Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи для детей с общим недоразвитием речи 1 уровня на 2025-2026 учебный год
1 этап
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. |
1. | Научить детей различению количества предметов (много – мало -один), величины ( большой – маленький), вкуса( сладкий –соленый), а также их пространственного расположения, если предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок не соотносит цвет и величину с их словесным обозначением, то необходимо ограничиться сличением предметов по их цвету и величине, отложив работу по запоминанию названий на более поздние сроки |
2. | Научить узнаванию предметов по назначению (например, «Покажи, чем ты нарисуешь домик?»). |
3. | Научить узнаванию демонстрируемых игрушек по описанию, (например, «У него пушистый хвост, длинные усы, мягкая шерсть.»). |
4. | Научить детей быстрому переключению по словесной просьбе с одного действия на другое (например, иди - стой, сиди - лети и т.д.). |
№ | Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей |
1. | Начать работу по формированию правильного произношения с гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. |
2. | Отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: но -но, му -му, пы -пы, ту -ту и т.д. |
№ | Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности. |
1. | Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.) |
2. | Учить пониманию грамматических форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы (например, покажи, где мяч - мячи, возьми шар- шары, возьми стул- возьми стульчик.) |
3. | Учить детей различению формы Родительного падежа множественного числа существительных (покажи, где нарисован стол, а где нарисованы столы.) |
4. | Учить детей различению форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не, (например, вставай- не вставай, пой- не пой.) |
Основная задача по формированию лексической компетентности заключается в накоплении пассивного предметного и глагольного словарного запаса.
№ | Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности. |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам |
2. | Учить детей воспроизведению ритмико-интонационного рисунка двухсложных слов (типа вода),односложных слов( типа кот). |
3. | Обучать приращиванию одинаковых слогов из доступных звуков в конце слова (например, до - ма, Ди - ма). |
№ | Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности. |
1. | Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым темам: - проговаривать изображенные действия, - учить детей слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, что на деревьях?», «Где висят листочки?» -ответы- показы детей |
2. | Использовать в коррекционной работе односторонний диалог-взрослый сам задает вопрос и сам на него отвечает. |
3. | Упражнять детей в составлении двухсловных предложений: - Мама, дай. (обращение +повеление) - Дай мяч.( повеление +название предмета.) |
4. | Упражнять детей в составлении простого двусоставного предложения: -Кто это? - Это мама. -Где мама? - Вот мама. -Что мама делает? - Мама спит. -Это чья мама? - Моя мама. |
2 этап
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. |
1. | Закрепить различение количества предметов (много - мало-один), величины (большой - маленький), вкуса. |
2. | Учить детей различению существительных, сходных по звучанию (например, полено - колено, земля-змея.) |
3. | Учить различению глаголов, сходных по звучанию (например, кто копает, а кто покупает.) |
4. | Учить различению действий, противоположных по значению (например, сними шапку - надень шапку) и пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (например, умывается - умывают). |
№ | Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности у детей |
1. | Закрепить произношение гласных фонем А,У,О,И,Э, согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. |
2. | Работать над формированием артикуляционных укладов Г,К,Х,отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, га-га-га. |
3. | Работать над формированием звука Й, этот звук может быть вызван по подражанию в дифтонгах. |
№ | Направления коррекционной работы по развитию грамматической компетентности. |
1. | Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (возьми карандаш -возьми карандаши), уменьшительно-ласкательной формы существительных (покажи, где цветок, а где цветочек),формы Родительного падежа множественного числа существительных(покажи, где кошка- где много кошек). |
2. | Закрепить понимание действий, противоположных по значению (включи-выключи); |
3. | Продолжать обучать детей различению по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (рисуй - рисуйте); |
4. | Учить детей определению по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие - одному лицу или нескольким лицам (идет - идут); |
5. | Учить детей определению по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Женя встал - Женя встала.) |
6. | Закрепить различение форм утвердительных и отрицательных приказаний, отличающихся друг от друга частицей не (беги - не беги). |
№ | Направления коррекционной работы по развитию лексической компетентности. |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам |
2. | Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных и односложных слов; |
3. | Учить воспроизведению рисунка трехсложных слов с прямыми открытыми слогами (типа со - ба- ка).При воспроизведении слова необходимо обязательное сопровождение отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. |
№ | Направления коррекционной работы по развитию коммуникативной компетентности. |
1. | Рассматривая сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, проговаривать изображенные действия, признаки предметов, учить слушать, понимать, дифференцировать вопросы (например, «Покажи, где сидит кот?»); |
2. | Закрепить умения в составлении двухсловных предложений: - Коля, дай. (обращение +повеление) - Дай кисю. (повеление +название предмета); |
3. | Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения: -Кто это? - Это кот. -Где кот? - Вот кот. - Что кот делает? - Кот спит. -Это чей кот? - Мой кот |
4. | Упражнять детей в составлении предложений из нескольких слов: - Мама, дай кота. - предложение с обращением. -Это белый кот. - предложение с указательным местоимением. |
3 этап
№ | Направления коррекционной работы по развитию понимания речи. |
1. | Закрепить различение глаголов, сходных по звучанию (например, кто купается, а кто катается) |
2. | Учить детей не смешивать названия действий, обозначающих похожие ситуации (например, лежит-спит, бежит-прыгает…); |
3. | Закрепить различение названий действий, противоположных по значению (например, намочи - отожми, вымой-вытри…) |
4. | Закрепить понимание действий, изображенных на сюжетных картинках (например, обувается - обувают); |
5. | Упражнять в определении по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -одному лицу или нескольким лицам (например, идет- идут, летит- летят…) |
6. | Упражнять детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша подмел пол - Саша подмела пол.),закрепить различение количества предметов, величины. вкуса и пространственного расположения (предлоги: на, в, из, под, от, около, из-под) |
7. | Учить детей различать падежные значения (например, «Покажи карандашом книгу», закрепить различение существительных, сходных по звучанию (бочка-точка, мыло-Мила). |
№ | Направления коррекционной работы по развитию фонетической компетентности. |
1. | Закрепить произношение гласных звуков А,У,О,И,Э и согласных Б,П,М,Н,Д,Т и их мягких вариантов. |
2. | Продолжать работу по формированию и дальнейшему закреплению артикуляционных укладов Г,К,Х; |
3. | Закрепить произношение звука Й в дифтонгах. |
Дефекты произношения свистящих и шипящих фонем на данном этапе коррекционной работы не исправляются, отсутствие соноров является закономерным.
№ | Развитие грамматической компетентности. |
1. | Закрепить понимание грамматических форм единственного и множественного числа существительных (стол - столы), уменьшительно - ласкательной формы существительных(стол - столик), формы Родительного падежа множественного числа существительных (много столов); |
2. | Закрепить понимание действий, близких по значению (бежит-прыгает) |
3. | Закрепить понимание действий, противоположных по значению (найди-спрячь, войди-выйди); |
4. | Учить детей определять взаимоотношения действующих лиц по сюжетным картинкам (например, Где девочка везет на санках мишку, а где мишка везет девочку?); |
5. | Учить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами: на, под, в, около, из, из-под; (например, «Возьми карандаш, который лежит в коробке»); |
6. | Учить детей различать падежные значения (например, «Покажи ручку карандашом»); |
7. | Закрепить различение по форме глаголов повелительного наклонения, к кому обращены просьбы - к одному лицу или нескольким лицам (например, остановись- остановитесь). |
8. | Закрепить определение по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие –од-ному лицу или нескольким лицам (например, стоит - стоят). |
9. | Учить детей понимать значения прилагательных, противоположных по значению (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий, длинный-короткий, низкий-высокий) |
10. | Упражнять в определении по глаголу прошедшего времени лица, которому принадлежит совершаемое действие (например, Саша убрал мусор. - Саша убрала мусор.) |
№ | Развитие лексической компетентности. |
1. | Обогатить словарный запас по изучаемым лексическим темам |
2. | Закрепить воспроизведение ритмико-интонационного рисунка двусложных (Ди - ма), односложных (дом), трехсложных (ко-ро-ва) с обязательным отхлопыванием, учить воспроизведению двусложных слов со стечением согласных (например, кош-ка, ножка…) |
№ | Развитие коммуникативной компетентности. |
1. | Закрепить умения в составлении двухсловных предложений о предмете, по картинке, по демонстрации действия; - обращение + повеление (Папа, дай.) - повеление + название предмета (Дай куклу.) |
2. | Закрепить умения в составлении простого двусоставного предложения; - Это кошка. Вот кошка. Кошка кушает. Моя кошка. |
3. | Закрепить умения в составлении предложений из нескольких слов; с обращением - Мама, дай куклу, с указательным местоимением - Это новая кукла. |
4. | Упражнять детей в составлении предложений с прямым дополнением - Мама несет куклу. Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, то можно включить ее в диалог; также отработанный речевой материал необходимо использовать при драматизации народных сказок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприятия
В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико - грамматическую сторону речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеющие недоразвитие пространственного восприя
В данном материале представлена работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет
В данном разделе представлен сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет. Каждый день рекомендуется выполнять по 3-4 задания, которые ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».
Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе
Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе МесяцНеделя№ занятияКол-вочасовТемаЦельЛексико-граммати...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Весна. Спешим весне на помощь».
Целевая группа: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.Цель:- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;- Формировать...
