Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

Вагина Елена Александровна

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomend.doc963 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Целью данных рекомендаций является описание систем работы по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с недостатками развития письменных навыков была намечена следующая система работы по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Занятия предполагают проведение следующих видов работы.

- Работа на листах тетради, разлинованных в клетку, на листах нелинованной бумаги.

- Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает использование пальчиковых гимнастик, упражнений с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровых упражнений типа «Посолим суп» для развития правильного захвата карандаша. Для формирования правильного распределения мышечной нагрузки предлагаются игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор».

Работа по формированию письменных навыков у детей проводится систематично, последовательно. Задания, связанные с формированием письменных навыков у детей могут включаться в разные виды занятий и соответствовать лексической теме.

Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, логопед показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Для тренировки к доске вызываются 2-3 человека. Затем дети должны воспроизвести образец карандашом в воздухе. После этого дети обводят образец в тетради обратным концом карандаша.

Работа по формированию письменных навыков включает в себя:

1. Научить детей ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек.

- Упражнение «Капельки» («Расставь точки в уголочки»).

      Капельки упали на листок тетради,

     Точечками стали на бумажной глади.

     Уголки у клеток заняли неспешно –

     Острый карандашик им помог, конечно.

- Упражнение «Найди середину клетки».

- Упражнение «Узор из точек».

- Упражнение «Домино» (Дорисуй фишки домино так, чтобы они стали одинаковыми).

2. Рисование точек и крестиков.

- Упражнение «Точки-крестики».

3. Научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно.

- Упражнение «Забор»: простым карандашом нарисовать (в одну клеточку) вертикальные линии с опорой на точки и самостоятельно.

- Упражнения «Забор», «Флажок», «Дождик».

- Рисование длинных (в две клетки) вертикальных линий по точкам и самостоятельно.

- Упражнение «Шарики», «Цветы», «Карандаши».

- Работа на альбомных листах.

Нарисуй забор возле дома кота Матроскина.

Нарисуй капельки дождя так, чтобы они попали на каждый цветок, гриб.

Нарисуй струйки дождя, соединив пунктир синим карандашом; раскрась облако. Нарисуй ливень (сильный дождь). Проведи карандашом прямые линии так, чтобы каждая капля упала в лужу.

- Упражнение «Соедини пары». Соедините пары предметов линиями  -«дорожками» в указанном направлении.

4. Научить детей проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно.

- Упражнение «Следы медведя».

- Работа на альбомных листах.

Помогите медведям добраться по дорожкам к бочкам с медом – проведи линии от каждого медведя к своей бочке.

- Рисование длинных (в две клетки) горизонтальных линий.

- Рисование чередующихся длинных (в две клетки) вертикальных и коротких (в одну клетку) горизонтальных линий.

- Упражнение «Дорисуй листья». Обведите пунктирные линии цветными карандашами и дорисуйте листья.

- Упражнение «Лужи». Дорисуйте короткими линиями лужи.

5. Научить детей рисовать наклонные линии по точкам и по образцу.

- Рисование косых линий по точкам и самостоятельно.

- Упражнения «Косой дождик», «Молния», «Зонтик», «Грибок».

- Работа на альбомных листах.

Обведение зонтика по точкам. Раскрашивание получившегося изображения разными цветами. Рисование косового дождика.

      Теплый дождик льет и льет,

      Погулять нам не дает.

      Я по зонтику вам дам,

      И не страшен дождик нам.

- Рисование уголков острием влево по точкам и самостоятельно.

- Рисование уголков острием вверх по точкам и самостоятельно (элемент «елочки»).

- Упражнения «Бабочка», «Цыпленок», «Домик», «Орнамент».

- Работа на альбомных листах.

Кто изображен на рисунках? Выполнение штриховки только птиц.

- Рисование бордюра, состоящего из уголков.

- Упражнения «Хоровод», «Бордюр».

- Работа на альбомных листах.

Дорисовать предметы, выполнить штриховку по образцу.

- Рисование бордюра, состоящего из коротких (в одну клетку) вертикальных и горизонтальных линий. Ребенок не должен отрывать карандаш от листа.

- Работа на альбомных листах.

Обведение контура белочки. Выполнение штриховки коричневым карандашом в указанном направлении. Нанесение бордюра на рамку.

6. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий.

- Рисование квадрата по точкам и самостоятельно.

- Упражнения «Домик», «Окно», «Флажок», «Бордюр».

- Рисование фигуры без отрыва карандаша от бумаги.

- Упражнение «Забавные квадраты».

Продолжить ряд.

- Работа на альбомных листах.

Дорисовать машину и кубики, выполнить штриховку по образцу.

- Работа на альбомных листах.

Обведение контура дорожки без отрыва карандаша от листа.

7. Научить детей рисовать прямоугольники со штриховкой.

- Рисование прямоугольников со штриховкой в диагональном направлении.

- Упражнения «Вагончики», «Конфеты», «Кастрюли», «Мышки».

- Работа на альбомных листах.

Обведите прямоугольники цветными карандашами, штриховку выполните простым карандашом по образцу.

8. Закреплять у детей умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор.

- Упражнение «Гусята вышли на прогулку».

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий без отрыва карандаша от листа.

- Работа на альбомных листах.

- Рисование бордюра, состоящего из горизонтальных и вертикальных линий без отрыва карандаша от листа.

- Упражнения «Замок», «Забор».

-Работа на альбомных листах.

Дорисовывание узоров на елочных игрушках и флажках.

9. Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно.

- Рисование маленьких кружков по точкам и самостоятельно.

- Упражнение «Вишенки», «Гирлянда», «Цветы».

- Работа на листах.

Упражнения «Заготовим вишневый компот на зиму». «Нанесите штриховку на фрукты». Обведение кружков по точкам и нанесение штриховки на кружки в направлениях, указанных стрелками.

- Упражнение «Назови лишние предметы». 

Контуры каких предметов изображены на рисунке? Выполнение штриховки только фруктов.

- Упражнения «Неваляшка», «Снеговики», «Светофор», «Пирамидки».

- Упражнения «Дорисуй Неваляшку», «Покатаем Неваляшку на машине». (Обведение контура машины без отрыва карандаша от листа).

- Упражнение «Фонарики для елочки».

Рисование кружков и длинных вертикальных линий.

- Упражнения «Виноград», «Пуговицы».

- Упражнение «Новогодние шары».

Выполнение штриховки каждого сектора круга по образцу.

- Упражнение «Елочки».

Обведение контура елочек без отрыва карандаша от листа.

10. Закрепить у детей умение рисовать квадрат и круг, со штриховкой и без нее.

- Упражнение «Узоры на посуде».

Рисование квадратиков и кружков (чередуя фигуры). Выполнение горизонтальной и вертикальной штриховки.

- Упражнение «Бордюры», «Змейка».

Рисование квадратов и кружков, нанесение вертикальной и горизонтальной штриховки на фигуры.

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Укрась узором посуду».

Посмотреть на образец и назвать фрукты, из которых составлен узор. Нарисовать аналогичный узор на блюдце, кастрюле, чашке.

- Рисование предметов обуви.

- Рисование узоров, состоящих из ромбов и кружков.

- Графический диктант «Дорожка».

1 клетка вправо, 2 вверх, 2 влево, 1вправо наискосок, 1 вправо, 1 вправо наискосок, 1 вправо, 2 вверх, 2 влево, 1 вправо наискосок, 1 вправо, 1 вправо наискосок, 1 вправо.

- Упражнение «Посади лису в клетку».

Обведите Колобка, а лису посадите в клетку, чтобы она не съела его.

11. Научить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее.

- Рисование овалов без штриховки; с вертикальной штриховкой; с горизонтальной штриховкой.

- Упражнения «Батон», «Рыба», «Поросенок».

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Подарим Дюймовочке цветы». Обведение контурного изображения цветов без отрыва карандаша от листа.

- Упражнение «Пирамида». Обведение овалов по точкам. Нанесение штриховки цветными карандашами.

- Упражнение «Улетели шарики». Обведение овалов цветными карандашами, рисование прямых линий.

- Упражнение «Слива». Самостоятельное рисование овалов.

               Сливы могут появиться и в тетрадях: Посмотри!

               Им поможем разместиться в клеточках внутри.

               Раз овал и два овал – это каждый рисовал!

                А теперь приладим ветку, чтоб висела слива крепко.

- Упражнения «Бабочка», «Мышка».

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Угостим Чебурашку овощами и фруктами». Обведение предметов цветными карандашами, нанесение штриховки.

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Домашние животные». Обвести по контуру животных, назвать их. Назвать животных одним словом.

- Рисование кругов и овалов по точкам и самостоятельно: «Мячики», «Узор», «Зерна», «Цветы».

- Упражнение «Веселый котенок». Нанесение штриховки на круги (задание: нарисуйте на клубочках цветные полоски – ниточки). Нанесение штриховки на контурное изображение (задание: нарисуйте котенку полоски простым карандашом).

- Упражнение «Петрушкин костюм». Дорисовывание симметричного изображения. Нанесение штриховки в разных направлениях (задание: Петрушка собрался на карнавал, дорисуйте и раскрасьте его костюм).

12. Научить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно.

- Рисование треугольников, выполнение вертикальной и горизонтальной штриховки.

- Упражнение «Мухомор», «Парус», «Балалайка».

- Упражнение «Крокодил». Обведение крокодила по контуру. Рисование на нем треугольников.

13. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий.

- Рисование пропеллера (вертушки) Карлсона.

- Упражнение «Крыша». Вы, конечно, знаете, что Карлсон живет на крыше. Выполните штриховку крыши по образцу: левой половины – справа налево, а правой – слева направо.

- Упражнение «Подарок Карлсону». Украсьте салфетку разноцветными узорами.

- Упражнение «Воздушные змеи». Однажды Карлсон и его друзья запускали воздушных змеев. Неожиданно поднялся сильный ветер, и змеи улетели. Помогите друзьям. Соедините веревочкой змеев и их владельцев. Украсьте ниточки змеев бантиками и вертушками. Нанесите на змеев штриховку по образцу.

- Упражнение «Еловый бор». Рисование елочек.

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Отправимся в гости к гномикам». Рисование дорожки по контуру без отрыва карандаша от листа.

- Упражнение «Жуки». Рисование длинных вертикальных линий с присоединением уголков.

- Графический диктант.

Выложите из палочек дорожку, по которой ползет жук: 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз.

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Дорисуй картинки».

Ответить на вопросы по картинкам.

            Как назвать их одним словом? (Насекомые).

            Где расположен паук? (В центре). Жук? (В нижнем левом углу.) Бабочка? (В верхнем правом углу.) Стрекоза? (В верхнем левом углу.) Гусеница? (В нижнем правом углу.)

            Куда ползет жук? (Влево.) Гусеница? (Вправо.)

            Куда летит бабочка? (Вверх.) Стрекоза? (Вниз.)

14. Научить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх).

- Рисование дуг (по точкам): обращенных вверх («Как прыгает лягушка»), вниз («как плывет рыбка»), влево, вправо.

- Упражнения «Пиала», «Мышка», «Грибы», «Цветок».

- Работа на альбомных листах.

Обведение контура рыбки цветным карандашом, рисование на ней чешуи синего цвета по образцу (задание: найдите двух одинаковых рыбок и нанесите на них штриховку по образцу, остальным рыбкам нарисуйте чешую).

-  Упражнения «Волна», «Лилия», «Зонт», «Узор», «Ежик». Рисование дуг по точкам и самостоятельно.

                        Повстречался ежик мне,

                        Нес грибы он на спине:

                         - Добрый день, колючий еж,

                        Далеко ли ты идешь?

- Упражнение «Что ежик сможет унести?» Что ежик сможет унести на своих иголках? Раскрась эти предметы цветными карандашами. Нанеси на ежика штриховку по образцу.

- Упражнение «Кораблик». Рисование кораблика по контуру без отрыва карандаша от листа (задание: обведите кораблик по контуру красным карандашом, не отрывая карандаш от листа; нарисуйте волны синим карандашом»).

- Упражнение «Зонтики». Рисование геометрических фигур (треугольников, кружков, прямоугольников) по образцу. (Задание: Друзья купили одинаковые зонтики. Какие фигуры забыл нарисовать художник на каждом зонтике? Дорисуйте эти фигуры и раскрасьте зонтики друзей одинаково.)

- Упражнение «Узор на платочке». «Подарим Красной шапочке, ее маме и бабушке платочки»: рисование узоров из крючочков и геометрических фигур.

- Работа на альбомных листах.

Упражнение «Узоры на платочках». Рисование узоров из овалов, прямых и ломанных линий, ромбов.

- Упражнение «Помоги Красной Шапочке». Проведение линии по дорожке без отрыва карандаша от листа.

- Упражнение «Построим забор возле дома кота Леопольда». Рисование «забора» из диагональных и вертикальных линий по точкам без отрыва карандаша от листа.

- Работа на альбомных листах.

Выполнение штриховки кота и мышки по образцу.

Упражнение «Покатаем кота и мышат на машине». Обведение контура машины без отрыва карандаша от листа.

- Упражнения «Нож», «Чашка», «Чайник», «Кастрюля» (задание: У Незнайки день рождения. Нарисуем посуду, чтобы приготовить праздничный обед).

- Упражнение «Лакомства». Рисование линий (задание: Скоро придут гости, а лакомства еще не готовы. Дорисуйте и придумайте, как их украсить).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большой процент детей, составляющий логопедические группы в ДОУ, имеет общее недоразвитие речи. Возможно, ли преодолеть нарушение речи с помощью музыки, пения и движения? На сколько актуальна работа н...

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...