Главные вкладки

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Карелина Ирина Владимировна

    Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с новой буквой Ы.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 12_zvuk_y_i_bukva_y.docx23.38 КБ
    Файл y.pptx1.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Звук [ы]  и буква Ы.

    Образовательные задачи. Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с новой буквой Ы. 

    Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, общей и тонкой моторики, координации движений.

    Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности,   самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оборудование. Кружки для звукового анализа, магнитная доска, буквы, палочки и кружки для магнитной доски, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами.

    Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики  «На шоссе».

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. Упражнение «Слушайте внимательно».  Объявление темы занятия. Совершенствование навыков  звукового и слогового  анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

    Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация с картинками: шары, коты, бананы, арбузы.

    Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите их.

    Дети. Шары, коты, бананы, арбузы.

    Логопед. Каким звуком заканчиваются все эти слова?

    1-й ребёнок. Звуком [ы].

    Логопед. Вот с этим звуком и буквой, которая его обозначает, мы и познакомимся сегодня. Как всегда, мы будем много играть, читать, рисовать. А теперь по очереди  разделите эти слова на слоги.

    2-й ребёнок. Ша – ры. Два слога.

    3-й ребёнок. Ко – ты. Два слога.

    4-й ребёнок. Ба – на – ны. Три слога.

    1-й ребёнок. Ар – бу – зы. Три слога.

    Логопед. Отлично. Вы справились с заданием.

    1. Игра «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия.

    Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.

    Логопед. Давайте произнесём этот звук все вместе.

    Дети вместе с логопедом произносят звук [ы].

    Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук  [ы] – гласный или согласный?

    Дети. Гласный.

    Логопед. Верно. Его можно петь. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

    Дети. Красным.

    Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному красному сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ы].

    Для игры используется следующий материал: ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

    Дети слушают и поднимают  сигналы, услышав звук [ы].

    Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными.

    1. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

    Логопед убирает  сигналы.

    Логопед. А сейчас уже знакомая вам  игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Т, ы. Что получилось?

    1-й ребёнок. Ты.

    Логопед. М, ы.

    2-й ребёнок. Мы.

    Логопед. Правильно.

    Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык, боты.

    Логопед. Чудесно!

    1. Работа по букварю. Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.

    Логопед раздаёт детям буквари.

    Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

    На глазах у детворы

    Летают ввысь шары.

    В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]?

    Дети. Детворы, ввысь, шары.

    Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это буквы Ы. Под ней вы видите красный  кружок. Что это значит?

    Дети. Это значит, что буква Ы обозначает  гласный звук [ы].

    Логопед. Верно. Давайте найдём на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях которых есть этот звук.

    Дети находят и называют картинки. 

    Логопед. Молодцы! Вы быстро выполнили это задание. А теперь пройдите к доске и составьте по одной букве Ы.

    Дети проходят к доске, составляют букву Ы.

    Логопед. Какие детали вам потребовались для этого?

    Дети. Две палочки и полукруг.

    Логопед. Как вы расположили эти элементы?

    Дети. Сначала мы поставили палочку, справа от неё внизу – полукруг, потом ещё одну палочку.

    Логопед убирает буквы с доски.

    Логопед. А теперь переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёными кружками.  

    1-й ребёнок. Ты.

    2-й ребёнок. Пы.

    3-й ребёнок.  Ны.

    4-й ребёнок. Мы.

    1-й ребёнок. Ды.

    2-й ребёнок. Бы.

    3-й ребёнок. Вы.

    4-й ребёнок. Дым.

    1-й ребёнок. Бык.

    2-й ребёнок. Коты.

    3-й ребёнок. Дубы.

    4-й ребёнок. Батоны.

    1-й ребёнок. Бидоны.

    2-й ребёнок. Вагоны.

    Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними.

     3-й ребёнок. Бидоны.

    4-й ребёнок. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы.

    1-й ребёнок. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

    2-й ребёнок. Тын.

    Логопед. Обратите внимание: слова Никита и Нина  написаны с большой буквы. Почему?

    Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

    Логопед. Давайте все вместе прочитаем предложения.

    Дети. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

    Логопед. Молодцы! А теперь закройте буквари.

    Дети закрывают буквари. Логопед убирает их. 

    1. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток» [Развитие  тонкой  моторики, координации речи с  движением.  Автоматизация  шипящих звуков.)

    Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.

    Логопед.  Давайте сделаем знакомое нам упражнение

    Вышивает,  шьет  иголка,                        Левая  ладошка  раскрыта,  в  правой –

                                                                       воображаемая  игла.

    Пальцу  больно,  пальцу  колко,                Игла  «шьет»  и  задевает  кончик  

                                                                             указательного  пальца  левой  руки.

    А  напёрсток  в  тот  же  миг                        Делают  такое  движение,  будто надевают

    К  девочке  на  пальчик  прыг!                           наперсток

    Говорит  иголке: «Шей!                                 Вновь «шьют»

    А  колоться  ты  не  смей!»                        Грозят  указательным  пальчиком  правой  

                                                                             руки.

    1. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

    Логопед раздаёт детям тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

    Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что вы видите в её верхней части?

    Дети. Букву Ы.

    Логопед. Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с  этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет.  Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?

    Дети. Красный, потому что буква Ы – гласная.

    Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

    Логопед. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Сначала пишем сверху вниз  палочку, потом справа от неё полукруг и на небольшом расстоянии от него ещё одну палочку. Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложение вы будем писать потом. Закройте тетради.

    1. Игра «Весёлый поезд». Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трёх звуков.

    На доске изображение паровозика и трёх вагонов.

    Логопед. Сегодня к нам опять приехал весёлый поезд. На его вагонах буквы. Прочитайте слово, которое привёз поезд.

    Дети. Дым.

    Логопед. Сколько букв в этом слове?

    Дети. Три буквы.

    Логопед. А сколько звуков?

    Дети. Три звука.

    Логопед. Перечислите их по порядку.

    Дети. Д, ы, м.

    Логопед. Давайте выложим схему этого слова.

    Логопед ставит на столы контейнеры с квадратами.

    Логопед. Каким квадратом вы обозначите первый звук и почему?

    Дети. Звук [д] мы обозначим синим квадратом, потому что он согласный.

    Дети выстраивают схему на своих столах.

    Дети. Звук [ы] мы обозначим красным квадратом, потому что он гласный.

    Дети выстраивают схему на своих столах.

    Дети. Звук [м] мы обозначим синим квадратом, потому что он согласный.

    Логопед. Сколько согласных звуков в слове дым?

    Дети. В этом слове два согласных звука.

     Логопед. Сколько гласных звуков в слове дым?

    Дети. Один гласный звук.

    Логопед. Сколько слогов в слове дым?

    Дети. В этом слове один слог?

    1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

    Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 6

    Д Ы М


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

    Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

    ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

       Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"

    Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш

                               Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                               Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Йй"

    Ознакомление с буквой Йй и звуком [j]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания...