Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  

Тема: Лексическая тема: «Транспорт»

Программа:  - Образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

 - программа Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше «Программа обучения детей с

недоразвитием фонетического строя речи»

Возраст: 6 лет

Направление: Познавательно – речевое развитие

Основная образовательная область: Познание

Интегрированные образовательные области: Познание - коммуникация

Форма проведение: фронтальное занятие

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи:

   коррекционно-воспитательные:

воспитание коммуникативных навыков, уважения к труду водителя;

воспитание чуткого  и внимательного отношения друг к другу.

   коррекционно-развивающие:

развитие умения строить распространенные предложения путем введения

второстепенных членов предложения;

развитие навыков овладения операциями обобщения, классификации;

развитие общей и мелкой моторики;

   коррекционно-образовательные:

закрепление названия профессий людей, управляющих различными видами    

транспорта, видов транспорта;

закрепление согласования прилагательных с существительными;

закрепление образования существительных множественного числа;

закрепление глагола «ехать» с различными приставками;

 

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой  момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление.

Наглядные средства обучения:

предметные картинки с изображением разных видов транспорта;

силуэт грузовика и детали к нему;

волшебный ящик;

листы бархатной бумаги с контурами разных машин;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Организация детей: психогимнастика

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения

Словарная работа: Совершенствование  умения  использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.

Данное занятие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально.

 

Ход занятия.

I. Организационная часть.

Психогимнастика 

Представьте себе, что вы управляете автомобилем. Давайте заведем автомобили и поехали (р- р- р). А теперь мы управляем поездом (чух- чух- чух)

Пересели в самолет (у– у - у), полетели в небосвод. А теперь пошли пешком (шагаем) и пришли мы к дому.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови картинку» Правила такие: Кто правильно назовет картинку - тот садится (перед детьми картинки с  изображением   разных видов  транспорта).

II. Сообщение темы.

Логопед: Обратите внимание на экран.

Что вы там видите?  

Как одним слов мы назовем все эти картинки?

- Правильно, транспорт.

- Какие виды транспорта вы знаете? (внимание на экран)

- Для чего нужен транспорт?

Послушайте загадку:

«Встаем мы очень рано, 

Проста у нас забота – 

Любого пассажира, 

Доставить на работу»

- Правильно, это шофер (водитель).

- Каким должен быть водитель?

(внимательным, осторожным, грамотным (знать ППД) культурным, смелым).

III. Лексико – грамматические игры и упражнения.

 «Дидактическая игра «Назови профессию»

Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? - Автобус водит водитель.

 

- Кто управляет  самолетом? (самолетом управляет летчик)

- Кто управляет автобусом? (автобусом управляет водитель)

- Кто управляет поездом? (Поездом управляет  машинист)

- Кто летает на ракете? (На ракете летает  космонавт)

- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет капитан)

- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит мотоциклист)
 

Наши ребятки очень любят играть в игру «Строители». У нас в группе много разных машин. Но среди них нет грузовика. А как вы думаете, для игры в строители нужен грузовик? Да он просто необходим. У меня есть готовые детали этой машины. Давайте вместе ее соберем.

 Дидактическая игра «Соберем машину» (используем магнитную доску)

Назовем основные  детали, которые есть у грузовика (Кабина, кузов, колеса)  (собираем машину - вначале вместе, а потом каждый самостоятельно).              

- Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться). Играть с ней будет удобно, если она будет объемная. Положим детали в волшебную коробку и произнесем волшебные слова – « Раз, два, три, волшебная коробка помоги!»
   Игра «Из чего – какой?» (рассматриваем машину)

У машины много деталей и все они сделаны из разных материалов.

Колесо из резины (какое?) – резиновое.

Дверца из металла (какая?)

Руль из пластмассы (какой?)

Сиденье из кожи (какое?) 

Фары из стекла (какие?) 

   Усвоение глагола «ехать»

- Давайте отправимся на нашем грузовике  в магазин игрушек. (На экране схема передвижения машины)

Мы ехали, ехали

к речке подъехали,

мост переехали,

к горке подъехали,

на горку въехали,

с горки съехали,

дальше поехали.

 

Поехали дальше в магазин игрушек.

 

  Упражнение на координацию речи с движением   «Едем, едем на  

  машине…». 

 

Завели машину (вращения руками перед грудью)
         Накачали шину "Насос".

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (вращение воображаемого руля)

Едем, едем на машине, (движения рулем)

Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.  (ладонь ко лбу)

Дворники счищают стекла,

Вправо, влево - чистота.

Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец)

 

Приехали в магазин игрушек. (На витрине стоят игрушечные машины)
         Дидактическая игра «Один - много»

- На витрине грузовик, а в магазине на полке (грузовики)

- На витрине автобус, а в магазине на полке (автобусы)

- На витрине  автомобиль, а в магазине на полке (легковые автомобили)

- На витрине полицейская машина, а в магазине на полке

(полицейские машины)

- На витрине самолет, а в магазине на полке (самолеты)

- На витрине мотоцикл, а в магазине на полке (мотоциклы)

Развиваем мелкую моторику «Рисование нитью»

Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин  и    

атласные  ленточки на каждого ребенка.

Какое важное событие сейчас происходит в нашей стране? (олимпиада)

В каком городе проходит зимняя олимпиада? (в г. Сочи). А не хотите ли   

принять участие в этой олимпиаде? (хотим) Я предлагаю вам сделать

подарки для наших спортсменов. Обратите внимание, у вас на столе

лежат большие конверты. В них, заготовки будущих открыток. При

помощи ленточек прошиваем контуры машин.

Посмотрите, какие красивые открытки у нас получились. Я думаю, что нашим спортсменам

будет приятно получить ваши подарки. Давайте загрузим открытки в

грузовик и отправим в г. Сочи.

Итог. На этом наше занятие окончено. Я благодарю вас за активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи

по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Дата: 26.03.2014г.

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  

Тема: Лексическая тема: «Весеннее пробуждение»

Программа:  - Образовательная программа детского сада;

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

 - программа Т.Б.Филичевой и Г.А.Каше «Программа обучения детей с

недоразвитием фонетического строя речи»

Возраст: 6 лет

Направление: Познавательно – речевое развитие        

Основная образовательная область: Познание

Интегрированные образовательные области: Познание - коммуникация

Форма проведение: фронтальное занятие

Цель: Цель: Обобщение представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- обобщение представлений о весне как времени года, с опорой на картину;

 - формирование умения согласовывать прилагательные с существительными;

 - образование  слов из слогов;

 - согласование числительных с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

 - расширение, уточнение и актуализация  словаря по теме «Весна»;

 - развитие творческого воображения и логического мышления;

 - развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи:

 - воспитание у детей интереса к происходящим изменениям в природе.

Планируемый результат: Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Методы и приемы:

Игровой  момент, показ, беседа, рассматривание, объяснение, задание, закрепление. Наглядные средства обучения:

 презентация, слоги для составления слов, картинка «подснежники» на каждого      

 ребёнка для пальчиковой гимнастики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Индивидуальная работа: лексико – грамматические игры и упражнения.

Словарная работа: (ветка, весна, тепло) Совершенствование  умения  использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Практическая значимость: Данное занятие позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития дошкольника. Появление информации на мониторе компьютера или экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Красочное оформление, веселые картинки надолго привлекают внимание ребенка.

Данное занятие может быть использовано как в работе со всей группой детей, так и индивидуально.

В презентации предлагаются игры и задания, направленные  на развитие умения пользоваться полученными знаниями при решении различных задач, которые требуют логического мышления, классификации, сравнения и анализа.

 Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Я , Лилия Расимовна.

I. Организационный момент:

Собрались мы с вами в круг,

 Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

 И друг – другу улыбнемся.

Посмотрите, как всем нам стало тепло и светло от ваших улыбок.  Спасибо вам.  (А  теперь садитесь на свои места)

II. Основная часть:

Логопед: Какое сейчас  время года? (ответы детей). Пришла весна и заиграла, какими красками? ( ответы детей). Весна нас радует голубым небом, зеленой  травой и листвой на деревьях.

Кругом все оживает, природа просыпается. Эту красоту художник хотел  показать нам через свою картину (показ картины). Но его краски  оказались заколдованными, и картина получилась черно – белая. Мы  с вами можем помочь художнику  расколдовать его краски на этой картине.   

             1.Согласование существительных с прилагательными.

Логопед: Давайте подумаем, почему весной тает снег, лед, бегут ручьи (солнышко сильнее согревает). Правильно, ведь солнышко – это главный помощник весны. Чтобы солнышко заиграло красками, нужно сказать какое оно - солнышко (желтое, лучистое, яркое, теплое)     

Логопед: Вот наше солнышко и заиграло красками. Начал таять снег,и появилась свежая травка.

На шесте веселый дом,
С круглым маленьким окном.
На крыльце поет певец

А зовут его …(скворец)

          2.Составление слов из слогов.

Логопед: На этой картине вы видите скворца со своим дворцом? А где?  (на дереве)

Дерево непростое, на нем висят слоги. И чтобы дерево заиграло весенними красками, нам надо составить весенние слова из этих слогов. Перед вами такие же слоги, которые висят на дереве. Возьмите их и постарайтесь составить из них весенние слова (вес – на, тра – ва, теп – ло).

Логопед: Вы справились с заданием , и дерево наше зацвело.

Логопед: Представьте, что вы оказались в лесу, где кругом растут подснежники.

3.Физкультминутка.
В лесу цветут  подснежники
(руки в виде лотоса)
Небывалой красоты
(руки в стороны)
К солнцу тянутся они 
(потягивания)
С ними потянись и ты 
(руки вверх)
Ветер дует иногда 
(машут руками)
Только это не беда
(качаем головой влево и вправо)
Наклоняются цветочки 
(наклоны)
Опускают лепесточки. 
А потом опять встают 
(встают)
И по-прежнему цветут.

Теперь давайте вдохнем аромат  этих весенних цветов (вдох через нос, выдох через рот)

Логопед: И вот на полянке выросли маленькие подснежники. Чтобы они порадовали нас своими красками, давайте спрячем их под пальчиками от злых людей, которые захотят эту красоту сорвать.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Мы будем закрывать цветочки поочередно пальчиками правой руки, начиная с большого пальца

 Посчитаем их:
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

Логопед: Подснежники  засияли нежным, голубым цветом.

Логопед: Наша картина ожила, засияла весенними красками. Сейчас я предлагаю вам эту картину изобразить самим. Первым у нас проснулось солнышко, оно согрело своими лучами  землю,  и появилась зеленая травка. Потом зацвело  дерево, и  появились первые весенние цветы – подснежники.

Итог: какая замечательная весенняя картина получилась. От тепла и яркого света солнышка проснулась вся наша природа.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10 «Алтынчеч» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по формированию

лексико – грамматических средств языка

 в подготовительной группе для детей с ФФН речи

по лексической теме «Весеннее пробуждение»

                     

Составила: учитель – логопед I квалификационной категории                                                                   Хафизова Л.Р. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №10 Алтынчеч» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

                                           

                                              2014

 

ТРА ВА                                                                      

ТРА ВА                                                                      

ТРА ВА                                                                      

ТРА ВА                                                                                                                                                                      

ВЕС НА

ВЕС НА

ВЕС НА

ВЕС НА

ТЕП ЛО

ТЕП ЛО

ТЕП ЛО

ТЕП ЛО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР «Предлоги «Из-Под»

Конспект ОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ТНР «Предлоги «Из-Под»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...