Развитие музыкально – ритмических способностей у детей имеющих общее недоразвитие речи.
статья по музыке по теме

Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи.

                                                                 Муз. руководитель Цепюк М.В.

                                                                    Учитель – логопед ЧумаченкоН.В.

                                     МДОУ д/с №60

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно нелегко детям с нарушениями речи.
         Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
          В настоящее время логоритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразие нарушения психомоторных , сенсорных функций у детей с речевыми нарушениями посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально – ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используют как средство более глубокого его восприятия и понимания.

Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально –ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Среди музыкально – ритмических движений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:

  1. упражнения на освоение основных движений;
  2. упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  3. общеразвивающие упражнения;
  4. упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  5. упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;
  6. упражнения, воспитывающие музыкально – ритмическое чувство;
  7. упражнения активизирующие внимание и память.

          Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

        Основная направленность работы по музыкально - ритмическим движениям – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального инструмента»).

Включение упражнений по логопедической ритмике на музыкальных занятиях, по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики, применяемых на музыкальных занятиях, способствует решению следующих задач: развитию оптико – пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально – ритмического чувства, коррекции эмоционально – волевой сферы и речевой функциональной системы. Также можно сказать, что музыкально – ритмическое и логоритмическое воспитание направленно на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

В своей работе мы  используем различные методы, способы, приемы формирования музыкально – ритмических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Занятия по логопедической ритмике можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи.

На наш взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают средства логопедической ритмики, рекомендуемые Г.А. Волковой:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игру на музыкальных инструментах;

— музыкальную самостоятельную деятельность;

— игровую деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

        Так же в зависимости от сюжета занятий можно включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музы кальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

        На  логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  1. уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  2. развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  3. расширение лексического запаса;
  4. развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  5. совершенствование общей и мелкой моторики;
  6. выработка четких координированных движений во взаи мосвязи с речью;
  7. развитие мелодико-интонационных и просодических ком понентов, творческой фантазии и воображения.

Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо - ритм».

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на логоритмических занятиях. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно – шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, метра, тембровый слух.

У детей с общим недоразвитием речи проблема коррекции эмоционально – волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений. Детям с нарушением речи, зачастую сопутствуют недоразвитие ритмичексого слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.

При организации комплексного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи, мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий» в котором особую роль отводим взаимодополняющей работе учителя – логопеда и музыкального руководителя. Ведь развитие правильной речи напрямую связанно с развитием моторной деятельности детей.

На начальных этапах работы мы применяем задания направленные на развитие моторной деятельности. В дальнейшем развиваем способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и речевом материале, постепенно переходя к восприятию ритма в движении, передачи ритма и сохранение его в памяти.

Таким образом, в ходе формирования музыкально – ритмических движений происходит эмоционально – волевое развитие детей, овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных инструментов и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Из всего выше сказанного можно сказать, что формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, мы считаем, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи, направлено на все разделы речевой системы и проходит определенные этапы.  На всех этапах  коррекция реч...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....