Главные вкладки

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Карелина Ирина Владимировна

                                 Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Профилактика нарушений                                             письменной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_sh_i_bukva_sh.docx26.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звук ш  и буква Ш.

    Образовательные задачи. Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового  анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.

    Развивающие задачи. Развитие связной речи,  зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, мышления, общей и тонкой моторики.

    Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества,  самостоятельности, инициативности.

    Оборудование. Наборное полотно, презентация, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, синие сигналы.

    Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Веснянка».

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. Развитие фонематического восприятия,  навыков  звуко-буквенного анализа слов. Объявление темы занятия.

    Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация с картинками: солнце, замок, зонт, сундук,  самолёт, зубочистки,   забор, сыр.

    Логопед. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем, поиграем. А для начала рассмотрите на картинки. Определите первый звук в названии каждой картинки.

    1-й ребенок.  Солнце. Первый звук [с]. 

    2-й ребенок. Замок. Первый звук [з].

    3-й ребенок. Зонт. Первый звук [з].

    4-й ребенок. Сундук. Первый звук [с].

    1-й ребенок. Самолёт. Первый звук [с].

    2-й ребенок. Зубочистки. Первый звук [с].

    3-й ребенок. Забор. Первый звук [з].

    4-й ребенок.  Сыр. Первый звук [с].

    Логопед. Отлично. Вы справились с заданием.

    1. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]

    Логопед раздает детям семафоры.

    Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

    Шура шубку надевала,

    Шарф и шапку потеряла.

    Дети. Звук [ш].

    Логопед. Давайте произнесем звук [ш] все вместе.

    Дети вместе с логопедом  произносят  звук [ш].

    Логопед.  Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, а зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?

    Дети. Согласный.

    Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом  мы будем обозначать этот звук?

    Дети. Синим.

    Логопед.  Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

    Дети. Он глухой.

    Логопед. Твердый или мягкий?

    Дети. Твердый.

    Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причём он всегда твёрдый. Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете поднимать семафоры, как только услышите звук [ш].

    Ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш;

    Ша, жу, шо, су, за, ши, зо;

    Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.

    Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [ш].

    Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

    1. Упражнение «Кто слушает внимательно?» Развитие фонематического восприятия.

    Логопед ставит на стол контейнер с фишками.

    Логопед. Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы слушаете его внимательно и возьмёте по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.

    Логопед выразительно читает стихотворение.

    Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.

    Кошка устала, и мышка устала.

    Рядышком тихо сели зверушки —

    Острые ушки и круглые ушки.

    Н. Нищева

    Дети берут из контейнера фишки. Логопед проверяет, по сколько фишек у каждого из детей.

    Логопед. Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].

    Дети. Кошка, мышкой, вприпрыжку, кошка, мышка, рядышком, зверушки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фишек.

    Логопед. У кого девять фишек? Кто стал победителем?

    Дети. У Вани девять фишек. Он и стал победителем.

    Дети складывают фишки в контейнер.

    4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

    Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ш, а. Что получилось?

    1-йребенок. Ша.

    Логопед. Верно. Ш, о. Что получилось?

    2-й ребенок. Шо.

    Логопед. Правильно.

    Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шу, ши, душ, шар.

    1.  Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.]

    Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 55.

    Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

    Шура шубку надевала,

    Шарф и шапку потеряла.

    В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]?

    Дети. Шура, шубку, шарф, шапку.

    Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Шш. Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит?

    Дети. Значит, буква Шш обозначает только звук [ш].

    Логопед. Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты, названия которых начинаются с этого звука.

    Дети. Шиповник, шмель.

    Логопед. Теперь найдите предметы, в середине которых есть этот звук.

    Дети. Каштан, ромашки.

    Логопед. И наконец, найдите предметы или объекты, названия которых заканчиваются звуком [ш].

    Дети. Камыш, ерш.

    Логопед. А теперь  давайте почитаем.

    1-йребенок. Ша.

    2-й ре бе но к. Шу.

    3-й ребенок. Шо.

    4-йребенок. Ши.

    1-йребенок. Шаг.

    2-й ребенок. Уши.

    3-й ребенок. Даша.

    4-й ребенок. Маша.

    1-йребенок. Паша.

    2-й ребенок. Саша.

    3-й ребенок. Наш.

    4-й ребенок. Шуба.

    1-й ребенок. Шапка.

    2-й ребенок. Мишка.

    3-й ребенок. Каша.

    4-й ребенок. Шкаф.

    1-йребенок. Камыш.

    2-й ребенок. Шашки.

    Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

    3-й ребенок. Уши.

    4-й ребенок. Душ.

    1-йребенок. Шут.

    Логопед. Теперь прочитайте предложения.

    2-й ребенок. Кошка на шкафу.

    3-й ребенок. У шкафа мышка.

    4-й ребенок. У Маши шапка.

    1 -й р е б е н о к. У Даши шубка.

    Л о г о п е д. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы!

    Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

    1. Упражнение «Веснянка». [Координация речи с движением.] Логопед предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.

     «Веснянка»

    Солнышко, солнышко,                            Идут на месте.

    Золотое донышко.

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Побежал в саду ручей,                            Бегут на месте.

    Прилетели сто грачей,                            «Летят» на месте.

    А сугробы тают, тают,                            Медленно приседают.

    А цветочки подрастают.                         Тянутся на носках, руки вверх.

    Н. Нищева

    7.  Игра  «Парочки». [Развитие фонематических представлений.]

    Логопед. А давайте-ка сыграем еще в одну игру. Я буду произносить слог со звуком [с], а  вы будете  произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са.

    1-йребенок. Ша.

    Логопед. Су.

    2-й ре бен ок. Шу.

    Логопед. Сы.

    3-й ребенок. Ши.

    Логопед. Со. 4-йребенок. Шо.

    Логопед. Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска.

    1-йребенок. Кашка.

    Логопед. Маска.

     2-й ребенок. Машка.

    Логопед. Миска.

    3-й ребенок. Мишка.

    Л о г о п е д. Ириска.

    4-й ребенок. Иришка.

    Логопед. Великолепно! Это было непростое задание!

    8.  Пальчиковая гимнастика

    «Весна»

    К нам весна пришла, ребята,                    Ритмичные хлопки в ладоши.

    Хоть ещё и рановато.                                Ритмичные удары кулаками.

    По ночам мороз трескучий,                     Загибают большие пальцы на обеих руках.

    По утрам на небе тучи.                            Загибают указательные пальцы.

    Только днём тепло на солнце,                Загибают средние пальцы.

    И сосульки над оконцем                         Загибают безымянные пальцы.

    Слёзы светлые роняют,          

    В небе воробьи гоняют,                          Загибают мизинцы.

    И такой воздушно – нежный                  Медленно раскрывают сжатые кулаки.

    Распускается подснежник.

                                          Н. Нищева

    9. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

    Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

    Дети. Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш.

    Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

    Дети. Синий, потому что буква III — согласная.

    Дети раскрашивают буквы.

    Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить шапку и шары. Выполняйте задание.

    Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.

    Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Шш. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу — горизонтальную палочку-основу. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

    Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

    Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с карандашами.

    10. Организация окончания занятия [Оценка работы детей.]

    Логопед предлагает детям вспомнить,  чем они занимались на занятии, какие задания выполняли, что они узнали нового и интересного. Обязательно положительно оценивается   работа каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

    Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

    ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

       Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

    Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

    Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"

    Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                               Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

    Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...