Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Мезенова Лидия

Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_1_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_logopeda.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня на 2025-2026 учебный год

1 этап

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

1.

Научить детей различению количества предметов

(много – мало -один), величины ( большой – маленький), вкуса( сладкий –соленый), а также их пространственного расположения, если предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок не соотносит цвет и величину с их словесным обозначением, то необходимо ограничиться сличением предметов по их цвету и величине, отложив работу по запоминанию названий на более поздние сроки

2.

Научить узнаванию предметов по назначению (например, «Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).

3.

Научить узнаванию демонстрируемых игрушек по описанию, (например, «У него пушистый хвост, длинные усы, мягкая шерсть.»).

4.

Научить детей быстрому переключению по словесной просьбе с одного действия на другое (например, иди - стой, сиди - лети и т.д.).

Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей

1.

Начать работу по формированию правильного произношения с гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.

2.

Отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: но -но, му -му, пы -пы, ту -ту и т.д.

Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности.

1.

Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.)

2.

Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.)

3.

Учить детей различению формы Родительного падежа множественного числа существительных (покажи, где нарисован стол, а где нарисованы столы.)

4.

Учить детей различению форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не, (например, вставай- не вставай, пой- не пой.)

Основная задача по формированию лексической компетентности заключается в накоплении пассивного предметного и глагольного словарного запаса.

Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности.

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам

2.

Учить детей воспроизведению ритмико-интонационного рисунка двухсложных слов (типа вода),односложных слов( типа кот).

3.

Обучать приращиванию одинаковых слогов из доступных звуков в конце слова (например, до - ма, Ди - ма).

Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности.

1.

Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым темам:

- проговаривать изображенные действия,

- учить детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, что на деревьях?», «Где висят листочки?» -ответы- показы детей

2.

Использовать в коррекционной работе односторонний диалог-взрослый сам задает вопрос и сам на него отвечает.

3.

Упражнять детей в составлении двухсловных предложений:

- Мама, дай. (обращение +повеление)

- Дай мяч.( повеление +название предмета.)

4.

Упражнять детей в составлении простого двусоставного предложения:

-Кто это? - Это мама.

-Где мама? - Вот мама.

-Что мама делает? - Мама спит.

-Это чья мама? - Моя мама.

2 этап

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

1.

Закрепить различение количества предметов (много - мало-один), величины (большой - маленький), вкуса.

2.

Учить детей различению существительных, сходных по звучанию (например, полено - колено, земля-змея.)

3.

Учить различению глаголов, сходных по звучанию (например, кто копает, а кто покупает.)

4.

Учить различению действий, противоположных по значению (например, сними шапку - надень шапку)

и пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (например, умывается - умывают).

Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей

1.

Закрепить произношение гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.

2.

Работать над формированием артикуляционных укладов Г,К,Х,отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, га-га-га.

3.

Работать над формированием звука Й, этот звук может быть вызван по подражанию в дифтонгах.

Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности.

1.

Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (возьми карандаш -возьми карандаши), уменьшительно-ласкательной формы существительных (покажи, где цветок, а где цветочек),формы Родительного падежа множественного числа существительных(покажи, где кошка- где много кошек).

2.

Закрепить понимание действий, противоположных по значению (включи-выключи);

3.

Продолжать обучать детей различению по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (рисуй - рисуйте);

4.

Учить детей определению по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие - одному лицу или нескольким лицам (идет - идут);

5.

Учить детей определению по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Женя встал - Женя встала.)

6.

Закрепить различение форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не (беги - не беги).


Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности.

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам

2.

Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных и односложных слов;

3.

Учить воспроизведению рисунка трехсложных слов с прямыми открытыми слогами (типа со - ба- ка).При воспроизведении слова необходимо обязательное сопровождение отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма.

Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности.

1.

Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, проговаривать изображенные действия, признаки предметов, учить слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, где сидит кот?»);

2.



Закрепить умения в составлении двухсловных предложений:

- Коля, дай. (обращение +повеление)

- Дай кисю. (повеление +название предмета);

3.

Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения:

-Кто это? - Это кот.

-Где кот? - Вот кот.

- Что кот делает? - Кот спит.

-Это чей кот? - Мой кот

4.

Упражнять детей в составлении предложений из нескольких слов:

- Мама, дай кота. - предложение с обращением.

-Это белый кот. - предложение с указательным местоимением.

3 этап

Направления коррекционной работы по развитию понимания речи.

1.

Закрепить различение глаголов, сходных по звучанию

(например, кто купается, а кто катается)

2.

Учить детей не смешивать названия действий, обозначающих похожие ситуации (например, лежит-спит, бежит-прыгает…);

3.

Закрепить различение названий действий, противоположных по значению (например, намочи - отожми, вымой-вытри…)

4.

Закрепить понимание действий, изображенных на сюжетных картинках (например, обувается - обувают);

5.

Упражнять в определении по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам (например, идет- идут, летит- летят…)

6.

Упражнять детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша подмел пол - Саша подмела пол.),закрепить различение количества предметов, величины. вкуса и пространственного расположения

(предлоги: на, в, из, под, от, около, из-под)

7.

Учить детей различать падежные значения (например,

«Покажи карандашом книгу», закрепить различение существительных, сходных по звучанию (бочка-точка, мыло-Мила).

Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности.

1.

Закрепить произношение гласных звуков А,У,О,И,Э и согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов.

2.

Продолжать работу по формированию и дальнейшему закреплению артикуляционных укладов Г,К,Х;

3.

Закрепить произношение звука Й в дифтонгах.

Дефекты произношения свистящих и шипящих фонем на данном этапе коррекционной работы не исправляются, отсутствие соноров является закономерным.

Развитие грамматической компетентности.

1.

Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы), уменьшительно - ласкательной формы существительных(стол - столик), формы Родительного падежа множественного числа существительных (много столов);

2.

Закрепить понимание действий, близких по значению

(бежит-прыгает)

3.

Закрепить понимание действий, противоположных по значению (найди-спрячь, войди-выйди);

4.

Учить детей определять взаимоотношения действующих лиц по сюжетным картинкам (например, Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?);

5.

Учить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: на, под, в, около, из, из-под; (например, «Возьми карандаш, который лежит в коробке»);

6.

Учить детей различать падежные значения (например,

«Покажи ручку карандашом»);

7.

Закрепить различение по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (например, остановись- остановитесь).

8.

Закрепить определение по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие –од-ному лицу или нескольким лицам (например, стоит - стоят).

9.

Учить детей понимать значения прилагательных, противоположных по значению (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий, длинный-короткий, низкий-высокий)

10.

Упражнять в определении по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша убрал мусор. - Саша убрала мусор.)


Развитие лексической компетентности.

1.

Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам

2.

Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных (Ди - ма), односложных (дом), трехсложных (ко-ро-ва) с обязательным отхлопыванием, учить воспроизведению двусложных слов со стечением согласных (например, кош-ка, ножка…)


Развитие коммуникативной компетентности.

1.

Закрепить умения в составлении двухсловных предложений о предмете, по картинке, по демонстрации действия;

- обращение + повеление (Папа, дай.)

- повеление + название предмета (Дай куклу.)

2.

Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения;

- Это кошка. Вот кошка. Кошка кушает. Моя кошка.

3.

Закрепить умения в составлении предложений из нескольких слов; с обращением - Мама, дай куклу, с указательным местоимением - Это новая кукла.

4.

Упражнять детей в составлении предложений с прямым дополнением - Мама несет куклу. Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, то можно включить ее в диалог; также отработанный речевой материал необходимо использовать при драматизации народных сказок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет

В данном разделе представлен сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей  5-7 лет. Каждый день рекомендуется выполнять по 3-4 задания, которые ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе  МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Весна. Спешим весне на помощь».

Целевая группа: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.Цель:- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;- Формировать...