Главные вкладки

    Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи.
    статья по музыке по теме

    Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи.

                                                                     Муз. руководитель Цепюк М.В.

                                                                        Учитель – логопед ЧумаченкоН.В.

                                         МДОУ д/с №60

    Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно нелегко детям с нарушениями речи.
             Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
              В настоящее время логоритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразие нарушения психомоторных , сенсорных функций у детей с речевыми нарушениями посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

    Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

    В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально – ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используют как средство более глубокого его восприятия и понимания.

    Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально –ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

    Среди музыкально – ритмических движений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:

    1. упражнения на освоение основных движений;
    2. упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
    3. общеразвивающие упражнения;
    4. упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
    5. упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;
    6. упражнения, воспитывающие музыкально – ритмическое чувство;
    7. упражнения активизирующие внимание и память.

              Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

            Основная направленность работы по музыкально - ритмическим движениям – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального инструмента»).

    Включение упражнений по логопедической ритмике на музыкальных занятиях, по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики, применяемых на музыкальных занятиях, способствует решению следующих задач: развитию оптико – пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально – ритмического чувства, коррекции эмоционально – волевой сферы и речевой функциональной системы. Также можно сказать, что музыкально – ритмическое и логоритмическое воспитание направленно на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

    В своей работе мы  используем различные методы, способы, приемы формирования музыкально – ритмических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Занятия по логопедической ритмике можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи.

    На наш взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают средства логопедической ритмики, рекомендуемые Г.А. Волковой:

    — вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

    — упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

    — упражнения, регулирующие мышечный тонус;

    — упражнения, активизирующие внимание;

    — счетные упражнения;

    — речевые упражнения без музыкального сопровождения;

    — упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

    — упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

    — ритмические упражнения;

    — пение;

    — игру на музыкальных инструментах;

    — музыкальную самостоятельную деятельность;

    — игровую деятельность;

    — упражнения для развития творческой инициативы;

    — заключительные упражнения.

            Так же в зависимости от сюжета занятий можно включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музы кальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

            На  логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

    1. уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
    2. развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
    3. расширение лексического запаса;
    4. развитие слухового внимания и зрительной памяти;
    5. совершенствование общей и мелкой моторики;
    6. выработка четких координированных движений во взаи мосвязи с речью;
    7. развитие мелодико-интонационных и просодических ком понентов, творческой фантазии и воображения.

    Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо - ритм».

    Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на логоритмических занятиях. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно – шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, метра, тембровый слух.

    У детей с общим недоразвитием речи проблема коррекции эмоционально – волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений. Детям с нарушением речи, зачастую сопутствуют недоразвитие ритмичексого слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.

    При организации комплексного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи, мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий» в котором особую роль отводим взаимодополняющей работе учителя – логопеда и музыкального руководителя. Ведь развитие правильной речи напрямую связанно с развитием моторной деятельности детей.

    На начальных этапах работы мы применяем задания направленные на развитие моторной деятельности. В дальнейшем развиваем способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и речевом материале, постепенно переходя к восприятию ритма в движении, передачи ритма и сохранение его в памяти.

    Таким образом, в ходе формирования музыкально – ритмических движений происходит эмоционально – волевое развитие детей, овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

    Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных инструментов и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

    Из всего выше сказанного можно сказать, что формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, мы считаем, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

    Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

    ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

    Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

    Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.

    Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи, направлено на все разделы речевой системы и проходит определенные этапы.  На всех этапах  коррекция реч...

    Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.

    Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...

    Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

    Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...