Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Балашова Елена Евгеньевна

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

Города Москвы

Школа №1748 «ВЕРТИКАЛЬ»

Россия, 105 484, Москва, Сиреневый б-р, д.73, кор.3                                      Телефон: (499)461-82-07

                                                                                                                                    Факс: (499) 461-75-73

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка

 в подготовительной группе для детей с ОНР

 на тему

«Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Балашова Е.Е.

Цели:

  • Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
  • Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными
  • Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением диких животных, мяч, картинки с изображением детёнышей животных, картинки с силуэтным изображением животных (на каждого ребёнка), сюжетная картинка с изображением леса, следы животных, картинки с изображением хвостов диких животных (на каждого)

Лексический материал:

Предметный (названия диких животных, их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, барсучий, волчий, барсучий, медвежий, лисий).

Ход:

Орг момент.

Логопед: сядет тот, кто отгадает мои загадки:

По снегу бежит – петляет,

к лету шубку меняет,

На снегу его  не видно,

Волку и лисе обидно (заяц)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт (белка)

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком (Волк)

Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)

Логопед: Вспомните, о каких животных были загадки?

Дети: О зайце, волке, белке, лисе, медведе.

Л: Какие это животные?

Д: Дикие.

Л: Почему они так называют?

Д: Потому, что живут вдали от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.

Л: Какие части тела есть у животных?

Д: перечисляют части тела животных.

Основная часть.

Логопед: Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных.

Игра «Чей хвост?»

Л: Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.

Это хвост белки – он чей?

Это хвост волка, он чей?

Это хвост барсука, он чей?

И т.д.

Логопед: Кто услышал, что изменилось в словах?

Дети: Последняя часть слова.

Л: А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте: у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.

Л: У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных). На счёт один – возьмите конверты, на два – откройте их, на три – возьмите то, что в них лежит.

Логопед считает, дети выполняют задание.

Игра «Угадай, чей хвост?»

Л: Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то, что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?

Петя: У меня барсучий хвост.

Вася: У меня лисий хвост ит.д.

Л: Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.

Игра «Кто кем был?»

Л: Лиса была лисёнком

Д: Медведь был медвежонком

     Барсук был барсучонком  и  т.д.

Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных, они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.

Физминутка.

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамою белкой прыгал бельчонок.

За барсучихой бежал барсучонок.

За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети напиться хотят.

Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.

Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)

Дети стоят в кругу на ковре.

Л: Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например: Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете: волчонок – волчий детёныш.

Д: Бельчонок-  беличий детёныш

Зайчонок – заячий детёныш  и.т.д.

Л: Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.

Л: Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались. (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты), Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.

Д: Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.

Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т.д.

ИТОГ

Л: Чему мы сегодня учились?

Д: Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.

Л: Звери в подарок оставили нам свои портреты.

Раздать силуэты с изображением зверей. Л: но их надо раскрасить.

Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?

Петя: Я буду раскрашивать заячий портрет.

Л: Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?

Молодцы, вы очень хорошо занимались, наше занятие окончено.

Анализ занятия.

Данное занятие посвящено практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы «Дикие животные наших лесов».

Началось занятие с организационного момента -  отгадывания загадок, что способствовало активизации внимания детей, подвело их к теме и цели занятия.

Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования. То есть, на всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей.

В процессе занятия постоянно закреплялось умение использовать в собственной речи грамматических категорий, заявленные в целях занятия (дети образовывали относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа, согласовывали прилагательные с существительными практически употребляли существительные с суффиксами – ОНОК, - ЕНОК).

Кроме этого использовались упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходила смена видов деятельности. Задания давались по мере нарастания сложности.

Лексический материал подобран с учётом возрастных и речевых особенностей детей.

Занятие целей достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...