Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Соболева Марина Геннадьевна

В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnik_chast_2.doc39 КБ
Файл sbornik_2013_-_chast_2.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

СБОРНИК НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

VI ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,

В двух частях

(Новокузнецк, 23 мая 2013 г.)

Новокузнецк

2014

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «КузГПА)

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

СБОРНИК НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

VI ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,

ЧАСТЬ II

(Новокузнецк, 23 мая 2013 г.)

Новокузнецк

2014

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом

ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации [Текст]: материалы Всероссийской научно – практической конференции (23 мая 2013г.): в 2-х ч. – Ч.2 / ред. кол.: Н.Е. Разенкова (отв. редакт.), А.А. Колтунова, Е.М. Пантыкина. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2014. - 199с.

ISBN 978-5-85117-772-9 (Ч. 1)

ISBN 978-5-85117-773-6 (Ч. 2)

Сборник включает материалы следующих разделов:

Раздел IV. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел V. «Актуальные проблемы логопедии»

В сборник включены материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, организованной в мае 2013 года в ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» на базе факультета Дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.

Материалы даны в авторском изложении.

ББК 74.1+88.8

С 56

СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

СБОРНИК НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

VI ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,

ЧАСТЬ II

(Новокузнецк, 23 мая 2013 г.)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

  1. Авторы несут ответственность за достоверность сведений, приведенных в статьях.

  1. За правильность приведенных в списке данных литературы ответственность несут авторы.

  1. Мнение редакторов не всегда совпадает с мнением авторов.

Компьютерная верстка – Климова И.В.

Подписано в печать 06.03. 2014 г.

Формат 60 х 84 1/16

Бумага книжно – журнальная.

Усл. печ. л. 12,44

Тираж 500 экз.



Предварительный просмотр:

Раздел IV.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия

Соболева М.Г, учитель-логопед,

Тарахина Л.В., учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №45 «Добрая фея»,

 г. Междуреченск, Кемеровская обл.

У детей с общим недоразвитием речи страдают все ее компоненты, а также психические процессы. Недоразвитие психических процессов, в том числе и пространственного восприятия, отражается на лексико–грамматических формах, обозначающих пространственных признаки и отношения. В лексиконе у детей с недоразвитием пространственного восприятия отсутствуют следующие слова и предлоги: вверх – вниз, посередине, между, направо - налево, рядом, сбоку, с краю, вперёд, назад, впереди, перед, напротив, позади, за, над, на, под. Если говорить о пространственном восприятии, то можно сказать о механизме появления этих слов в речи при формировании пространственного восприятия у ребёнка.

Для того чтобы пользоваться определёнными словами, надо уяснить ребёнку следующие направления: вверх – вниз, направо – налево, вперёд – назад. Направление “вверх - вниз” (“вверху - внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления “направо - налево” (“справа - слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление “вперед - назад” (“впереди - сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Недоразвитие пространственного восприятия сказывается и на формировании навыков письма. Для полноценного овладения письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать  временную последовательности звуковых комплексов и пространственную последовательность графических знаков. Пространственная последовательность звуков и слогов, составляющих слово, а также слов во фразах имеет большое  значение для формирования навыков письменной речи. Соответственно, упражнения, направленные на уточнение пространственных представлений, способствуют развитию звуко-слогового и морфемного анализа слов, грамматического строя речи.

Изучение пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза проводятся не так давно, и результаты их не так систематизированы, в отличие от исследования речевых функций, хотя взаимосвязь пространственного восприятия и лексико-грамматической стороны речи обусловлена их локализацией в одних и тех же структурах коры головного мозга.

Начиная работу по формированию пространственного восприятия на собственном теле можно встретиться с трудностями элементарного характера - дети с трудом находят части тела или что чаще всего, затрудняются назвать их. Поэтому, проводя работу на обогащение словаря по теме «Части тела», можно добиться лучших результатов и правильности выполнений упражнений по формированию пространственного восприятия. Вся работа может быть поделена на два этапа. Первый этап подготовительный – обогащение словаря и оперирование с понятиями из лексической темы « Части тела», второй этап - упражнения по формированию пространственного восприятия в схеме тела. Второй этап поделён на две части: упражнения по формированию пространственного восприятия в схеме тела и упражнения помогающие ввести в речь предлоги.

Все упражнения проводятся в виде дидактических игр. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи, формирование представлений. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В работе можно использовать физминутки, упражнения, игры с мячом, пальчиковую и зрительную гимнастику. Работу можно проводить как поэтапно, так и комплексно.

Обогащение словаря по лексической теме тело

Упражнение № 1

Пальчик, пальчик непоседа, где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку, с безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику, с указательным – клубнику.

Упражнение № 2

Это – пальчик наш большой, он с широкою душой.

Это – указательный, умный и внимательный.

Это – пальчик средний, вовсе не последний.

Это – безымянный, он немножко странный.

И мизинчик маленький, смелый и удаленький.

Пятый пальчик меньше всех и его обидеть грех.

Упражнение №3

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь.  Бедра, пятки – части стоп,

Голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови скулы и виски.

И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри.

Губы, зубы – посмотри. Подбородок под губой – вот что знаем мы с тобой!

Упражнение №4

Мы теплом своих ладошек (дети потирают ладоши)

Расслабляем всё лицо, (проводят ладонями перед лицом)

А потом, учась у кошек, книзу делаем кольцо

(поглаживаем и разминаем лоб).

Брови щиплем, а потом  (пощипывают брови)

Мы на щечки убегаем, (переходим пальцами на щёки)

Их погладим, разомнём (поглаживаю и разминаю щёки)

А потом понажимаем (нажимаю пальцами на мышцы щёк)

И немножко потрясём (слегка потряхиваю пальцами щёки).

Упражнение №5

У дедушки головушка болела. Ох, как болела, ох, как болела!

У дедушки спинушка болела. Ох, как болела, ох, как болела.

У дедушки рука болела. Ох, как болела, ох, как болела!

У дедушки ножка болела. Ох, как болела, ох, как болела!

Уж как стал дедушка приседати. Ох, приседати, ох, приседати.

Упражнение№ 6

Дети выполняют движения наоборот

Опустите руки – подымают, подвиньте стул …, покажите ладони…, согните руки…, выпрямите руки …, повернитесь ко мне …, закройте рот…

Формирование пространственного восприятия на схеме собственного тела

Упражнение №1

Ребёнок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение №2

Ребёнок выполняет «перекрёстные» движения, показывая: правой рукой левую щёку, левый бок правой рукой …

Взрослый выполняет движения, ребёнок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону …

Взрослый просит ребёнка выполнять называемые движения без показа образца.

Упражнение № 3

Взрослый выполняет несложные движения, ребёнок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно.

Это упражнение тренирует самоконтроль, произвольное торможение.

Упражнение № 4

Вот у нас игра, какая хлоп ладошка, хлоп другая

Правой правою ладошкой, мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом левой правою побьём

Вверх ладошки, хлоп, хлоп, по коленкам шлёп, шлёп

По плечам себя пошлёпай по бокам себя похлопай

Можешь хлопнуть за спиной, хлопаем перед собой

Вправо можем, влево можем и крест накрест руки сложим

Упражнение № 5

Выше носа, выше глаз.  Прямо руки вверх держать

Не качаться, не дрожать. Три - опустили руки вниз,

Стой, на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись. Будем делать повороты

Выполняйте всё с охотой. Раз - налево поворот,

Два – теперь наоборот. Так, ничуть,  не торопясь,

Упражнение № 6

Где находится сердце?   (Слева) Где у тебя темя?   (Сверху)

Где подошвы?   (Снизу) Какой,  глаз я  закрыла? (Правый)

Где  у человека спина? (Сзади) Где живот?  (Спереди)

На каком плече моя рука?  Куда смотрят коленки?

Куда смотрят пятки? Какой рукой ты рисуешь?

А ешь, какой рукой? Какое ухо я трогаю?

На какой бок кладу я руку? До какого виска я дотрагиваюсь?

Упражнение № 7

Вверх морковку подними, на неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти, только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо – влево.

Ай – да зайка молодец глазками моргает, глазки закрывает.

Упражнение № 8

Ручки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок

Ручки вперёд, в кулачок, разжимай и на бочок

Ручки вверх, в кулачок, разжимай и на бочок

Ручки влево, в кулачок, разжимай и на бочок

Ручки вправо, в кулачок, разжимай и на бочок

Ручки назад, в кулачок, разжимай и на бочок

Работа по введению в речь предлогов

Упражнение № 1

Мячик сильно пожимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: брат у брата мяч берёт.

Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.

По столу круги катаю, из – под рук не выпускаю.

Взад – вперёд его качу; вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает -  между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол и забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой – я его катаю браво.

Упражнение №2

Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Упражнение № 3

За рукой  под рукой, из – под кисти – на покой,

Над рукой он кружит, от неё теперь бежит.

Между пальцев подержу и в ладоши положу,

Из  руки его достану, слева, справа ставить стану.

Перед грудью пронесу, сзади спрячу, потрясу,

Из – за спинки выну мячик, возле ног моих поскачет.

Подрежу вверху, внизу, мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри, по руке качу – смотри.

Вдоль ладони, через палец и вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет и к другой перебегает.

Стукну мячик о кулак, сквозь кольцо продену – так.

Сбоку подержу пока – без мяча моя рука у ладони мяч играет,

До неё не долетает, к носу мячик приложу и напротив подержу.

Выше глаз и глаз пониже, дальше от меня и ближе.

Тут – в ладонях, тут – вовне. Брошу вдаль, а он – ко мне.

Мячик рядышком лежал, взад бежал, вперед бежал,

И обратно возвращался и до завтра попрощался.

 Содержание

Раздел IV. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Интегрирование работы по развитию фонематического слуха в другие виды непосредственно образовательной деятельности

Баянова Н.Г., Микушина Е.С……………………………………………………………

3

Сказка как средство развития речи детей с особыми образовательными потребностями

Бердюгина Л.Н……………………………………………………………………………..

9

Дидактическая игра как одно из средств развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Биличенко И.А., Носкова Т. В…………………………………………………………...

11

Профилактика речевых нарушений у детей средствами музыкально-театрализованной и физкультурно-оздоровительной деятельности

Бологова Т.В., Шестопалова Л.В………………………………………………………

16

Подвижные игры как средство формирования навыков ориентировки

 в пространстве детей старшего дошкольного возраста

с нарушением зрения 

Борзова Н. Я., Сазонова В. В……………………………………………………………

21

Использование мультимедийных презентаций в образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха

Глазунова А.А., Пеньковская О.В., Яхонтова Л.Г…………………………………..

28

Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Дорохина Е. В., Сазонова В.В…………………………………………………………...

35

Интерактивные формы коммуникации с семьями воспитанников

Иванова Т.В., Рецер Р.В., Широких Т.Ю……………………………………………..

40

Коррекционно-педагогическая работа по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Ильиных Ю.А., Чикалова Г.В. ………………………………………………………….

48

Использование компьютерных упражнений в формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

с ОНР III уровня

Инюшина Е. Ю. , Попова Е.Ф. …………………………………………………………

52

Особенности речевого и коммуникативного развития дошкольников с умеренной умственной отсталостью

Киреева М.Е………………………………………………………………………………...

58

Использование инновационных технологий в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Кузнецова О.А.,  Агеева М.В.……………………………………………………………

61

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Макарова Н. П……………………………………………………………………………..

66

Подвижные игры в работе с детьми, имеющими ОНР

Мальгавко Н. В…………………………………………………………………………….

74

Особенности комплексного сопровождения младших школьников

 с дисграфией

Петрова Н.И., Кулакова Е.В……………………………………………………………

81

Алгоритм формирования социального опыта детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья  в условиях

современного дома ребенка

Стрилецкая Е. А.,  Лобанова А.В. …………………………………………………….

86

Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР

старшего дошкольного возраста

Чен М.М, Лубенская Е.А…………………………………………………………………

96

Формирование звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи  III уровня с использованием

графических символов

Шаева И.Н, Попова Е.Ф…………………………………………………………………

101

Выявление и коррекция лексико-семантических нарушений у детей с недоразвитием речи

Шанаурина С.Ю., Гаркуша Ю.Ф………………………………………………………

106

Формирование экологической культуры у детей с нарушением зрения

Шилина Т.М………………………………………………………………………………..

111

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми

дошкольного возраста

Шмыга М.В., Романова Г.А……………………………………………………………..

114

Поисково – исследовательская деятельность

как источник познавательной активности детей с нарушением речи

Эйрих Р.Г., Тюлькина Н.Г………………………………………………………………..

117

Раздел V. Актуальные проблемы логопедии

Проект по развитию речи

«Ознакомление с родственными словами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Андреева С. Ю. ……………………………………………………………………………

123

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОНР

Арапова Т.П., Арзамасцева Г.Ш……………………………………………………….

129

Логоритмические занятия как базис для коррекции речевых нарушений

Бердюгина Л.Н., Новосельцева И.К.

133

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

у дошкольников с ОНР

Бородаева З. М., Мотохина Е. И., Панина А. А., Туякбаева Т. В………………..

135

Повышение мотивации к логопедическим занятиям

у старших дошкольников средствами ИКТ

Васильева Н.Н., Головина Е.Б., Касьянова А.В……………………………………...

139

Использование интерактивной доски в коррекции речевого недоразвития

Дурнева Л.В., Погонина Н.В…………………………………………………………….

143

Взаимодействие учителя - логопеда  и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и нарушением зрения

Биличенко И.А., Зарецкая Т.А., Ломакова Н.А………………………………………

147

Использование инновационных методов в коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Мартусова Н.С., Пырсикова Е.С………………………………………………………

149

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Огородова И.С., Челышева А.А………………………………………………………..

153

Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия

Соболева М.Г, Тарахина Л.В……………………………………………………………

157

Овладение операциями лексико-синтаксического анализа младшими школьниками с общим недоразвитием речи на уроках русского языка

Суслова Е.О., Гусева Н.В………………………………………………………………...

163

Техника «Квиллинг» как средство развития мелкой моторики  

у детей с ОНР

Токарева Р.Н……………………………………………………………………………….

167

Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Попова Е.Ф., Тужилкина Н.А.………………………………………………………..

171

Формирование основ здорового образа жизни на интегрированных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида

Усачева Т.М., Сазонова В.В.…………………………………………………………….

178

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования элементов мнемотехники

Хотинская Н. Ю…………………………………………………………………………...

183

Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда дошкольного учреждения и семьи в современных условиях

Цыганкова О.А., Ковардакова И.Ю……………………………………………………

187

Использование элементов мнемотехники

на логопедических занятиях для детей с ОНР

Эйтенеер И.Г.……………………………………………………………………………

192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста.

формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи»....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...