Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Карлова (Лукьянова) Людмила Андреевна

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.
Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.  Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам, закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_osennee_puteshestvie_karlova_l.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4

СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: «Осеннее путешествие»

Учитель – логопед:

Карлова Людмила Андреевна

2020г.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели: Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.
Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь.
 Расширять и уточнять знания детей об окружающем.
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных, птиц.  Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам, закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие силы и длительности выдоха, зрительного внимания и восприятия, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации движений, ловкости. Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов. Активизировать в речи детей прилагательные.  Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.  Упражнять детей в умении составлять предложения о временах года (осень) с  использованием наглядных пособий, связно с логической  последовательностью.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать экологические чувства, бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: презентация на мультимедийном проекторе (ИКТ): (клип о осени, осенняя карта); корзина украшенная листочками, отражатель, мешочек с фишечками, предметные картинки по количеству детей (птицы, деревья, солнце, цветы, дикие животные, грибы) листы А4 по количеству детей.  Наряд логопеда: желтое платье с осенними листьями, венок из листьев. Сюрпризный момент: солнечный лучик (отражатель) корзина с дарами осени.

Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, показ логопеда, рассказ с помощью мультимедийного проектора, чтение стихотворения, работа за столами, прием подачи нового на имеющиеся знания у детей, вопросы, привлечение, сосредоточения внимание детей, музыкальное сопровождение, индивидуальная помощь, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, разучивание физминуток, беседа на тему «Осень», рассматривание иллюстраций, экскурсии в осенний парк.

Словарная работа: Предметный – осень, листопад, солнце, облако, дождь, лужа, гриб, листья, цветы, дубки, сентябрики, хризантемы.  

Признаков – чистый, серое, разноцветные, пасмурный, длинный, холодный, солнечный. Действий – наступать, холодать, капать, становиться, увядать, улетать, падать.

Ход занятия:

Организационный момент: Звучит песня «Как, кап на ладошки» в группу входит логопед в костюме осени и включает на проекторе фильм про осень:

Дети подходят ближе и с интересом смотрят презентацию.

Л:- Здравствуйте ребята! Какое интересное кино! О чем оно?

Д: - Об осени! (Хором)

Л: - Как вы узнали, что это Осень?

Д: - Пожелтели листья, листопад, пасмурно, идет дождь, люди убирают урожай, выросли в лесу грибы, птицы улетают в теплые края.  

Л: - Правильно ребята, посмотрите на меня внимательно, я похожа на осень?

Д: - Похожа!

Л: - Я осень, какая? Опишите меня.

Д: - красивая, яркая, разноцветная, теплая, солнечная, веселая.

Л: - Мы с вами говорили, что осенью тоже цветут цветы, посмотрите на моем осеннем наряде, то же есть цветы, назовите только осенние цветы.

Д: - дубки, хризантемы, сентябрики, георгины, бархатцы, астры.

Л: - А еще у меня с собой волшебная корзинка, на которую опали разноцветные листья, давайте снимем с корзинки по одному листочку назовем их:

Д: - кленовый, березовый, дубовый,

Л: - А теперь подуем на листочки.

Основная часть:

Л:- Молодцы ребята!  Я хочу вас пригласить в волшебное осеннее путешествие, вы любите путешествовать?

Д: Да! (хором)

Л: Ну тогда в путь! А поможет нам в этом волшебный солнечный лучик, (достает из корзины отражатель) Куда лучик укажет, туда мы с вами и пойдем.

Л: А вот и первая игра «Скажи ласково» (логопед светит отражателем на разные предметы в группе, а дети называют их ласково)

Л: - тыква, цветы, листья, корзина, Маша, Рома (указывает на детей)

Д: - тыковка, цветочки, листочки, корзиночка, Машенька, Ромочка и тд.

Л: -Ребята какие же вы молодцы, давайте теперь немного разомнемся.

Л: - Динамическая пауза: «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой.

Мы же на место сядем с тобой.

Л: - А сейчас наш солнечный лучик приглашает  вас поиграть в интересную игру, давайте подойдем к экрану. Это «Осенняя карта», прежде чем начать игру  мы проведем жеребьевку, и определим, кто первым начнет играть: в моем волшебном мешочке есть фишечки, каждый из вас достанет по одной, под каждым номером в игре есть картинка, по которой вы должны будете составить предложение. 1, 2, 3, игру начни!

Д: - (1- наступила осень, 2- люди собирают урожай,3- на деревьях пожелтели листья,  4- ребята в лесу собирают грибы, 5- птицы улетают в теплые края, 6- люди одели теплую одежду, пальто и сапожки, 7- идут дожди, 8- звери готовятся к зимней спячке, 9-  (дети хором составляют рассказ по всем картинкам).

Л: - Ребята, какие вы молодцы, вы правильно сказали, что осенью на деревьях желтеют  листочки и падают на землю, а назовите мне дерево – с белой корой, еще его называют символом России.

Д: - Береза!

Л: - А кто знает,  для чего березе нужны черные отметки на коре? А я вам расскажу. Березовая кора очень плотная, черные отметки на коре – отдушины, через которое дерево дышит. Отдушины -  как носики, при помощи которых дерево дышит, давайте и мы подышим с вами как березки: Глубокий вдох носом, выдох ртом, увеличиваем темп.

Л: - Молодцы ребята, вы отлично справились, а сейчас мы с вами превратимся в белоствольных берез, я буду показывать движения и говорить слова, а вы за мною повторяйте.

Л: - Станем мы березками – длинными, красивыми,

       Ноги – это корни, их расставим шире мы,

       Чтоб держали дерево, падать не давали,

       Из глубин далеких воду добывали.

       Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается.

       И своей верхушкой острой, в небо упирается.

Игра « Составь осеннюю картину» (с использованием мультимедийной установки)

Л: - А солнечный лучик  приготовил для нас еще одну игру, мы с вами выложим осеннюю картину, у каждого из вас на столе лист бумаги, и тарелочки с фрагментами картины, элементы этой картины вы увидите на экране. Внимательно смотрите на проектор: (дерево, птица, солнце, цветы, животные, грибы). А теперь каждый выложит свою осеннюю картину.

Л: -  Какие интересные картины у вас получились! Расскажите, из каких цветов состоит ваша волшебная полянка?

Д: - дубки, хризантемы, сентябрики, георгины, бархатцы, астры.

Л: - А какие деревья на вашей картине?

Д: - голые, желтые, разноцветные.

Л: - А какие животные пришли на вашу полянку?

Д: - зайчиха с зайчатами, медвежонок, белочка, ёжик.

Л: - Молодцы ребята мне и солнечному лучику очень понравились ваши работы!

Итог занятия: Вот и подходит наше путешествие к концу. И пора возвращаться домой. Ребята что вам больше всего понравилось? 

Д: - Играть с солнечным лучиком, превращаться в березок, играть с фишечками и составлять предложения, составлять картину. Все понравилось!

Оценка деятельности детей.

Л: - А сейчас дети, за то,  что вы так много рассказали об осени, старались, и играли с солнечным лучиком, я вам подготовила осенний сюрприз, к которому приведет наш солнечный лучик, (логопед направляет лучик на окошко в группе, а там стоит корзинка с дарами осени, каждый ребенок получает подарок). Логопед прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  Тема: Лексическая тема:...

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...