Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР Путешествие в космос"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Маклакова Светлана Николаевна

Тема занятия: Дифференциация предлогов К – ОТ.

Лексическая тема: Космос.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей по теме «Космос»;
  • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «ОТ» и «К» с существительными в дательном и родительном падежах;
  • упражнять детей в составлении предложений по двум опорным словам с включением предлогов «К» и «ОТ»;
  • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ».

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительно-пространственное восприятие;
  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать координацию речи с движениями;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать воображение детей.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля;
  • формировать умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР «Путешествие в космос».

Тема занятия: Дифференциация предлогов К – ОТ.

Лексическая тема: Космос.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей по теме «Космос»;
  • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
  • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «ОТ» и «К» с существительными в дательном и родительном падежах;
  • упражнять детей в составлении предложений по двум опорным словам с включением предлогов «К» и «ОТ»;
  • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ».

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительно-пространственное восприятие;
  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать координацию речи с движениями;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать воображение детей.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать навыки контроля и самоконтроля;
  • формировать умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игра с мячом, опыт.

Наглядные: показ фильма, предметных картинок, схем предлогов.

Словесные: ответы на вопросы, самостоятельное составление предложения.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о космосе, аппликация «Ракета летит на Луну», рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу».

Материалы и оборудование:

Демонстрационные: фильм «Путешествие в космос», созданный в компьютерной программе Pinnacle Studio, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска рисунки ракеты, планет.

Раздаточные: карточки со схемами предлогов по количеству детей, предметные картинки по лексической теме; кольца от пирамидки, звездочка, набивной мяч.

Этапы и задачи работы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент

Логопед проговаривает:

Звездочка упала с неба,

Загадай ЖЕЛАНИЕ!

Пусть исполнится оно,

Самое заветное! Логопед предлагает загадать детям желание.

Дети стоят в кругу и передают друг другу звездочку.

Каждый про себя загадывает желание.

Положительный настрой на работу.

2

Определение темы занятия. Введение в игровое действие.

- Откуда к нам на землю падают звезды?

- Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?

- На чем мы можем полететь в космос?

- Кем нам нужно стать, чтоб отправиться в наше космическое путешествие?

Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Дети отвечают: Из космоса…

- На ракете.

- Космонавтами

Дети проговаривают правило.

Включенность в работу

3

Пальчиковая гимнастика

Игра «Запуск ракеты»

- Занимайте свои космические кресла, пристегните ремни. К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

- Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

- Завести мотор!

- Начинаем обратный отсчет!

Показ фильма: сцена запуска ракеты

Дети повторяют движения и команды:

- Есть, приготовиться!

- Есть, включить контакты! (соединяют все пальцы по очереди, начиная с большого)

- Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р»).

- 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

Сформированы точные движения пальцев рук, воспитан навык самоконтроля, самостоятельности при выполнении задания.

4

Знакомство с планетами. Ориентирование в пространстве.

Формирование представления о пространственном значении предлогов «К» и «ОТ».

Просмотр фильма: сцена полета в космосе с комментариями логопеда.

- Внимание, экипаж! Мы вышли в открытый космос. Облетаем вокруг Земли и отрываемся от Земли, летим к 1-ой планете Меркурий. Это самая маленькая планета, она расположена ближе всех к Солнцу.

- Стоп, ракета! Облетим планету с правой стороны и отлетаем от Меркурия, движемся к планете Венера. Вокруг Венеры движется спутник. Он изучает эту планету. - Внимание, экипаж, слева к нам приближается комета, отлетим от нее назад

Таким образом облетаем все планеты. Логопед выделяет голосом, уточняет предлоги.

Дети держат в руках кольца от пирамидки – «штурвалы» и, слушая комментарии логопеда «управляют» ими, т.е. наклоняются вправо, влево, вперед и т.д.

Закреплено представление о космическом пространстве, планетах, сформирован интерес к познанию космоса.

Усовершенствованы навыки пространственной ориентации.

Сформировано представление о пространственном значении предлогов «К» и «ОТ».

Созданы условия для воображения

5

Формирование правильной голосоподачи

- Мы выходим в открытый космос. В космосе нет кислорода, и чтобы космонавтам дышать, они надевают специальный костюм… скафандр. Давайте и мы наденем скафандры:

сначала натягиваем брючину на правую ногу, затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, надеваем шлем.
Воздух в шлангах проверяем: «ш-ш-ш…».

Крышку люка открываем: «А-а» И сигналы посылаем: «У» Логопед показывает высоту голоса рукой.

Дети выполняют движения и повторяю звуки:

«Ш-ш-ш…»

Дети произносят звук «А» низким и высоким голосом.

Дети произносят короткие звуки в разных регистрах.

Развита координация и точность движений рук и ног, усовершенствована речедвигатель-ная координация

6

Знакомство с предлогами «К» и «ОТ» и их схемами

- Какие маленькие слова помогали нам двигаться в космосе, облетать планеты?

Сегодня мы поработаем с маленькими словами «К», «ОТ».

Логопед при помощи ракеты и планеты объясняет значение этих предлогов и рисует на доске схемы.

- Посмотрите внимательно на ракету и скажите к чему она подлетела, а теперь к чему?

Подберите подходящую схему к этому маленькому слову.

Ракета теперь будет не подлетать, а отлетать…

Подберите подходящую схему к этому маленькому слову.

Предлог «К» появляется когда кто-то или что-то приближается к предмету.

Предлог «ОТ» появляется когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Дети подходят к столам перед доской.

- Вокруг, под, над, к, от.

Дети отвечают полным ответом: «Ракета подлетела к планете …»

Дети у себя на столах находят нужную схему.

Сформировано представление о предлогах «К» и «ОТ».

7

Составление предложений по опорной схеме и предложенным предметным картинкам.

- Перед нами схема предложения: |___ ___ _ ___.

- Сколько слов в предложении?

- Что обозначает первое слово в предложении?

- Что обозначает второе слово в предложении?

- Что обозначает третье слово в предложении?

Первым и четвертым словом будут картинки. Например: первое слово – «комета», четвертое слово – «ракета». Слово-действие и предлог мы будем с вами подбирать.

Кто составил свое предложение, слушает ответы других.

- Послушайте, какие предложения составил Незнайка:

Спутник отлетел Венеры.

Инопланетяне подошли летающей тарелке.

Ракета присоединилась космической станции.

- 4

- Первое слово с заглавной буквы.

- Действие.

- Маленькое слово.

Дети составляют предложение: «Комета подлетела к ракете».

Каждый ребенок подставляет свои карточки к схеме предложения и называет его.

Дети называют правильный вариант.

Усовершенствован навык использования предлогов в предложении.

Сформирован навык самоконтроля, самостоятельности при выполнении задания.

Созданы условия для логического мышления.

8

Релаксация

Упражнение «Невесомость»

(под музыку)

Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.

Показ фильма: сцены галактики.

Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

Развита координация и точность движений рук и ног, снятие напряжения

9

Упражнение «Подбери признак»

А теперь возвращаемся в ракету, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Пора нам возвращаться домой. Посмотрите в иллюминатор. Вот наша планета Земля. Какая она?

Дети подбирают прилагательное: круглая, бело-голубая, большая, красивая, родная, любимая, дорогая, богатая, живая

Сформировано навык подбора прилагательных к существи-тельному.

10

Итог занятия

Ну вот мы и дома.

- На какой планете мы живем?

- Мы живем на планете Земля.

- К каким планетам мы подлетали?

- Мы подлетали к …

- Откуда мы возвращаемся?

- Мы возвращаемся из космоса.

- От какой планеты мы отлетели?

- Мы отлетели от …

- Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы узнали и запомнили?
А мне понравилось, как вы работали.

Дети отвечают на вопросы

Фильм содержит дополнительную информацию о космонавтах и игру на закрепление названий планет. Эту информацию можно использовать на следующих занятиях по теме «Космос».

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ д/с № 26 г. Кстово

Маклакова Светлана Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные:обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на во...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».

Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя речи.Закре...