Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме «Весна. Спешим весне на помощь».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Целевая группа: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.
Цель:
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнять и обогащать знания детей о весне.
- Расширять и активизировать словарь по теме «Весна».
- Закреплять навыки словообразования и словоизменения.
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
- Совершенствовать грамматический строй речи – образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематические процессы.
- Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- Упражнять в координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность.
-Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 50 «Непоседа»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме
«Весна. Спешим весне на помощь».
Подготовила:
Учитель-логопед
Вазикова А.В.
г. Новочебоксарск 2025
Целевая группа: Старшая группа. Возраст детей 5-6 лет.
Цель:
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнять и обогащать знания детей о весне.
- Расширять и активизировать словарь по теме «Весна».
- Закреплять навыки словообразования и словоизменения.
- Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.
- Совершенствовать грамматический строй речи – образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Упражнять в подборе антонимов, определений к заданным словам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематические процессы.
- Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
- Упражнять в координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность.
-Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Материалы и оборудование:
- Персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран, видео-презентация ( Ворона Алёна (фрагмент из музыкального клипа Мультиварики), столы, стулья по количеству детей, аудиозапись голоса, аудиозапись «Весенняя страна чудес» ( музыка и слова В. Ударцева, исполнитель И. Чистякова (минусовка), юнгианская песочница «Мини», глубокие подносы, кинетический песок, искусственный снег, конверты, искусственные льдинки с фигурами, предметные картинки, разрезные картинки «Тропинка в лес», игрушка «Солнце», кисточки, тарелочки, салфетки влажные.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в группу (зал) под музыку «Весенняя страна чудес». Останавливаются.
Учитель-логопед: Ребята встанем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро Всем.
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и скажем «Здравствуйте!».
(предложить детям присесть на стулья).
- Основная часть.
Звучит звуковой сигнал входящего сообщения на телеграмм.
Учитель-логопед: Ребята, к нам на телеграмм пришло видео-сообщение. Вам интересно узнать от кого оно?
Дети: Ответы детей (Да).
Видео-сообщение: «Кар-кар-кар! Беда, беда! Здравствуйте ребята! Обращаются к Вам за помощью лесные жители. Уже давно должна была наступить весна, но зима не хочет уходить из нашего леса. Она то снегом запорошит дорожки в лес, то тучами закроет солнышко и весна не может найти к нам дорогу. Ребята, помогите нам пожалуйста. Но чтобы нам помочь нужно будет выполнить задания, ведь зима устраивает разные проказы. А за каждое выполненное задание вы получите волшебные детали для пазла (разрезные картинки, которые в конце нужно соединить)».
Учитель-логопед: Ну что ребята, поможем лесным жителям?
Дети: Ответы детей. (Да. Поможем).
Учитель-логопед: Для этого нам нужно будет справиться с заданиями и весна в лесу обязательно наступит.
Перед дорогой сделаем артикуляционную гимнастику, чтоб веселее и дружнее выполнять все задания. Встаньте, пожалуйста, подойдите сюда и повторяйте за мной.
Артикуляционная гимнастика (дети выполняют стоя).
- Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам
Мы потянем, перестанем.
И нисколько не устанем. (Улыбка – лягушка).
- В лес по тропинке идет язычек
И собирает грибы в кузовок. (Грибочек).
- Смотрите на дереве дятел сидит
Клювом по дереву громко стучит:
«Д – Д – Д – Д – Д».
Учитель-логопед: Ну теперь пора идти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем весну искать. (дети идут за учителем-логопедом).
Ой, ребята, посмотрите, что это там? Давайте подойдем поближе и посмотрим. На что это похоже?
Дети: ответы детей (на снег, на сугроб).
Учитель-логопед: Действительно, похоже на снег. Под ним что то есть. Это записка от вороны. Прочитаем что там написано?
Дети: ответы детей (да).
Записка «Ой,ой,ой! Опять зима проказничает! Как только она узнала, о том, что вы готовы помочь Весне, она превратила в льдинки моих друзей! Но вы можете расколдовать льдинки, если угадаете «Кем же была льдинка до превращения».
Игра «Расколдуй животное». (Лед можно сделать из эпоксидной смолы или горячего клея с фигурками внутри).
Дети должны узнать в геометрических фигурах животных.
Оранжевый треугольник – лиса.
Серый овал – заяц.
Оранжевый треугольник с овалом – белка.
Коричневый квадрат – медведь.
Темно-серый треугольник – волк.
Коричневый овал – еж.
Учитель-логопед: Ребята, присаживайтесь за стол. У вас на столах лежат льдинки, посмотрите внимательнее на них и скажите, пожалуйста, как вы думаете кем эти льдинки были до превращения?
Дети: Ответы детей. (Я думаю, что эта льдинка была лисой, потому что она такая же рыжая, как шубка у лисы. Я думаю, что эта льдинка была зайцем, потому что она по форме похожа на туловище зайца, такое же овальное и цвет шубки у зайца весной серый. Я думаю, что этот маленький оранжевый треугольник с овалом белка, потому что она меленькая и рыжая. Я думаю, что эта льдинка была медведем, потому что она такая же большая и коричневая, как медведь. Я думаю, что эта льдинка была волком, потому что у волка серая шерсть и острые зубы. Я думаю, что эта льдинка была ежиком, потому что он маленький и коричневый, ежик когда боится сворачивается клубком.).
Учитель-логопед: Вот вы и расколдовали всех животных. (на экране появляются животные). Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, как можно назвать этих животных одним словом?
Дети: Ответы детей (Дикие животные).
Учитель-логопед: Правильно! А вот и первая деталь для нашего пазла. Ребята, пришло время немного отдохнуть, становитесь дружно в круг. Повторяйте все за мной.
Физкультминутка.
Ушла зима, пришла весна, Дети выполняют ходьбу на месте.
Нас очень радует она! Хлопают в ладоши.
Небо синеет и солнышко греет. Сводят и разводят руки над головой.
Цветочки цветут Выполняют упражнение
И трава зеленеет. Цветок.
Аудиозапись «Голос Зимы»: УУУУУУУ! Ха-ха-ха! Какие умные дети, так и хотят меня прогнать! Ну, я не сдамся! Отыщите солнышко и узнаете следующее задание.
Учитель-логопед: А вон солнышко вижу я. Пойдемте ребята за мной.
Здание. Игра «Скажи какая, какое, какие» (упражнение на согласование существительных с прилагательным).
Учитель-логопед: Ребята, давайте поиграем. Я буду называть вам слово с вопросом и передавать солнышко, а вы к нему будете добавлять свое слово. Например: Дождь (какой) весенний, туча (какая) голубая.
- Ветер … (теплый, холодный, сильный, слабый и т.д.);
- Солнце … (яркое, теплое, нежное, круглое и т.д.);
- Лес … (зеленый, большой и т.д.);
- Дерево … (красивое, большое, маленькое и т.д.);
- Облако … (белое, голубое, темное, пушистое и т.д.);
- Ручей … (холодный, быстрый,);
- Трава … (молодая, зеленая, мягкая, нежная, первая и т.д.);
- Утро … (доброе, солнечное, теплое и т.д.);
- Погода … (теплая, пасмурная, дождливая и т.д.);
- Цветок … (красивый, ароматный, яркий и т.д.).
Учитель-логопед: Молодцы ребята, мы справились и с этим заданием. А вот и вторая часть пазла.
Ребята, присаживайтесь за столы. Зима прислала следующее задание. Нам с вами нужно ласково назвать картинки, которые спрятаны под песком. На столах у вас стоят песочницы, а под песочком картинки. Предлагаю вам найти эти картинки при помощи кисточек. Вам нужно аккуратно кисточкой стряхнуть песочек. С кисточкой нужно будет работать осторожно, а песочек не раскидывать.
Дети: Ищут и находят картинки, называют ласково (Картинки: солнце – солнышко, лист – листочек, цветок – цветочек, капля – капелька, корабль – кораблик, жук - жучек).
Учитель-логопед: Молодцы ребята. Вот и третья часть пазла. Как много вы знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете?
Дети: ответы детей (нет).
Учитель-логопед: А сейчас проверим. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
- Зима уходит. А весна … (приходит);
- Зима холодная, а весна … (теплая);
- Зимой воздух холодный, а весной … (теплый);
- Зимой день короткий, а весной … (длинный);
- Зимой сугробы высокие, а весной … (низкие).
Учитель-логопед: Какие вы молодцы. А вот вам и четвертая часть пазла. Ребята, чтобы весна нашла дорогу в лес, нам нужно будет собрать эти части пазла вместе. (Дети собирают пазл). Вот у нас и получилась картинка с тропинкой в лес, теперь то уж весна точно найдет дорогу, а Зима отступит (на экране появляется ворона Алёна со словами благодарности. Затем появляется картина весны в лесу со звуками природы).
- Заключительная часть.
Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, вы такие молодцы. Помогли лесным жителям и весне. Не оставили их в беде.
Вам понравилось занятие?
Какое задание вам больше всего понравилось?
О каком времени года мы сегодня говорили?
Спасибо вам, ребята. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «До свидания».
Использованные источники.
- Видеофрагмент «Ворона Алёна. Мультиварик ТВ». https://vk.com/video132059729_456239738 ;
- Минус песни «Весенняя страна чудес» (музыка и слова В. Ударцов) https://karunika.ru/minus/vesennyaya_strana_chudes ;
- Изображения животных https://yandex.ru/search?text=картинки+лесных+животных+на+прозрачном+фоне+детям&source=tabbar&lr=37133 ;
- Изображение «Тропинка в весенний лес» https://u-stena.ru/katalog-fotooboev/skazochnye/vesna-na-doroge-v-les_500848/ ;
- Изображение «Весенний лес» https://hdtranslation.ru/stoit/tishina-v-vesennem-lesu/
- Изображения артикуляционных упражнений https://tr.pinterest.com/pin/418201515382505597/ .
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 554 с.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 64 с. (Библиотека логопе-да).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
Словообразование...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»
Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Дикие животные"
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР Путешествие в космос"
Тема занятия: Дифференциация предлогов К – ОТ.Лексическая тема: Космос.Задачи:1. Коррекционно-образовательные задачи:продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей по теме «Ко...
