Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

                             Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Профилактика нарушений                                             письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh_i_bukva_sh.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Звук ш  и буква Ш.

Образовательные задачи. Знакомство со звуком  [ш]  и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Ш. Совершенствование навыков звукового  анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.

Развивающие задачи. Развитие связной речи,  зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, мышления, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества,  самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Наборное полотно, презентация, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами, синие сигналы.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Веснянка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие фонематического восприятия,  навыков  звуко-буквенного анализа слов. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей  и организует приветствие  с ними, предлагает детям занять места за столиками. На доске презентация с картинками: солнце, замок, зонт, сундук,  самолёт, зубочистки,   забор, сыр.

Логопед. Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем, поиграем. А для начала рассмотрите на картинки. Определите первый звук в названии каждой картинки.

1-й ребенок.  Солнце. Первый звук [с]. 

2-й ребенок. Замок. Первый звук [з].

3-й ребенок. Зонт. Первый звук [з].

4-й ребенок. Сундук. Первый звук [с].

1-й ребенок. Самолёт. Первый звук [с].

2-й ребенок. Зубочистки. Первый звук [с].

3-й ребенок. Забор. Первый звук [з].

4-й ребенок.  Сыр. Первый звук [с].

Логопед. Отлично. Вы справились с заданием.

  1. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]

Логопед раздает детям семафоры.

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

Дети. Звук [ш].

Логопед. Давайте произнесем звук [ш] все вместе.

Дети вместе с логопедом  произносят  звук [ш].

Логопед.  Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, а зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом  мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед.  Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед. Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причём он всегда твёрдый. Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете поднимать семафоры, как только услышите звук [ш].

Ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш;

Ша, жу, шо, су, за, ши, зо;

Санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять, широкий, пустой.

Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [ш].

Логопед. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

  1. Упражнение «Кто слушает внимательно?» Развитие фонематического восприятия.

Логопед ставит на стол контейнер с фишками.

Логопед. Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы слушаете его внимательно и возьмёте по столько фишек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.

Логопед выразительно читает стихотворение.

Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.

Кошка устала, и мышка устала.

Рядышком тихо сели зверушки —

Острые ушки и круглые ушки.

Н. Нищева

Дети берут из контейнера фишки. Логопед проверяет, по сколько фишек у каждого из детей.

Логопед. Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько фишек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].

Дети. Кошка, мышкой, вприпрыжку, кошка, мышка, рядышком, зверушки, ушки, ушки. Девять слов. Нужно было взять девять фишек.

Логопед. У кого девять фишек? Кто стал победителем?

Дети. У Вани девять фишек. Он и стал победителем.

Дети складывают фишки в контейнер.

4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ш, а. Что получилось?

1-йребенок. Ша.

Логопед. Верно. Ш, о. Что получилось?

2-й ребенок. Шо.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: шу, ши, душ, шар.

  1.  Работа по книге «Мой букварь». [Знакомство с буквой Шш. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 55.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ш]?

Дети. Шура, шубку, шарф, шапку.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Шш. Под ними вы видите один синий кружок. Что это значит?

Дети. Значит, буква Шш обозначает только звук [ш].

Логопед. Верно, в русском языке есть такие согласные буквы, которые обозначают только один звук. Буква Ш обозначает только твердый согласный звук [ш]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, в названиях которых есть звук [ш]. Сначала назовите предметы или объекты, названия которых начинаются с этого звука.

Дети. Шиповник, шмель.

Логопед. Теперь найдите предметы, в середине которых есть этот звук.

Дети. Каштан, ромашки.

Логопед. И наконец, найдите предметы или объекты, названия которых заканчиваются звуком [ш].

Дети. Камыш, ерш.

Логопед. А теперь  давайте почитаем.

1-йребенок. Ша.

2-й ре бе но к. Шу.

3-й ребенок. Шо.

4-йребенок. Ши.

1-йребенок. Шаг.

2-й ребенок. Уши.

3-й ребенок. Даша.

4-й ребенок. Маша.

1-йребенок. Паша.

2-й ребенок. Саша.

3-й ребенок. Наш.

4-й ребенок. Шуба.

1-й ребенок. Шапка.

2-й ребенок. Мишка.

3-й ребенок. Каша.

4-й ребенок. Шкаф.

1-йребенок. Камыш.

2-й ребенок. Шашки.

Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

3-й ребенок. Уши.

4-й ребенок. Душ.

1-йребенок. Шут.

Логопед. Теперь прочитайте предложения.

2-й ребенок. Кошка на шкафу.

3-й ребенок. У шкафа мышка.

4-й ребенок. У Маши шапка.

1 -й р е б е н о к. У Даши шубка.

Л о г о п е д. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы!

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

  1. Упражнение «Веснянка». [Координация речи с движением.] Логопед предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.

 «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                            Идут на месте.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                            Бегут на месте.

Прилетели сто грачей,                            «Летят» на месте.

А сугробы тают, тают,                            Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                         Тянутся на носках, руки вверх.

Н. Нищева

7.  Игра  «Парочки». [Развитие фонематических представлений.]

Логопед. А давайте-ка сыграем еще в одну игру. Я буду произносить слог со звуком [с], а  вы будете  произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са.

1-йребенок. Ша.

Логопед. Су.

2-й ре бен ок. Шу.

Логопед. Сы.

3-й ребенок. Ши.

Логопед. Со. 4-йребенок. Шо.

Логопед. Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска.

1-йребенок. Кашка.

Логопед. Маска.

 2-й ребенок. Машка.

Логопед. Миска.

3-й ребенок. Мишка.

Л о г о п е д. Ириска.

4-й ребенок. Иришка.

Логопед. Великолепно! Это было непростое задание!

8.  Пальчиковая гимнастика

«Весна»

К нам весна пришла, ребята,                    Ритмичные хлопки в ладоши.

Хоть ещё и рановато.                                Ритмичные удары кулаками.

По ночам мороз трескучий,                     Загибают большие пальцы на обеих руках.

По утрам на небе тучи.                            Загибают указательные пальцы.

Только днём тепло на солнце,                Загибают средние пальцы.

И сосульки над оконцем                         Загибают безымянные пальцы.

Слёзы светлые роняют,          

В небе воробьи гоняют,                          Загибают мизинцы.

И такой воздушно – нежный                  Медленно раскрывают сжатые кулаки.

Распускается подснежник.

                                      Н. Нищева

9. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Шапку, шары, большую и маленькую буквы Шш.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква III — согласная.

Дети раскрашивают буквы.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить шапку и шары. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.

Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Шш. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз три вертикальных палочки, а потом слева направо внизу — горизонтальную палочку-основу. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Логопед собирает тетради, убирает со стола контейнер с карандашами.

10. Организация окончания занятия [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить,  чем они занимались на занятии, какие задания выполняли, что они узнали нового и интересного. Обязательно положительно оценивается   работа каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"

   Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком  [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  чтения и печатания  слогов, слов и предложений с ново...

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Зз"

Знакомство со звуками  [з] и [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                           Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...