Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Профилактика нарушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_zvuk_i_bukva_z.docx24.85 КБ
Файл z.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Звук З, З’  и буква Зз.

Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Профилактика нарушений письменной речи.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности,  самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, синие сигналы.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «На коняшке».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Упражнение «Собери буквы». Совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Создание эмоционального фона. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей, организует приветствие, приглашает детей пройти к столу, где разбросаны буквы.

Логопед. Я хочу проверить, знаете ли вы все пройденные нами буквы. Мальчики собирают согласные буквы, а девочки собирают гласные буквы.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Из всех букв, что мы с вами собрали, я составила слова. Прочитайте их.  

  1. Игра «Громко хлопай». [Развитие фонематического восприятия.]

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Под зонтом гуляет  Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Дети. Звук [з].  

Логопед.  Давай   произнесем звук [з]  все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят  звук [з]  

Логопед. Почувствуйте - когда мы произносим этот  звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами.  Значит,  во  рту  есть  преграда  из зубов. Как вы думаете, звук [з] — гласный или согласный?

Дет и. Согласный.

Логопед.  Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к  горлышку, произнесите этот звук и определите,  он звонкий или глухой.

Дети. Он звонкий.

Логопед.  Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед.  Верно, это  согласный твердый звонкий звук.  А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з]  

3, с, д, з, ж, з, т, и, з, с; За, ду, со, зу, жа, зо, то; Зубы, сова, коса, ваза,  жужжать, звенеть, звонкий, добрый, светлый.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з]  

Логопед.  Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3.  Упражнение  «Кто скорее?»  [Развитие навыков звукового  анализа и синтеза.]

Логопед предлагает детям   занять места за столиком.

Логопед.  А сейчас игра «Кто скорее?»  Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. 3. а. Что получилось?

1-й ребенок.  За.

Логопед.  Верно. 3, о, Что получилось?

2-й ребенок. Зо

Логопед.  Правильно.  

Аналогично проводится работа по  синтезу  слогов:  зу,  зи,  ваза

Логопед вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Зз. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия,  связной речи]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 53

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

В каких словах этого стихотворения есть звук [з]?

Дети. Зонтом, Зоя, зноя,

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.  Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы идите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з'].

Логопед.  Верно. Давайте найдем на картинке в нижней  части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем,  что прячется за забором.

Дети находят буты  к, о, з, а  и составляют из них слово  коза.

Логопед. Молодцы! Вы быстро справились с заданиями, я вами горжусь. А теперь давайте составим  новую букву. Какие элементы  вам  для этого нужны?

Дети.   Два полукруга.

Логопед. Как они расположены?

Дети.   Они повернуты влево и стоит один на другом.

Дети проходят к доске и составляют каждый по одной букве 3.

Логопед.  А теперь вернитесь за стол, садитесь. Переверните  страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными  кружками.

1-й ребенок.  За.

2-й ребенок.  Зу.

3-й ребенок. Зо

4-й ребенок. Зи.

1-й ребенок.  Зы.

2-й ребенок. Зуб.

3-й ребенок.  Таз.

4-й ребенок.  Воз.

1-й ребенок.  Ваза.

2-й ребенок. Зима.

3-й ребенок. Зонт.

4-й ребенок.  Коза.

1-й ребенок.  Зубы.

2-й ребенок. Тазы.

3-й ребенок. Мимоза.

4-й ребенок.  Заноза.

1-й ребенок.  Магазин.

Логопед.  Прочитайте слова под  картинками.

2-й ребенок. Таз.

3-й ребенок. Воз.

Логопед. Что такое воз?

Дети.   Это телега, повозка.

4-й ребенок.   Зонт.

1-й ребенок.  Мимоза.

Логопед. Что такое мимоза?

Дети. Это растение.

Логопед.  Теперь прочитайте предложения под  картинками.

2-й ребенок.  У Зины заноза.

3-й ребенок. У Зои мимоза.

Логопед. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! А теперь закройте буквари.

Дети   закрывают буквари. Логопед убирает их.

5. Подвижная игра «Аквариум»
Улитки ползут,                                                 Передвигаются на месте в полуприседе,
Свои домики везут.                                      Заложив руки за спину.
Рогами шевелят,                                      Встают, делают рожки из пальцев,
На рыбок глядят.                                         Ритмично наклоняют голову то вправо, то влево.
Рыбки плывут,                                               Идут на месте, совершая гребки
Плавничками гребут,                                       ладонями рук, опущенных вдоль туловища.
Влево, вправо поворот,                             На месте совершают плавные повороты                

А потом наоборот.                                  Туловища  то влево, то вправо.        

6. Чтение слов и составление предложения из них. [Совершенствование навыков составлении и чтения предложений]

Логопед.  Прочитайте слова на карточках.

1-й ребенок.  Мне.

2-й ребенок. Неси.

3-й ребенок.  Лиза.

4-й ребенок.  Гвозди.

Логопед. Составьте предложение из  этих слов.

Дети составляют предложение. Логопед добавляет знаки препинания.

Логопед. Прочитайте  предложение.

Дети.  Лиза, неси мне гвозди.

Логопед.  Очень хорошо. Молодцы!

7.  Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи

с движением.]

Логопед предлагает детям  сделать пальчиковую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

8. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей  за   стол,  раздаем им тетради, ставит на стол  контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Что нарисовано  в  ее верхней части?

Дети. Замок, зонт, большая и маленькая буквы Зз.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква 3 — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед.  А теперь подумайте, как правильно раскрасить  замок и зонт. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите  цветные карандаши и возьмите  простые, давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний, Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова  и  предложение мы будем писать на индивидуальных  занятиях.

Дети выполняют задание.  Логопед оценивает их работу.

Логопед. Закройте  тетради.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает работу каждого ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

НОСОК КАПУСТА ГУСИ СОВА

Слайд 10

НЕСИ ЛИЗА ГВОЗДИ МНЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш

                           Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...