группе для детей и родителей с общим недоразвитием речи «1 сентября - День Знаний»...