Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Мякишева Виктория Игоревна

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.

               2. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

               3. Закреплять в речи детей названия частей тела, лица.

               4. Закреплять образование и употребление притяжательных прилагательных.

               5. Учить составлять предложения с предлогом НА по двум предметным картинкам, по демонстрации действий.

               6. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, восприятие пространства и времени.

               7. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

               8. Воспитывать аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt5.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР

В гостях у Незнайки

Составила: Мякишева В.И.

учитель-логопед I категории

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.

               2. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

               3. Закреплять в речи детей названия частей тела, лица.

               4. Закреплять образование и употребление притяжательных прилагательных.

               5. Учить составлять предложения с предлогом НА по двум предметным картинкам, по демонстрации действий.

               6. Развивать зрительное внимание, логическое мышление, восприятие пространства и времени.

               7. Воспитывать умение слушать товарища, чувство самоконтроля во время ответов.

               8. Воспитывать аккуратность.

Предшествующая работа. Практические действия с предлогом НА – игра «Сделай так, как я скажу», беседа о временах года, о признаках зимы, дидактические игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», игры на развитие ориентировки в пространстве «Что где находится?», «Повтори за мной» (на закрепление названий частей тела), дидактическая игра «Чья это вещь?» (образование притяжательных прилагательных), составление предложений с предлогом НА по демонстрации действий.

Оборудование. Игрушка Незнайка, влажные салфетки, кукольные мебель, постельные принадлежности, посуда, фонарик, большая бумажная снежинка, картинки с изображением весны, лета, 2 картинки с изображением осени, вата, предметные картинки (бабочка, цветок, чашка, стол, кошка, диван, книга, полка, шар, ёлка, девочка, качели, снегирь, рябина), настоящие чашки с блюдцами, блюдо с печеньем.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие. Дети встают в круг, закрывают глаза, здороваются  с соседом справа. Тот, с кем поздоровались, открывает глаза и передаёт приветствие дальше.

2. Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание».

Раздаётся стук в дверь, логопеду передают письмо.

-Нас приглашает в гости Незнайка. Добраться к нему можно только на одном транспорте. Угадайте на чём. – загадка о самолёте.

  -Сели мы на самолёты, приготовились к полёту. Ноги на ширине плеч, глаза закрыты, ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук (В) до полного выдоха воздуха из лёгких. Повторить 4 раза.

3. Употребление предлога НА в предложениях.

*Закрепление названий частей тела, лица.

Дети подходят к кукольному уголку. Стоит кукольная мебель, на полу валяются постельные принадлежности, кукольная посуда, книги, игрушки. На диване сидит чумазый Незнайка.

Логопед: -Здравствуй, Незнайка! Кто же так гостей встречает? Почему ты такой грязный?

Незнайка: -Я играл, рисовал. А где же у меня грязь?

 Л.: -Ребята, расскажите, где у Незнайки грязь, чтобы он смог умыться и привести себя в порядок.

Дети: -У Незнайки грязь на носу, на щеках …….

Логопед вытирает Незнайку влажной салфеткой.

*Составление предложений с предлогом НА по демонстрации действий.

Л.: -Что же делать с таким беспорядком? (Надо сделать уборку)

-Ребята, давайте сначала уберём всё по своим местам, а потом расскажем, что мы делали.

Дети убирают все вещи на места, затем составляют предложения по образцу: -Я положил подушку на кровать, при этом выделяя предлог НА голосом.

 *Игра «На что светит фонарик?».

-Незнайка хочет показать вам свой волшебный фонарик. В нём живёт зайчик. Он будет прыгать на разные предметы, а вы говорите на какие.

Дети составляют предложения по образцу: -Зайчик прыгнул НА книгу. И т.д.

*Уточнение знаний, словаря по теме «Зима».

-Незнайка хочет показать вам свои картины.

Выставляются картинки с изображением весны, осени (2 картинки), лета. Картинки ставятся  в неверном порядке. Дети устанавливают последовательность времён года. Оказалось, что не хватает изображения зимы, зато два изображения осени.

-Как превратить осень в зиму? (Не хватает снега)

Логопед или кто-то из детей читает стихотворение:

Хлопья снежные летят, в воздухе кружатся,

На деревья, на кусты шапками ложатся.

-Скажите, а какой снег зимой? (Ответы детей). Подбор признаков к слову СНЕГ.

Дети  приклеивают на картину вату, изображая снег. При этом составляют предложения: -Снег лежит на деревьях. Снег лежит на земле. И т.д.

*Образование притяжательных прилагательных.

-С нашей картины ожила одна снежинка, хочет с вами поиграть. Она будет садиться на вас, а вы говорите, куда упала снежинка. –Снежинка упала на Сашину руку. Снежинка упала на Кристинино плечо.

4. Двигательное упражнение «Что мы делаем зимой». Подбор признаков к слову.

-Незнайка приглашает нас на прогулку. Скажите, какая погода зимой? Что мы будем делать, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей).

Дети проговаривают слова стихотворения и имитируют действия, которые в нём упоминаются.

Мы катаемся на санках и играем все в снежки,

Мы катаемся на лыжах и встаём на коньки.

5. Составление предложений по двум предметным картинкам с предлогом НА.

-Посмотрите, какие интересные картинки появились на снегу. Давайте попробуем их соединить друг с другом и с маленьким словом НА. Незнайка, попробуй первый.

-Чашка стоит стол.

-Что пропустил Незнайка?

Дети исправляют фразу Незнайки (Чашка стоит НА столе.) и составляют свои предложения.

6. Итог.

-Мы погуляли, замёрзли. Незнайка приглашает нас на чаепитие. Посмотрите, что стоит на столе. (На столе стоят чашки и блюдца). Что лежит на блюде? (На блюде лежит печенье.)

-Мы с вами хорошо сегодня поиграли, вы – молодцы, научили Незнайку аккуратно обращаться со своими вещами, правильно употреблять маленькое слово НА. Теперь давайте помоем руки и приятного вам аппетита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников посредством дидактических игр"...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе с ЗПР«Фрукты»

Открытое занятие  по формированию лексико-грамматической стороны речи  в старшей группе с ЗПР«Фрукты»...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...