Главные вкладки

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Фаина Колесникова

    Тема :«Звук и буква С».

    Лексическая тема: Посуда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsel.docx169.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:

    Закреплять правильное произношение звука [с], познакомить с буквой С.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    • уточнить произношение звука [с];
    • определять позицию звука [с] в слове;
    • формировать и расширять у детей словарь по теме «Посуда»;

     Коррекционно – развивающие:

    • учить детей выделять звук [с] из состава слогов, слов и предложений;
    • развивать общую и артикуляционную моторику;
    • развивать фонематический слух и восприятие;
    • развивать грамматический строй речи.
    • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

    Коррекционно – воспитательные:

    • воспитывать интерес к окружающим бытовым предметам.

    Демонстрационный материал: Кукла Незнайка; посуда, сделанная из разных материалов; картинки с изображением самоката, самолета; предметные картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка», интерактивная игра «Услышь звук С».

    Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, разрезные азбуки.

    Технологии: Личностно-ориентированные, технология наглядного моделирования,  здоровьесберегающие

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    Психогимнастика

    Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды. Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

    2. Развитие общей  моторики

    Вот большой стеклянный чайник.

    Очень важный, как начальник.

    Вот фарфоровые чашки.

    Очень хрупкие бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца,

    Только стукни - разобьются.

    Вот серебряные ложки,

    Голова на тонкой ножке.

    Вот пластмассовый поднос.

    Он посуду нам принёс.

                                   Н. Нищева

    Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

    Присели, одну руку поставили на пояс.

    Кружатся, «рисуя» руками круг.

    Потянулись, сомкнули руки над головой.

    Вытянули руки вперёд.  

    3.Развитие дыхания

    «Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

    4.Развитие артикуляционной моторики

    Выполнение упражнений с показом картинок - символов:

    «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Качели», «Киска сердится».

    5.Сообщение темы занятия

    Выделение звука [с] из отгадки (самовар).

    Отгадайте загадку:

    Сверху дыра, снизу дыра,

     А посередине огонь да вода.

                                       (Самовар.)

    Вместе с Незнайкой повторим звук [с] и побеседуем о посуде.

    6.Характеристика звука [с] по артикуляционным и акустическим признакам

    Произнесение звука [с] хором и индивидуально. Описание артикуляции: губки растянуты в улыбке, зубки смыкаются, кончик язычка упирается в нижние зубки, сильная воздушная струя  проходит по середине  язычка. Характеристика звука: согласный, твёрдый, глухой, свистящий.

    7.Развитие фонематического восприятия. Выделение звука[с] из ряда звуков   Интерактивная  игра «Услышь звук С».

                  Скриншот 01-02-2017 001244

    8.Произношение слов со звуком [с].

    Однажды друзья попросили Незнайку купить посуду. В каком магазине она продается? Почему так назвали этот магазин? Зашел он в магазин, а названия посуды не знает. Помогите Незнайке.

    Выставляются  рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сухарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.

    9.Определение позиции звука [с].

    Обозначение звука с соответствующим символом, выкладывание кружочка в окошки домика в зависимости от его позиции.

    10.Словообразование. Падежное управление. Звук [с] в
    словосочетаниях.

    Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла.) Подскажите Незнайке, какая бывает посуда. Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая.) Из стекла? (Стеклянная.) Из хрусталя? (Хрустальная.) Из пластмассы? (Пластмассовая.) Из металла? (Металлическая.) Незнайка путает материалы, называя их неправильно. (Этот стакан фаянсовый. Судок металлический. Стакан, наверное, тоже металлический.)

    11.Падежное управление.

    Расскажем Незнайке о назначении разной посуды. Куда он положит соль? (В солонку.) В чем он будет хранить масло? (В масленке.) Во что положит салат? (В салатницу.) Куда нальет сливки? (В сливочник.) «Какие интересные слова!» — говорит Незнайка. Попробуйте составить еще. Суп нальем в ... (супницу). Сухари положим в ... (сухарницу), а соус в ... (соусник).

    12.Физминутка.

    Игра «Где мы были -  мы не скажем». Имитация действий с посудой.

    13.Звук [с] в предложениях.

    Поможем Незнайке разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Незнайкой будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук [с]. (Мясо, капуста, свекла.)

    Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка».

    Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат.) Что возьмем для приготовления свекольника? Из чего делается салат? Чем посолим? (Солью.) Чем заправим салат? (Маслом.) Каким? (Подсолнечным маслом.) Еще чем? (Соусом.) Сколько звуков  [с] в слове соус ?

    14.Звуковой анализ и синтез

    Угадайте, что хочет съесть Незнайка, если в слове первый звук [с], последний т. (Салат.) Угостим его ... (салатом). А сейчас я налью ему «пус». Ой, перепутались звуки в названии этого блюда. Что я хочу налить? (Суп.) Мы сварим суп из риса. Какой это суп? (Рисовый суп.) Сколько звуков в слове суп? Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили два синих кружочка, а красный только один? Который по счету звук [с]? Что мы можем подать Незнайке на десерт? (Сок.) Назовите по порядку звуки слова сок. Обозначьте кружочками звуки этого слова. Отличается ли схема слова суп от схемы слова сок? Замена фишек буквами. Чтение слов.

    К слову сок добавьте букву и. Какое слово получилось? (Соки.) Чем оно отличается от слова сок?

    15.Ознакомление с буквой С.

    Незнайка благодарит вас за помощь и дарит буковки, из которых можно составить слоги и слова.
    На что она похожа буква С?

    Показ буквы С телодвижениями.

    Штриховка буквы С.

    Составление детьми слогов со, са, су, сы и слов сок, соки из букв разрезной азбуки.

    16.Итог занятия.

    Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Дайте характеристику звуку [с].


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»

    1.     Знакомство с буквой Ё.2.     Воспроизведение слоговых рядов.3.     Выделение начальной буквы Ё в словах.4.     Ро...

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

    Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по теме «Весна» в подготовительной группе

    Цель:- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;- расширить и активизировать словарь детей по данной теме...

    Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

    Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....