Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.
консультация (младшая группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи, направлено на все разделы речевой системы и проходит определенные этапы.  На всех этапах  коррекция речи осуществляется через игры и игровые приемы, сооответствующие данному возрасту ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.

К.С. Киселева

учитель-логопед, I кв.категории

МБДОУ№322

Под общим недоразвитием речи понимают сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звукопроизношения, фонематических функций, словаря, грамматического строя речи, связной речи.)

Звукопроизношение.

Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения включает в себя три основных этапа:

1 подготовительные упражнения.

2 – постановка звука

3 – закрепление звука в слогах, словах, фразах, введение в речь.

Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата, на выработку правильной, сильной воздушной струи.

Постановка звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо добиться правильного положения органов артикуляционного аппарата. На данном этапе главной задачей является правильное изолированное произнесение звука.

Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляем в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.

Развитие фонематического слуха.

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает  не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист», «Мишина машина» в «мыши на машине».

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей

«Чудо-звуки»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Эти же звуки слушайте на прогулке.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами.

«Где позвонили»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от   него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Отрабатываем ритмические структуры»

Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

«Громко-тихо»

Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.

Мелкая моторика.

Исследователями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и мелкой моторики. Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая».

Лексико-грамматический строй речи.

Процесс количественного накопления детьми слов осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их названиями.

Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где автобус?»  или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова, в результате чего существительное, прилагательное, глагол или наречие закрепляются в пассивном словаре ребенка.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок вытягивает предметы из мешочка по одной лексической теме, называя каждый предмет.

Игра «Чего не стало»

Перед ребенком четыре предмета, или картинки. Он называет каждый предмет, закрывает глаза, взрослый убирает один предмет, а ребенок должен угадать, какого предмета не стало.

Игра «Что бывает?»

Взрослый называет признак предмета. Ребенку необходимо подобрать к названному признаку предмет. Например: «Что бывает красным? (круглым, твердым, сладким…)» и т.д.

Развитие связной речи

Накоплению словаря и развитию связной речи хорошо способствует чтение книг. Одним из последствий чтения для детей младшего дошкольного возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и  старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к  литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

 Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей.

Именно это будет стимулировать речь Вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...

"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с  ОНР.  Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...