Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Образование притяжательных прилагательных.

                   Лексическая тема: Дикие животные.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.
  • Согласование числительных с существительным.
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие:

  • Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  • Способствовать развитию просодической стороны речи.
  • Развитие психических процессов.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Посылка.
  • Маски-шапочки «Дикие животные».
  • Картина «Теремок».
  • Конверт с разрезными картинками.
  • Демонстрационный материал: рисунки частей животных, предметные картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки «Теремок».
  • Рассматривание иллюстраций о животных.
  • Беседа о бережном отношении к животным нашего края.

                                         

                                        Ход занятия

1.Организационный момент

Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы.

Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней.

Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.

 

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки

                                          (мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

                                        (медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

                                        (волк)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?  

                                   (заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

                                   (лиса)

Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка

                             (лягушка)

 

Дети отгадывают загадки, берут и надевают  маски- шапочки диких животных.

 

2.Сообщение темы занятия

Логопед: «Из какой сказки эти герои?»  (Теремок).

-Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.

Раз – два – три – сказка оживи.

(появляется Теремок)

 

3.Расширение словаря по теме.

Логопед: «Стоит в поле Теремок.  Бежит мимо Мышка-Норушка, увидела теремок и спрашивает».

Ребёнок: «Терем-теремок! Пусти меня к себе жить».

Логопед: Пущу, если ребята скажут,  где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж.

Дети: Волк живет в логове, лиса живет в норе, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге, заяц живёт под кустом, ёж живет под кустом.

Логопед: «Вошла мышка и стала там жить».

 

4.Согласование существительных с числительными.

Логопед: «Прискакала к терему Лягушка-Квакушка. Увидела Теремок и проквакала:

Ребёнок: « Ква-ква-ква,  кто в Тереме живет? Пусти меня, Теремок,  к себе жить.

Логопед: «Пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5».

Дети: «2 мышонка и 5 мышат , 2зайчонка и 5 зайчат, 2 медвежонка и 5 медвежат, 2 бельчонка и 5  бельчат, 2 волчонка и 5волчат,  2 лисёнка и 5 лисят.

Логопед: «Вошла лягушка и стала там жить».

 

5.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: «Бежит мимо терема Зайчик-Побегайчик, остановился и спрашивает».

Ребёнок: « Кто в тереме живет? Пусти меня, Теремок, к себе жить».

Логопед:  «Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково».

Дети: Мышь-мышка, заяц-зайчик, ёж- ёжик, белка-белочка, волк-волчок, лиса-лисичка, медведь-медведюшка, лось-лосик, кабан-кабанчик.

Логопед: «Вошёл зайчик и стал там жить».

 

6.Образование притяжательных прилагательных

Логопед: «Бежит мимо Терема Лисичка-Сестричка, остановилась и спрашивает».

Ребёнок: «Кто в тереме живет? Пусти меня, Теремок, к себе жить».

Логопед: «Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты».

Дети: Уши зайца – заячьи, волка – волчьи,  у белки – беличьи, у  лисы-лисьи,  у медведя-медвежьи, у мыши – мышиные (по картинкам).

Логопед: «Вошла лисичка и стала там жить».

 

7.Употребление сложных прилагательных.

Логопед:  «Бежит мимо Теремка Волчок-Серый бочок, остановился и спрашивает».

Ребёнок: «Кто в Тереме живет? Пусти меня, Теремок , к себе жить».

Логопед:  «Пущу, если вы вместе назовете сложные слова».

Дети: Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий.

Логопед: «Вошел волк и стал там жить».

 

8.Образование существительных с суффиксом –ищ.

Логопед: «Теперь садимся тише, тише –

Притихнем в норках словно мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где искать – не знал.

Увидел Теремок и прорычал».

Ребёнок:  «Кто в Тереме живет? Пустите меня к себе».

Логопед: «Пущу, если ребята скажут у кого что?»

Дети: у волчонка – усики,  у волчицы - усы,    у волка – усищи,    

У медвежонка- лапки, у  медведицы -лапы,  у  медведя –лапищи,                 

У зайчонка-ушки, у  зайчихи- уши, у зайца- ушищи,

У лисёнка –хвостик, у  лисицы –хвост, у лиса-хвостище ,                          

У лосёнка – рожки, у лосихи –рога,  у лося- рожищи,

У волчонка - зубки,   у волчицы-зубы, у волка – зубищи.

Логопед:  «Вошёл медведь в теремок и стал там жить».

Дружно жили звери в Теремочке!

 9.Физкультминутка

Тень, тень, по-те-тень.

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись  весь день.

Похвалялась  лиса: «Всему свету я краса!»,

Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!»,

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»,

Похвалялись ежи: «У нас шубки хороши!»,

Похвалялась коза: «Всем я выколю глаза!».

Стоят в кругу, хлопают.

Присели.

Подражают голосом и повадками сказочным животным.

Логопед: А сейчас покружились, покружились и в детишек превратились!

(Дети снимают маски-шапочки, садятся на стульчики).

9. Развитие психических процессов.

Логопед: Ребята, посмотрите, в посылке лежит конверт.  В конверте разные картинки, но чтобы узнать, кто на них изображён, нам нужно сложить их.

Дети складывают   картинки с изображением диких животных.

 

10.Итог занятия

Сегодня на занятии вы справились со многими заданиями.  Какое задание было самым трудным? А какое было  самым  интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А".

Конспект  открытого фронтального логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме "Звук А"....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР

Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект открытого логопедического занятия соднржит материал,способствующий расширению представлений у детей с ОНР, обогащению и уточнению словаря по данной теме,совершенствованию навыков построения с...