Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР Путешествие в космос"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Тема занятия: Дифференциация предлогов К – ОТ.
Лексическая тема: Космос.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей по теме «Космос»;
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «ОТ» и «К» с существительными в дательном и родительном падежах;
- упражнять детей в составлении предложений по двум опорным словам с включением предлогов «К» и «ОТ»;
- учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ».
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать воображение детей.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля;
- формировать умение работать в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР «Путешествие в космос».
Тема занятия: Дифференциация предлогов К – ОТ.
Лексическая тема: Космос.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжать работу по обогащению и активизации словаря детей по теме «Космос»;
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов «ОТ» и «К» с существительными в дательном и родительном падежах;
- упражнять детей в составлении предложений по двум опорным словам с включением предлогов «К» и «ОТ»;
- учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ».
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительно-пространственное восприятие;
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать координацию речи с движениями;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать воображение детей.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля;
- формировать умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Практические: дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игра с мячом, опыт.
Наглядные: показ фильма, предметных картинок, схем предлогов.
Словесные: ответы на вопросы, самостоятельное составление предложения.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о космосе, аппликация «Ракета летит на Луну», рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу».
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: фильм «Путешествие в космос», созданный в компьютерной программе Pinnacle Studio, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска рисунки ракеты, планет.
Раздаточные: карточки со схемами предлогов по количеству детей, предметные картинки по лексической теме; кольца от пирамидки, звездочка, набивной мяч.
№ | Этапы и задачи работы | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент | Логопед проговаривает: Звездочка упала с неба, Загадай ЖЕЛАНИЕ! Пусть исполнится оно, Самое заветное! Логопед предлагает загадать детям желание. | Дети стоят в кругу и передают друг другу звездочку. Каждый про себя загадывает желание. | Положительный настрой на работу. |
2 | Определение темы занятия. Введение в игровое действие. | - Откуда к нам на землю падают звезды? - Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие? - На чем мы можем полететь в космос? - Кем нам нужно стать, чтоб отправиться в наше космическое путешествие? Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим. | Дети отвечают: Из космоса… - На ракете. - Космонавтами Дети проговаривают правило. | Включенность в работу |
3 | Пальчиковая гимнастика Игра «Запуск ракеты» | - Занимайте свои космические кресла, пристегните ремни. К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх) - Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук). - Завести мотор! - Начинаем обратный отсчет! Показ фильма: сцена запуска ракеты | Дети повторяют движения и команды: - Есть, приготовиться! - Есть, включить контакты! (соединяют все пальцы по очереди, начиная с большого) - Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р»). - 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх). | Сформированы точные движения пальцев рук, воспитан навык самоконтроля, самостоятельности при выполнении задания. |
4 | Знакомство с планетами. Ориентирование в пространстве. Формирование представления о пространственном значении предлогов «К» и «ОТ». | Просмотр фильма: сцена полета в космосе с комментариями логопеда. - Внимание, экипаж! Мы вышли в открытый космос. Облетаем вокруг Земли и отрываемся от Земли, летим к 1-ой планете Меркурий. Это самая маленькая планета, она расположена ближе всех к Солнцу. - Стоп, ракета! Облетим планету с правой стороны и отлетаем от Меркурия, движемся к планете Венера. Вокруг Венеры движется спутник. Он изучает эту планету. - Внимание, экипаж, слева к нам приближается комета, отлетим от нее назад Таким образом облетаем все планеты. Логопед выделяет голосом, уточняет предлоги. | Дети держат в руках кольца от пирамидки – «штурвалы» и, слушая комментарии логопеда «управляют» ими, т.е. наклоняются вправо, влево, вперед и т.д. | Закреплено представление о космическом пространстве, планетах, сформирован интерес к познанию космоса. Усовершенствованы навыки пространственной ориентации. Сформировано представление о пространственном значении предлогов «К» и «ОТ». Созданы условия для воображения |
5 | Формирование правильной голосоподачи | - Мы выходим в открытый космос. В космосе нет кислорода, и чтобы космонавтам дышать, они надевают специальный костюм… скафандр. Давайте и мы наденем скафандры: сначала натягиваем брючину на правую ногу, затем брючину на левую ногу, Крышку люка открываем: «А-а» И сигналы посылаем: «У» Логопед показывает высоту голоса рукой. | Дети выполняют движения и повторяю звуки: «Ш-ш-ш…» Дети произносят звук «А» низким и высоким голосом. Дети произносят короткие звуки в разных регистрах. | Развита координация и точность движений рук и ног, усовершенствована речедвигатель-ная координация |
6 | Знакомство с предлогами «К» и «ОТ» и их схемами | - Какие маленькие слова помогали нам двигаться в космосе, облетать планеты? Сегодня мы поработаем с маленькими словами «К», «ОТ». Логопед при помощи ракеты и планеты объясняет значение этих предлогов и рисует на доске схемы. - Посмотрите внимательно на ракету и скажите к чему она подлетела, а теперь к чему? Подберите подходящую схему к этому маленькому слову. Ракета теперь будет не подлетать, а отлетать… Подберите подходящую схему к этому маленькому слову. Предлог «К» появляется когда кто-то или что-то приближается к предмету. Предлог «ОТ» появляется когда кто-то или что-то удаляется от предмета. | Дети подходят к столам перед доской. - Вокруг, под, над, к, от. Дети отвечают полным ответом: «Ракета подлетела к планете …» Дети у себя на столах находят нужную схему. | Сформировано представление о предлогах «К» и «ОТ». |
7 | Составление предложений по опорной схеме и предложенным предметным картинкам. | - Перед нами схема предложения: |___ ___ _ ___. - Сколько слов в предложении? - Что обозначает первое слово в предложении? - Что обозначает второе слово в предложении? - Что обозначает третье слово в предложении? Первым и четвертым словом будут картинки. Например: первое слово – «комета», четвертое слово – «ракета». Слово-действие и предлог мы будем с вами подбирать. Кто составил свое предложение, слушает ответы других. - Послушайте, какие предложения составил Незнайка: Спутник отлетел Венеры. Инопланетяне подошли летающей тарелке. Ракета присоединилась космической станции. | - 4 - Первое слово с заглавной буквы. - Действие. - Маленькое слово. Дети составляют предложение: «Комета подлетела к ракете». Каждый ребенок подставляет свои карточки к схеме предложения и называет его. Дети называют правильный вариант. | Усовершенствован навык использования предлогов в предложении. Сформирован навык самоконтроля, самостоятельности при выполнении задания. Созданы условия для логического мышления. |
8 | Релаксация Упражнение «Невесомость» (под музыку) | Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме. Показ фильма: сцены галактики. | Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости. | Развита координация и точность движений рук и ног, снятие напряжения |
9 | Упражнение «Подбери признак» | А теперь возвращаемся в ракету, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Пора нам возвращаться домой. Посмотрите в иллюминатор. Вот наша планета Земля. Какая она? | Дети подбирают прилагательное: круглая, бело-голубая, большая, красивая, родная, любимая, дорогая, богатая, живая | Сформировано навык подбора прилагательных к существи-тельному. |
10 | Итог занятия | Ну вот мы и дома. - На какой планете мы живем? - Мы живем на планете Земля. - К каким планетам мы подлетали? - Мы подлетали к … - Откуда мы возвращаемся? - Мы возвращаемся из космоса. - От какой планеты мы отлетели? - Мы отлетели от … - Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы узнали и запомнили? | Дети отвечают на вопросы |
Фильм содержит дополнительную информацию о космонавтах и игру на закрепление названий планет. Эту информацию можно использовать на следующих занятиях по теме «Космос».
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ д/с № 26 г. Кстово
Маклакова Светлана Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать формированию лексико-грамматичес...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»
Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт».
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт»Задачи:Коррекционно-образовательные:обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях; учить отвечать на во...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».
Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя речи.Закре...
