Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
консультация по теме

Вагина Елена Александровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grafo-motornykh_navykov.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»  

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение коррекционной работы при овладении письмом  детьми с общим недоразвитием речи. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что точные, координированные движения пальцев рук являются одной из предпосылок для овладения навыком письма.

В условиях дошкольного учреждения дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительного искусства, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Как показывают наблюдения за детьми, начинающими обучение в школе, этого не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Очень важным для овладения навыком письма является развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций.

Интерес к графической деятельности у детей начинает развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста, родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям: создавать необходимые условия (бумага, карандаш и другие «рисующие» предметы); обеспечивать усложнение графических упражнений, ставя перед ним новые, более трудные задачи; формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удержание пишущего предмета, выполнение линий различной формы и т.д.); активизировать интерес ребенка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»; включение графических упражнений в сюжетную игру: выписывание рецептов в игре в больницу, ведение бортового журнала в игре «Морское плавание»); демонстрация заинтересованности занятиями ребенка.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя вначале перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй рисунок по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания.

Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил.

Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовки руки к письму.

  1. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до начала систематического школьного обучения. Уже на первом году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук.
  2. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму с детьми ранних возрастов (до 3-4 лет) должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма. (Нужно заметить, что такие занятия имеют и другие важные общеразвивающие задачи: благоприятно сказываются, в частности, на развитии речи и мышления ребенка). В этих возрастах обучение приемам графической деятельности малоэффективно, потому что, во-первых, у ребенка еще слабо развита способность принимать учебную задачу и действовать по образцу, заданному взрослым, и, во-вторых, детская рука физиологически не готова к выполнению сложных графических движений.
  3. Начиная с 4 - 4,5 лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических движений, прежде всего, это штриховка контурных изображений в любимых многими детьми книжках-раскрасках. Перед ребенком ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, без просветов, с одинаковым нажимом, при этом нужно постараться не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши. Можно предложить ребенку этого возраста рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.). Эффективно в этом возрасте рисование по крупным трафаретам.
  4. На шестом году жизни дети рисуют много и с удовольствием. Картинки для раскрашивания могут быть уже более сложными, с большим количеством силуэтов и с более мелкими деталями. По-прежнему ставятся задачи: аккуратность штриховки и доведение начатого дела до конца. Ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как: «Попади в цель», «Дорожки». Детям этого возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. Начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. В этом возрасте дети с удовольствием рисуют по трафаретам.
  5. У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребенок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретенные навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.
  6. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность занятия для детей до 5,5 лет – 5 мин., от 5,5-6,5 – 10 мин., старше 6,5 лет – 10-15 мин., затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно-двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины.
  7. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.

            Данная работа не предусматривает целенаправленного обучения письму.

Последовательность подготовки детей к формированию правильного графического навыка.

Этапы формирования правильного графического навыка:

Первый шаг: «Учимся правильно сидеть».

Второй шаг: «Учимся правильно держать карандаш и бумагу».

Третий шаг: «Учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные».

Четвертый шаг: «Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии».

Пятый шаг: «Учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние».

Шестой шаг: «Учимся рисовать круги и овалы».

Седьмой шаг: «Учимся рисовать зигзаг (плавно передвигая руку)».

Восьмой шаг: «Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограниченную линейку – строку)».

Девятый шаг: «Знакомимся с печатными буквами и учимся писать их правильно».

Параллельно следует учить детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различия; рисовать схемы и схематически изображать все, о чем идет речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Особое внимание необходимо уделить вырезанию различных фигур, лепке, работе с мозаикой, мелкими деталями конструктора.

Первый, второй и третий шаги. Мы учим детей постоянно, в ходе всей подготовки к письму, правильно сидеть, держать карандаш и лист бумаги. Лучше, если на первых порах дети не будут выполнять какое-то определенное графическое задание, а просто порисуют. Они должны зафиксировать свое внимание именно на том, как сидят, как держат карандаш, как лежит лист бумаги.

Сначала необходимо научить детей ставить точки, с которых начинается движение, затем рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Лучше использовать большие листы нелинованной бумаги. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными.

Детям 5-6 лет труднее провести короткую линию, чем длинную, трудно начать движение в определенной точке, но еще труднее закончить его в определенной точке. Поэтому на этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев, кисти, а также понимание и ощущение определенного направления движения.

На этом этапе еще раз закрепляется понимание того, где на листе бумаги «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», что значит «вести руку направо (по направлению стрелки), налево, вверх, вниз». При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Четвертый шаг. Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму. Многократные упражнения по штриховке позволяют тренировать умение писать параллельные вертикальные, наклонные и горизонтальные линии.

Пятый шаг. Следующий этап – письмо верхних и нижних, правых и левых полуовалов, с направлениями движений вправо и влево. При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и особо – на правильность опоры кисти (только на мизинец!). Для тренировки можно использовать задание «Дорисуй подсолнухи» и др.

Шестой шаг. При выполнении овалов и кругов основное внимание следует обратить на их различия и способность детей мысленно вписать овал в прямоугольник, а круг – в квадрат. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы такие графические задания, как «раскрути спираль» (движения от середины» и «закрути спираль» (движения к середине).

Седьмой шаг. Выполнение этих заданий позволит научить детей свободно передвигать руку в строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – научить детей передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками», лабиринты. Сначала можно попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, - по узкой тропинке и по горной дороге.

Восьмой шаг. Этот этап подготовки уже приближает ребенка к письму как таковому. Написание букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как располагаются элементы.

У детей с общим недоразвитием речи наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений дети плохо владеют руками, особенно пальцами, так как у них недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются коррекции.

У детей с общим недоразвитием речи можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления мышц глаза, поэтому в ежедневную работу включаются специальные зрительно-восстановительные упражнения. Они полезны всем детям, так как способствуют улучшению кровообращения; снимают статическое напряжение глазных мышц. Эти упражнения и игровые приемы дают возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе.

Мышечные возможности руки так же, как и мышцы глаз, требуют тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи.

Пальчиковые игры можно организовать в вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности, что особенно необходимо детям с отклонениями в развитии.

В соответствии с недостатками развития графических навыков была намечена следующая система работы по формированию графических навыков у детей с общим недоразвитием речи. Занятия предполагают проведение следующих видов работы:

- работа на листах тетради, разлинованных в клетку, на листах нелинованной бумаги;

- развитие тонкой моторики пальцев рук предполагает использование пальчиковых гимнастик, упражнений с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровых упражнений типа «Посолим суп» для развития правильного захвата карандаша. Для формирования правильного распределения мышечной нагрузки предлагаются игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор».

Работа по формированию графических навыков у детей проводится систематично, последовательно. Задания, связанные с формированием графических навыков у детей могут включаться в разные виды занятий и соответствовать  их лексической теме.

Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, логопед показывает на доске, как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Для тренировки к доске вызываются 2-3 человека. Затем дети должны воспроизвести образец карандашом в воздухе. После этого дети обводят образец в тетради обратным концом карандаша.

                                             

Используемая литература

1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана-Граф, 2007.

            2.  Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтобы писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2005.

3. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание, – 2002, - № 6.

4 Логопедия: учебник для студ. дефектол.фак. пед.высш. учеб. заведений / под ред. Л.С.Волковой. –  5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.

5. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред.А.Г. Московкиной – М.: Классикс Стиль, 2003.    

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7.  Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. – Ростов-на-Дону, 1994.

8. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

В статье приведены способы формирования грамматически правильной речи у старших дошкольников с ОНР...

Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи.

Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи....

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большой процент детей, составляющий логопедические группы в ДОУ, имеет общее недоразвитие речи. Возможно, ли преодолеть нарушение речи с помощью музыки, пения и движения? На сколько актуальна работа н...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...