Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конькова Ольга Анатольевна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Тема: «Хлеб».

Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Тема: «Хлеб».

Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы: «Хлеб».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закрепление и систематизация представлений о  хлебе и хлебобулочных изделиях.
  2.  Уточнение и активизация словаря по теме « Хлеб».
  3.  Совершенствование  грамматического строя речи (употребление существительных в   косвенных падежах,  подбор прилагательных, подбор однокоренных слов).
  4. Совершенствование навыков  звукового анализа и синтеза слова.
  5. Совершенствование навыков составления и анализа предложения.
  6. Совершенствование навыков  деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие связной речи.
  2. Развитие  зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.
  3. Развитие  общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
  4. Развитие  обонятельных ощущений.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формирование навыков  самостоятельности, инициативности.
  2. Воспитание коммуникативных умений и навыков.
  3. Воспитание  у детей бережного отношения к хлебу, уважения к людям, которые его выращивают.  

          

Предварительная работа: Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказов М.Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Митяева «Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб». Беседа с детьми на тему: «Откуда пришел хлеб».  Рассматривание иллюстраций с изображением современных комбайнов, уточнение названий профессий людей участвующих в процессе получения хлеба. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь». Разучивание стихов и пословиц, пальчиковой гимнастики и физкультурной минутки о хлебе. Объяснение пословицы: «Хлеб – всему голова».

 Ход занятия.

Организационный момент.  

Логопед: К нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем, улыбнемся гостям и друг другу.

1. «Узнай по запаху».

Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.

Логопед: Я предлагаю вам угадать по запаху, что там  лежит.  

 -Хлеб.    

Логопед:  О чем  мы сегодня мы с вами поговорим на занятии?

 -Мы поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях.

Логопед: Назовите хлебобулочные изделия.

-Калачи, баранки, пироги, батон, сухари, булочки, ватрушки.

2. «Какой бывает хлеб?»

 Логопед: Ребята, а какой бывает хлеб?

 Давайте подберём слова-признаки к слову «Хлеб».

-Вкусный, душистый, ароматный, свежий, пышный, пшеничный, черный, белый, ржаной, мягкий. 

3. «Доскажи словечко». 

Логопед:   Давайте с вами поиграем в игру: «Доскажи словечко». Закончите предложения словом «хлеб».

Я знаю пословицу о … (хлебе).

Мама купила пшеничный … (хлеб).

Дети едят суп с … (хлебом).

Ваня пошел в магазин за … (хлебом).

У меня дома нет … (хлеба).

4. Работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».

Логопед: Рассмотрите картинки и определите, что на них нарисовано.

-На картинках нарисовано,  как выращивают  хлеб.

Логопед: Сегодня мы вспомним,  как выращивают  хлеб.  Подумайте и расставьте  картинки по порядку.

-Дети выполняют задание.

Логопед:  Молодцы. Вы все правильно поставили.  Сейчас вы придумаете по каждой картинке предложения.

-Весной в поле выходят трактора с плугом.  Тракторист пашет поле. Тракторист с помощью сеялки сеет зерно в землю. В конце лета пшеница созревает.  Комбайн убирает в поле урожай. Комбайном управляет комбайнер. Зерно на машинах везут на элеватор. С элеватора зерно везут на мельницу или на хлебокомбинат. На мельнице из зерна делают  муку. Муку везут в пекарню.  Пекарь печет хлеб и хлебобулочные изделия. Хлеб из пекари везут в хлебный магазин. Продавец продает хлеб и булочки людям.

Логопед: Ребята, вы молодцы, получился рассказ, о том, как выращивают  хлеб.

5.  «Составь схему предложения».

Логопед: Вспомните предложение по первой картинке.

 - Тракторист пашет поле.

Логопед: Выложите схему   предложения у себя на столе. Сколько слов в этом предложении?

-В предложении 3 слова.

Логопед: Какое слово первое, (второе, третье… )?  

- Первое слово в предложении тракторист.

- Второе слово в предложении пашет.

- Третье слово в предложении поле.

Логопед: Вспомните еще предложение.

-Комбайн убирает в поле урожай.

Логопед: Выложите схему   предложения у себя на столе. Сколько слов в этом предложении?

-В предложении 5 слов.

Логопед: Какое слово первое, (второе, третье… )?  

- Первое слово в предложении комбайн.

- Второе слово в предложении убирает.

- Третье слово в предложении  в.

- Четвертое слово в предложении поле.

- Пятое слово в предложении урожай.

6. «Физкультурная минутка».

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку.                                 Потянулись.

С ветерком оно играет,                                    Руки вверх.

Ветерок его качает,                                          Прогнулись.

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!                                     Наклоны туловища, присели.

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов.                                  Ходьба до пяти.

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай!                                     Руки вверх и потянуться.

7. «Хлебный магазин».

Логопед: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.  

 Как вы думаете, где можно купить хлеб и хлебобулочные изделия?

Дети: в хлебном магазине.

Логопед: Я вас приглашаю в хлебный магазин. Посмотрите, сколько картинок хлебобулочных изделий лежит на столе. Каждый  из вас сейчас возьмет по одной картинке и назовет, что он взял.  

-Я взял калач. У меня хлеб.

     Мы будем раскладывать  картинки с изображением хлебобулочных изделий по полочкам.  Вам нужно подумать и определить, сколько слогов в названии  хлебобулочного изделия и поставить его на полочку с цифрой 1,2 или 3. Если в слове один слог, то картинку нужно положить на первую полку.

Если в слове два слога, то  на вторую полку. Если в слове три слога,   на третью полку.

Хлеб - … (один слог).

Ба-тон - … (два слога).

Бу-хан-ка - … (три слога).

Бул-ка - … (два слога).

Ба-ран-ка - … (три слога).

Ка-ра-вай - … (три слога).

Суш-ка… (два слога).

Пи-рог-….  (два слога).

Ла-ваш - … (два слога).

Дети  раскладывают   картинки по количеству слогов на полочки.  

Логопед: Вы молодцы, отлично справились с заданием. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать  хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.

8. « Динамическая пауза».

Муку в тесто замесили,                     месим тесто

А из теста мы слепили:                        прихлопывающие движения ладошками

Пирожки и плюшки                          загибаем пальчики по одному

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи

Все мы испекли в печи.                      показываем две ладошки.              

9.  «Звуковой анализ слова».

Логопед: Из чего пекут хлеб?

- Хлеб пекут из муки.

Логопед: Выложим звуковую схему слова «МУКА». Сколько в этом слове звуков?

-Четыре.  

Логопед: Назовите звуки  по порядку.

-[М], [У], [К],[А].

Логопед: Выкладываем схему слова «МУКА». Какой первый звук в слове?

-Первый звук [М] – Он согласный, твердый, звонкий. Мы обозначаем, его  синим квадратом.

Логопед: Какой второй звук в слове?

-Второй звук [У].  Мы обозначаем их красным квадратом.

Логопед: Какой третий звук в слове?

-Третий звук [К]. Он согласный,  твердый, глухой. Мы обозначаем, его  синим квадратом.

Логопед:  Назовите четвертый звук в слове.

-Четвертый звук [А]. Мы обозначаем его красным квадратом.

Логопед: Сколько  гласных звуков в этом слове?

-В слове два гласных звука. Это звуки  [У], [А]. Мы обозначаем их красным квадратом.

Логопед:  Сколько в слове согласных звуков?

-В слове два звука. Это звуки  [М],[К].

Логопед: Покажите звук [М] на схеме.

-Показ звуков детьми.

Логопед: Покажите звук [К] на схеме.

-Показ звуков детьми.

10. «Упражнение в образовании родственных слов»   (с мячом).

Логопед: Мы сегодня говорим о хлебе.

Подберите родственные слова к слову хлеб.                          

Назовите хлеб ласково. — Хлебушек.  

Крошки хлеба – это, какие крошки? Хлебные крошки.

 Квас из хлеба – это  Хлебный квас.

 Посуда для хлеба. Хлебница.

Человек, который выращивает хлеб. Хлебороб.

Человек, который печет хлеб. Хлебопек.

Прибор для резания хлеба. Хлеборезка.

Завод, где выпекают хлеб. Хлебозавод. 

 Логопед: Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.  

 11. Итог.

- О чем мы говорили на занятия?

-  Чем занимались сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...