Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Валерия Викторовна Васильева

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

 

Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна

ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: Систематизация знаний детей о животных Севера.

Педагогический замысел

Коррекционно-оборазовательные задачи:

  • Активизация и актуализация словаря по теме: «Животные северных стран».
  • Обогащение у детей представлений о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.
  • Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок- (олененок, медвежонок и т. д.) .
  • Формирование навыка образования притяжательных прилагательных от существительных.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование связной речи.
  • Развитие основные психических процессов: фонематического восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
  • Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.
  • Воспитание коммуникативности, успешности в общении.

 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных Арктики и Антарктики, ознакомительная беседа об особенностях жизни человека и животных на крайнем Севере, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

 

Материалы.

Демонстрационный материал: картинки с изображением северных животных, средства ИКТ (ноутбук и презентация «Животные Севера»), 

глобус, магнитная доска

Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы « магнитных смайлов», для выкладывания звуко-буквенной схемы слова, листы с печатными заданиями.

 

Примерный ход занятия:

1. Организационный момент.

 

1.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте приготовим наш язычок для работы, и выполним упражнения:

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)

А потом опять вперёд.

Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)

Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)

А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)

На крылечке отдыхать.

На крылечке полежал,

На качели побежал. (упражнение «качели»)

Вверх взлетел он смело,

Но пора за дело.

Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Потолок наш не узнать.

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

 

Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, и побывать в роли зоологов, живущих на исследовательской станции в Арктике или Антарктике. Зоологи – это ученые, которые изучают особенности жизни определенных животных, обитающих на нашей планете.

2. Чистоговорки:

Логопед: Чтобы мы смогли оказаться в холодных странах, нужно проговорить волшебные слова – чистоговорки. Послушайте и повторите. (Логопед говорит чистоговорку, дети хором повторяют).

Ина – ина – ина – вот большая льдина.

Эни-эни-эни – на Севере олени.

Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин.

Эни–эни –эни – на льдине спят тюлени.

Логопед: Отлично, вокруг себя обернись и на исследовательской станции окажись.

Основная часть занятия.

3.  Что делает?

Логопед: Отгадайте, ребята, за каким животным мы будем наблюдать, если увидим, что он:  бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?

Дети: Мы будем наблюдать за северным оленем!     (аналогично угадать остальных)

-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец

-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк

-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, долго может плыть и даже нырять, ревет, косолапит – белый медведь

-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от касатки – тюлень

 

4. Кто у кого?

Логопед: Наступила полярная весна и в семьях животных появились детеныши.

• У северного оленя и оленихи – появился олененок – появились оленята

• У моржа - ………… - ……….-……………

• У белого медведя - ………… - ………….-……………

• У полярных сов - ……………. - …………..

• У тюленя - ……………-………….-……………

• У полярного волка - ……………-………….-……………

 

 

5. Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».

Логопед: Давайте согреем наши ручки и выучим стихотворение про обитателей Севера.

 

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

 Звери необычные, к холоду привычные.

 («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан.

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

 

6. Скажи правильно.

Логопед: Посчитайте, сколько животных обитает рядом с вашей исследовательской станцией?

• 1 песец – 2 …….. – 5 …………….

• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….

• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….

• 1 пингвин – 2 …….. – 5 …………….

• 1 касатка – 2 …….. – 5 …………….

• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….

 

7. Звукобуквенный анализ.

Логопед: Ребята, давайте с вами зашифруем слово «касатка». Обозначим каждый звук символом.

Дети совместно с логопедом, последовательно определяют звуки в слове, отмечая у себя на планшетах, и выходя к магнитной доске.

Логопед: Назовите 1-ый звук в слове, дайте ему характеристику.

Дети: К - согласный, твердый, глухой;

Логопед: Назовите  2-ой звук в слове, дайте ему характеристику. 

Дети: А - гласный и т.д.

Логопед: Сколько всего звуков в слове?

Дети: В слове 7 звуков.

Логопед: Сколько гласных звуков?

Дети: В слове 3гласных звука А.

Логопед: Сколько согласных звуков?

Дети: В слове 4 согласных звука: К, С, Т, К.

Логопед: Сколько слогов в слове?

Дети: 3 слога КА-САТ-КА

 

8.  Игра «Чья, чей, чьи?»

Логопед: Ребята, рассмотрите в свои бинокли  животных крайнего Севера и крайнего Юга. Назовите признаки животных. (Задание на экране компьютера в презентации.)

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца хвост (чей? какой?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?)…У медведя лапы  (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... У волка взгляд (чей? какой?)

 

9. Задание – раскраска.

Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы как настоящие исследователи многое узнали и изучили. На память о нашем путешествии я оставлю вам задание – раскраску. Вы раскрасите ее вечером. На следующем занятии мы постараемся придумать сказочную историю про изображенных героев. А сейчас, догадайтесь, почему эта история будет сказочная?

Дети: Эта история сказочная, потому что в природе белый медведь и пингвин не могут встретиться. Они живут на разных полюсах.

 

image

10. Рефлексия.

Логопед: Скажите, куда мы совершили путешествие? Кого мы сегодня с вами изучали? Вспомните и назовите любое животное, про которое мы рассказывали стихотворение? Какое слово вы сегодня услышали впервые? Какое животное, обитающее на южном полюсе вы должны раскрасить?

Наше путешествие подошло к концу. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.

 

Предполагаемый результат:

  • развивали  артикуляционную моторику;
  • актуализировали словарь по теме: «Животные северных стран»;
  • обогащали представление  о животных Севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
  • формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;
  • формировали навык образования притяжательных прилагательных от существительных;
  • формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове КАСАТКА и давали им характеристику;
  • формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;
  • развивали основные психические процессы: слуховое  внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время;
  • воспитывали умение слушать ответы друг друга,  дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.

 

Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие  навыка описания животного, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза; развитие навыков чтения слогов и слов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika_zhivotnye_holodnyh_stran.docx140.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна

ГБДОУ детского сада №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: старшая группа компенсирующей направленности.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: Систематизация знаний детей о животных Севера.

Педагогический замысел

Коррекционно-оборазовательные задачи:

  • Активизация и актуализация словаря по теме: «Животные северных стран».
  • Обогащение у детей представлений о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж), их внешнем виде, образе жизни и повадках.
  • Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок- (олененок, медвежонок и т. д.) .
  • Формирование навыка образования притяжательных прилагательных от существительных.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование связной речи.
  • Развитие основные психических процессов: фонематического восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
  • Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.
  • Воспитание коммуникативности, успешности в общении.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных Арктики и Антарктики, ознакомительная беседа об особенностях жизни человека и животных на крайнем Севере, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

Материалы.

Демонстрационный материал: картинки с изображением северных животных, средства ИКТ (ноутбук и презентация «Животные Севера»), 

глобус, магнитная доска

Раздаточный материал: зеркала, звуковые планшеты и наборы « магнитных смайлов», для выкладывания звуко-буквенной схемы слова, листы с печатными заданиями.

Примерный ход занятия:

1. Организационный момент.

1.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте приготовим наш язычок для работы, и выполним упражнения:

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «часики»)

А потом опять вперёд.

Язычок наш потянулся, (упражнение «иголочка»)

Широко нам улыбнулся, (упражнение «улыбка»)

А потом пошёл гулять, (упражнение «лопаточка»)

На крылечке отдыхать.

На крылечке полежал,

На качели побежал. (упражнение «качели»)

Вверх взлетел он смело,

Но пора за дело.

Вот и банка с краской рядом, (упражнение «маляр»)

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Потолок наш не узнать.

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Логопед: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, и побывать в роли зоологов, живущих на исследовательской станции в Арктике или Антарктике. Зоологи – это ученые, которые изучают особенности жизни определенных животных, обитающих на нашей планете.

2. Чистоговорки:

Логопед: Чтобы мы смогли оказаться в холодных странах, нужно проговорить волшебные слова – чистоговорки. Послушайте и повторите. (Логопед говорит чистоговорку, дети хором повторяют).

Ина – ина – ина – вот большая льдина.

Эни-эни-эни – на Севере олени.

Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин.

Эни–эни –эни – на льдине спят тюлени.

Логопед: Отлично, вокруг себя обернись и на исследовательской станции окажись.

Основная часть занятия.

3.  Что делает?

Логопед: Отгадайте, ребята, за каким животным мы будем наблюдать, если увидим, что он:  бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?

Дети: Мы будем наблюдать за северным оленем!     (аналогично угадать остальных)

-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец

-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк

-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, долго может плыть и даже нырять, ревет, косолапит – белый медведь

-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от касатки – тюлень

4. Кто у кого?

Логопед: Наступила полярная весна и в семьях животных появились детеныши.

• У северного оленя и оленихи – появился олененок – появились оленята

• У моржа - ………… - ……….-……………

• У белого медведя - ………… - ………….-……………

• У полярных сов - ……………. - …………..

• У тюленя - ……………-………….-……………

• У полярного волка - ……………-………….-……………

5. Пальчиковая  гимнастика « Животные севера».

Логопед: Давайте согреем наши ручки и выучим стихотворение про обитателей Севера.

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)

 Звери необычные, к холоду привычные.

 («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан.

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день.

(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

6. Скажи правильно.

Логопед: Посчитайте, сколько животных обитает рядом с вашей исследовательской станцией?

• 1 песец – 2 …….. – 5 …………….

• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….

• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….

• 1 пингвин – 2 …….. – 5 …………….

• 1 касатка – 2 …….. – 5 …………….

• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….

7. Звукобуквенный анализ.

Логопед: Ребята, давайте с вами зашифруем слово «касатка». Обозначим каждый звук символом.

Дети совместно с логопедом, последовательно определяют звуки в слове, отмечая у себя на планшетах, и выходя к магнитной доске.

Логопед: Назовите 1-ый звук в слове, дайте ему характеристику.

Дети: К - согласный, твердый, глухой;

Логопед: Назовите  2-ой звук в слове, дайте ему характеристику.  

Дети: А - гласный и т.д.

Логопед: Сколько всего звуков в слове?

Дети: В слове 7 звуков.

Логопед: Сколько гласных звуков?

Дети: В слове 3гласных звука А.

Логопед: Сколько согласных звуков?

Дети: В слове 4 согласных звука: К, С, Т, К.

Логопед: Сколько слогов в слове?

Дети: 3 слога КА-САТ-КА

8.  Игра «Чья, чей, чьи?»

Логопед: Ребята, рассмотрите в свои бинокли  животных крайнего Севера и крайнего Юга. Назовите признаки животных. (Задание на экране компьютера в презентации.)

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца хвост (чей? какой?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?)…У медведя лапы  (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ... У волка взгляд (чей? какой?)

9. Задание – раскраска.

Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы как настоящие исследователи многое узнали и изучили. На память о нашем путешествии я оставлю вам задание – раскраску. Вы раскрасите ее вечером. На следующем занятии мы постараемся придумать сказочную историю про изображенных героев. А сейчас, догадайтесь, почему эта история будет сказочная?

Дети: Эта история сказочная, потому что в природе белый медведь и пингвин не могут встретиться. Они живут на разных полюсах.

10. Рефлексия.

Логопед: Скажите, куда мы совершили путешествие? Кого мы сегодня с вами изучали? Вспомните и назовите любое животное, про которое мы рассказывали стихотворение? Какое слово вы сегодня услышали впервые? Какое животное, обитающее на южном полюсе вы должны раскрасить?

Наше путешествие подошло к концу. Вокруг себя обернись и в детском саду окажись.

Предполагаемый результат:

  • развивали  артикуляционную моторику;
  • актуализировали словарь по теме: «Животные северных стран»;
  • обогащали представление  о животных Севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
  • формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;
  • формировали навык образования притяжательных прилагательных от существительных;
  • формировали навык звукового анализа и синтеза: дети определяли последовательность звуков в слове КАСАТКА и давали им характеристику;
  • формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;
  • развивали основные психические процессы: слуховое  внимание, слухоречевая память, мышление: дети выделяли нужные слова из текста, воспроизводили их через определенное время;
  • воспитывали умение слушать ответы друг друга,  дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.

Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие  навыка описания животного, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза; развитие навыков чтения слогов и слов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....