ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья (старшая группа) на тему

Мочёнова Татьяна Юрьевна

Большой процент детей, составляющий логопедические группы в ДОУ, имеет общее недоразвитие речи. Возможно, ли преодолеть нарушение речи с помощью музыки, пения и движения? На сколько актуальна работа над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mochyonova_t.yu_._statya_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Музыкальный руководитель

ГБДОУ д-с №135

г.Санкт-Петербург

Выборгский р-н

Мочёнова Татьяна Юрьевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017

     Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Формирование вокально-хоровых навыков у ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

     В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. Нарушение речи можно преодолеть с помощью музыки, пения и движения. Пение полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Нормальная голосовая функция ребенка является жизненной, биоэнергетической основой его общего развития. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Работа над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи сегодня очень актуальна.

    Цель работы заключается в формировании вокально-хоровых навыков у детей с ОНР. Чтобы добиться положительных результатов в данной деятельности выделили следующие задачи:

 - формировать у детей вокально-хоровые навыки в условиях коллективной музыкальной деятельности;

- развивать творческую активность детей в таком виде музыкальной деятельности как пение;

- создавать условия для развития певческих способностей и творческой самореализации дошкольников путем интеграции разных видов.

      Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому главная задача -  охрана детского певческого голоса. Необходимо учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка. Выяснив особенности певческого голоса детей, начинаю непосредственно работать над вокально-хоровыми навыками, к которым относятся певческая установка, дыхание, звукообразование, артикуляция, слуховые навыки и навыки эмоциональной выразительности исполнения.  

Под певческой установкой понимается положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Предлагаю детям постоять в неудобной позе (согнувшись, подняв руки вверх или встав на одну ногу), чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно. Перед началом пения напоминаю  детям о правильном положении корпуса упражнением «Сидит дед». Дети сидят, сгорбившись, и поют: «Сидит дед. Ему сто лет». Затем садятся прямо и весело поют: «А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие».

     Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Предлагаю упражнения для развития дыхания без звука: «Быстро — медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро — коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф». Ещё в работе над дыханием использую комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания (по M.Л. Лазареву). Данный комплекс дыхательной гимнастики направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает дренаж мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус. Например: «Муха» (для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица). И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза.

Работу над правильным звукообразованием выстраиваю на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения, помогающие в этом. Пение с приставленной к уху ладонью. Слегка выгнутая ладонь с прижатыми друг к другу пальцами образует подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя. Прием пения с ладонью можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно сложными фрагментами в песнях. «Колокол» пропеваем на одном звуке междометие «Бом!.. Бом!..», долго протягивая звук «м». Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. «Звуковая дорожка» - на фланелеграф крепится полоска бумаги («дорожка»), на нее выставляются изображения гласных звуков, которые дети пропевают. Они делают спокойный вдох, задерживают дыхание и ровно, мягко тянут гласный звук на одной ноте. Момент снятия звука показываю жестом, как бы ставя точку. Затем на дорожку ставится следующая гласная. Данное упражнение помогает научить детей правильно формировать гласные, избавляясь от небрежного, крикливого их исполнения.

Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых — выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Упражнение «Ручеек»: быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание веселого ручейка. Упражнение «Мотоцикл»: Заводим мотор (Р! Р! Р!). Поехали на мотоцикле (Р.. Р.. — пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает все дальше и дальше (Р-р-рь... Р-р-рь... — затихая).

     Остановлюсь на некоторых играх и упражнениях на развитие выразительности. Этюды на звукоподражание можно соединить с движением, изображая повадки животных, движение волн, поезда, и т.д. Сначала дети показывают все вместе движения конкретного персонажа, озвучивая его, затем переходят к работе над этюдом, предполагающим наличие нескольких персонажей. Для этюдов можно подобрать музыкальное сопровождение. Использую этюды: «Стадо», «Зоопарк», «В джунглях», «На берегу моря», «Осень в лесу», «Зимние забавы». Проговаривание скороговорок с разным выражением, например, «Про ворчливую Варвару»:  рассказываем так, будто любопытные соседки сплетничают, удивляются, возмущаются, просто сообщают новость, кричат, чтобы все услышали.

Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению веду планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка.          

В результате формирования вокально-хоровых навыков дети с нарушением речи стали чище интонировать мелодию, прислушиваясь к своему исполнению и исполнению других детей; изменилось качество дикции, артикуляции, выразительного исполнения пения; навыков хорового пения; детского песенного творчества. Считаю, что своими методами и приемами могу добиться того, что мои воспитанники смогут понимать прекрасное, совершенствовать свои певческие навыки, развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, чувствовать потребность в эмоциональном общении, испытывать тягу к вокально-хоровому искусству.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М., 2010.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная политра, 2005.
  3. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М., 1993.
  4. Макарова Н.Ш. Значение голоса в развивающем обучении//Научно-методический журнал Логопед. – 2011. - №4.
  5.  Овчинникова.Т.С. Логопедические распевки. - СПб., 2006. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков...

Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым го...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...