Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.
Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц. Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам, закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osennee_puteshestvie_karlova_l.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4
СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: «Осеннее путешествие»
Учитель – логопед:
Карлова Людмила Андреевна
2020г.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели: Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.
Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц. Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам, закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие силы и длительности выдоха, зрительного внимания и восприятия, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости. Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов. Активизировать в речи детей прилагательные. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. Упражнять детей в умении составлять предложения о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.
Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать экологические чувства, бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: презентация на мультимедийном проекторе (ИКТ): (клип о осени, осенняя карта); корзина украшенная листочками, отражатель, мешочек с фишечками, предметные картинки по количеству детей (птицы, деревья, солнце, цветы, дикие животные, грибы) листы А4 по количеству детей. Наряд логопеда: желтое платье с осенними листьями, венок из листьев. Сюрпризный момент: солнечный лучик (отражатель) корзина с дарами осени.
Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, показ логопеда, рассказ с помощью мультимедийного проектора, чтение стихотворения, работа за столами, прием подачи нового на имеющиеся знания у детей, вопросы, привлечение, сосредоточения внимание детей, музыкальное сопровождение, индивидуальная помощь, физминутка, дыхательная гимнастика.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, разучивание физминуток, беседа на тему «Осень», рассматривание иллюстраций, экскурсии в осенний парк.
Словарная работа: Предметный – осень, листопад, солнце, облако, дождь, лужа, гриб, листья, цветы, дубки, сентябрики, хризантемы.
Признаков – чистый, серое, разноцветные, пасмурный, длинный, холодный, солнечный. Действий – наступать, холодать, капать, становиться, увядать, улетать, падать.
Ход занятия:
Организационный момент: Звучит песня «Как, кап на ладошки» в группу входит логопед в костюме осени и включает на проекторе фильм про осень:
Дети подходят ближе и с интересом смотрят презентацию.
Л:- Здравствуйте ребята! Какое интересное кино! О чем оно?
Д: - Об осени! (Хором)
Л: - Как вы узнали, что это Осень?
Д: - Пожелтели листья, листопад, пасмурно, идет дождь, люди убирают урожай, выросли в лесу грибы, птицы улетают в теплые края.
Л: - Правильно ребята, посмотрите на меня внимательно, я похожа на осень?
Д: - Похожа!
Л: - Я осень, какая? Опишите меня.
Д: - красивая, яркая, разноцветная, теплая, солнечная, веселая.
Л: - Мы с вами говорили, что осенью тоже цветут цветы, посмотрите на моем осеннем наряде, то же есть цветы, назовите только осенние цветы.
Д: - дубки, хризантемы, сентябрики, георгины, бархатцы, астры.
Л: - А еще у меня с собой волшебная корзинка, на которую опали разноцветные листья, давайте снимем с корзинки по одному листочку назовем их:
Д: - кленовый, березовый, дубовый,
Л: - А теперь подуем на листочки.
Основная часть:
Л:- Молодцы ребята! Я хочу вас пригласить в волшебное осеннее путешествие, вы любите путешествовать?
Д: Да! (хором)
Л: Ну тогда в путь! А поможет нам в этом волшебный солнечный лучик, (достает из корзины отражатель) Куда лучик укажет, туда мы с вами и пойдем.
Л: А вот и первая игра «Скажи ласково» (логопед светит отражателем на разные предметы в группе, а дети называют их ласково)
Л: - тыква, цветы, листья, корзина, Маша, Рома (указывает на детей)
Д: - тыковка, цветочки, листочки, корзиночка, Машенька, Ромочка и тд.
Л: -Ребята какие же вы молодцы, давайте теперь немного разомнемся.
Л: - Динамическая пауза: «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики к нам протяни!
Ручки мы вложим в ладошки твои,
Нас покружи, оторвав от земли.
Хлопают радостно наши ладошки,
Быстро шагают резвые ножки.
Солнышко скрылось, ушло на покой.
Мы же на место сядем с тобой.
Л: - А сейчас наш солнечный лучик приглашает вас поиграть в интересную игру, давайте подойдем к экрану. Это «Осенняя карта», прежде чем начать игру мы проведем жеребьевку, и определим, кто первым начнет играть: в моем волшебном мешочке есть фишечки, каждый из вас достанет по одной, под каждым номером в игре есть картинка, по которой вы должны будете составить предложение. 1, 2, 3, игру начни!
Д: - (1- наступила осень, 2- люди собирают урожай,3- на деревьях пожелтели листья, 4- ребята в лесу собирают грибы, 5- птицы улетают в теплые края, 6- люди одели теплую одежду, пальто и сапожки, 7- идут дожди, 8- звери готовятся к зимней спячке, 9- (дети хором составляют рассказ по всем картинкам).
Л: - Ребята, какие вы молодцы, вы правильно сказали, что осенью на деревьях желтеют листочки и падают на землю, а назовите мне дерево – с белой корой, еще его называют символом России.
Д: - Береза!
Л: - А кто знает, для чего березе нужны черные отметки на коре? А я вам расскажу. Березовая кора очень плотная, черные отметки на коре – отдушины, через которое дерево дышит. Отдушины - как носики, при помощи которых дерево дышит, давайте и мы подышим с вами как березки: Глубокий вдох носом, выдох ртом, увеличиваем темп.
Л: - Молодцы ребята, вы отлично справились, а сейчас мы с вами превратимся в белоствольных берез, я буду показывать движения и говорить слова, а вы за мною повторяйте.
Л: - Станем мы березками – длинными, красивыми,
Ноги – это корни, их расставим шире мы,
Чтоб держали дерево, падать не давали,
Из глубин далеких воду добывали.
Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается.
И своей верхушкой острой, в небо упирается.
Игра « Составь осеннюю картину» (с использованием мультимедийной установки)
Л: - А солнечный лучик приготовил для нас еще одну игру, мы с вами выложим осеннюю картину, у каждого из вас на столе лист бумаги, и тарелочки с фрагментами картины, элементы этой картины вы увидите на экране. Внимательно смотрите на проектор: (дерево, птица, солнце, цветы, животные, грибы). А теперь каждый выложит свою осеннюю картину.
Л: - Какие интересные картины у вас получились! Расскажите, из каких цветов состоит ваша волшебная полянка?
Д: - дубки, хризантемы, сентябрики, георгины, бархатцы, астры.
Л: - А какие деревья на вашей картине?
Д: - голые, желтые, разноцветные.
Л: - А какие животные пришли на вашу полянку?
Д: - зайчиха с зайчатами, медвежонок, белочка, ёжик.
Л: - Молодцы ребята мне и солнечному лучику очень понравились ваши работы!
Итог занятия: Вот и подходит наше путешествие к концу. И пора возвращаться домой. Ребята что вам больше всего понравилось?
Д: - Играть с солнечным лучиком, превращаться в березок, играть с фишечками и составлять предложения, составлять картину. Все понравилось!
Оценка деятельности детей.
Л: - А сейчас дети, за то, что вы так много рассказали об осени, старались, и играли с солнечным лучиком, я вам подготовила осенний сюрприз, к которому приведет наш солнечный лучик, (логопед направляет лучик на окошко в группе, а там стоит корзинка с дарами осени, каждый ребенок получает подарок). Логопед прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»
Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи. Тема: Лексическая тема:...
Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».
Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение и расширение представления дет...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи. Относительные прилагательные. "Поможем Юми спасти урожай".
Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты)....
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...