КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗВУК [а] и БУКВА «А»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Евдокимова Ирина Юрьевна

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.zan-e_zv.i_b._a.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»

КОНСПЕКТ  ФРОНТАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

 ДЕТЕЙ  С ОНР

ТЕМА: ЗВУК  [а] и  БУКВА «А»

Логопед: Евдокимова И.Ю.

сентябрь 2015г.

ТЕМА: ЗВУК  [а] и  БУКВА «А»

Цель: Вырабатывать навык четкого произношения звука [а]. Познакомить с буквой «А»

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Познакомить детей с механизмом образования  звука [а] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Продолжать знакомить  с понятием: «звук», «буква», «гласный звук».

Продолжать учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Совершенствование навыков конструирования.

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематический слух и восприятие,  речевое дыхание.

Совершенствовать процессы памяти, мышления, творческого воображения.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные . Воспитывать уважение к ответам товарищей , желание активно работать на занятии.

Оборудование: символы гласных звуков, «логопедический куб» (схемы артикуляционных упражнений), предметная картинка Клоуна Алика, зеркала, фольга для ручной работы, звуковые линейки  на каждого ребенка, мнемосхемы «характеристика звука», «место звука в слове», ноутбук, проектор, экран,   мультимедийная презентация. 

Ход занятия:

I. Организационный момент.  (слайд 1) 

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и мне очень хочется им с вами поделиться. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим друг другу хорошее настроение.

Выполняется коммуникативное упражнение «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое,                    (поднимают руки вверх, выполняя «Фонарики»)

Здравствуй, небо голубое,                        (вытягивают руки ладонями вверх)

Здравствуй, вольный ветерок,                  (выполняют плавные движения руками вверх-вниз)

Здравствуй, маленький росток,                (присесть, руки опущены вниз)

Здравствуй, милый мой дружок.              (дети хлопают друг друга по ладошкам)

- Вот теперь мы настроились на работу и полны сил и энергии.

Повторим наше правило: Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

                                            Громко, четко говорим, никогда мы не спешим.

II. Развитие  артикуляционной моторики, речевого дыхания

1. Самомассаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев), и снова струйками (поглаживание) (слайд 2)

2. Развитие мимических мышц.

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились. (слайд 3)(слайд 4)

3.Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения (индивидуальные зеркала) с использованием «логопедического куба»

Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счет до 1 до 5)

Для губ, языка

«Прогулочная» (с использованием логопедического куба)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот – губки тянутся вперед.

На качелях оказался: вверх взлетел и вниз спускался.

То иголка, то лопата, язычок у нас, ребята.

Вот и кончилась прогулка. Язычок, скорей домой.

II Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте

1. Сообщение цели.  

- Сегодня к нам в гости пришел клоун. (картинка)  Кто догадается как его зовут? (Алик) Как вы догадались? (по губам) Алик предлагает нам отправиться в царство гласных звуков, подружимся с со звуком А и познакомимся с новой буквой.

2.  Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам

-Посмотрим в зеркало и произнесем звук[а]. Давайте отметим, в каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? В каком положении находятся зубы? (открытые) Где находится язычок? (спокойно лежит внизу)

- Давайте проверим, какой это звук: гласный или согласный? (показывается мнемосхема «характеристика звука»). Название «гласный» произошло от слова «глас», «голос». Гласные звуки можно протянуть (Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и произносим звук. Ниточка длинная или короткая?), пропеть (Клоун предлагает пропеть звук). Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи..

- Обозначение звука красным цветом. ( Правило: если гласный, значит красный)

 

3. Упражнение «Низкий звук – высокий звук» (слайд 5)

- Вы научились его правильно произносить. Давайте поиграем вместе с Аликом   и со звуком [а]. На волнистой дорожке в ямке живет низкий звук [а], а на горке высокий звук [а] Найди и покажи место каждого звука. (Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук [а]) А теперь попробуйте сами, произнося звук [а] и меняя высоту голоса, провести стрелкой по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок, проводя стрелкой по дорожке на одном выдохе, менял высоту голоса. Вдох через нос, выдох плавный, длительный через рот)

4. Игра «Поймай звук»  Хлопни, если услышишь звук А (на слух  изолированно) Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А: ЛУК, БАК, БОК, ЛАК, ТОК, ТАК, МАК, СОМ, МАЛ, СОК)

5. Физминутка.

Утром мы во двор идем                               (шаги на месте)

Листья сыплются дождем                            (взмахи руками перед собой)

Под ногами шелестят                                 (перебирают пальцами)

И летят, летят, летят…                               (взмахи руками, разведенными в стороны)

Все уж спать они хотят.                        (имитация сна)

Словарная работа: листопад,  сыплются дождем

6.Выделение начального ударного гласного. Назови, что изображено на картинках. Найди одинаковый звук в словах (гласный [а]) (слайд 6).

7.  Игра «Найди звук» - определение места звука в слове  (слай7-13)

индивидуальная  работа детей со звуковым линейками

8.  Игра «Доскажи словечко» (слайды 14,15).  

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …(Айболит)

9. Звуковой анализ. (слайд)

- Что кричит мальчик, когда заблудился в лесу? (ау) Сколько звуков вы слышите, какой первый звук, второй?     Игра «Живые звуки»  Поменяйте звуки местами, что у нас получилось?   УА  (плачет ребенок)

10. Физминутка «Осенние листочки»

Листья осенние тихо кружатся                  (покружиться, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся           (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят               (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят                 (поднимаются и кружатся)

11.  Знакомство с буквой «А».  (слайд) Звуки мы слышим и говорим, буквы видим и пишем. (слайд)  

- На что похожа буква «А»  

Нарисуй от дома крышу, перекладину внутри,

Сразу букву «А» я вижу, как красиво, посмотри 

Не промочит дождь щенка, крышей будет буква «А». (слайд)

Вот два столба наискосок, а между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А    (слайд)

Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.       (слайд)

- Из каких элементов состоит буква А? (из 3 палочек)

12.  Конструирование буквы «А» Портрет буквы «А» можно сделать из бусинок, ниточки, счетных палочек, вылепить из пластилина (слайд).

- А мы сделаем букву А из фольги (метод сминания)

Пальчиковая гимнастика. (слайд)

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал                 (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой   (загибают по одному пальчику на                   обеих руках, начиная с мизинца)

Вот последний лист с осинки,

Ветер сбросил на тропинку.          (спокойно положить руки на стол)

13.Задание

- Алик предлагает вам в свободное время,  в группе,  раскрасить  букву А, (каким цветом?) картинки, названия которых начинаются на данный звук.

14.  Итог. Оценка. 

- Вот и закончилось наше веселое путешествие с Аликом в царство гласных звуков. С каким звуком мы подружились? (С гласным звуком [а]). Какую букву мы понесем домой) (А) (По предложению логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли, затем дети оценивают каждый свою работу на занятии поднятием руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте по программе "Школа 2100" по теме: "Звук "У". Буква У.

Познакомить со звуком [у], буквой У. Закрепить правильное произношение звука, умение определять позицию звука в слове. Упражнять в умении делать звуковой анализ слова, упражнять в чтении....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш

                           Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...