Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Неткачева Елена Сергеевна

 

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

 

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ,  давать  их полную характеристику;
  • учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в слогах, словах;
  • учить определять место звука в слове;
  • учить звуко-слоговому  анализу слов;
  • учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём;
  • познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

 

  Коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие.


Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

 

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, изображение ели (2шт.), предметные картинки со звукам С, Сь, кассы, набор пуговиц для каждого ребенка.

 

 

 

Ход занятия.

 

1. Организационный момент.

Логопед: Какие бывают звуки?

                Какие звуки мы называем гласными, согласными?

 

2. Общее расслабление.

 

Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно —

Расслабление приятно.

 

3. Развитие мелкой моторики.

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять,

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

К нам зима пришла опять.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Любим забавы холодной поры:  

(Сжимать – разжимать пальцы в кулаки)

Весело мчимся с высокой горы,

Ходим на лыжах, на санках летим 

И в белоснежных коньках мы скользим,

(Загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Лепим все дружно снеговика.

(Хлопают  в ладоши)

Не уходила б зима никогда!

 

4. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

—      для челюсти: легкое постукивание зубами - губы разомкнуты;

—      для языка: «качели», «почистим нижние зубки»;

—      для губ: «улыбка – трубочка».

 

5. Развитие мимических мышц:

—      нахмурить брови;

—      втянуть щеки в рот.

 

6. Работа по развитию дыхания и голоса.

Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Голосовые упражнения.

Вьюга. По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

 

7. Объявление темы.

Логопед: Какой первый звук в этих словах: Снег, Снегурочка, Санки, Сосулька.

Дети: первый звук в этих словах  С.

Логопед: Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно произносить звук С. И познакомимся с буквой С.

 

8. Знакомство со звуком С.

Когда мы произносим звук С работают губы и язык:

  • губы улыбаются;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
  • по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
  • горлышко молчит.

Звук «С» - согласный (когда произносим этот звук  воздушная струя не проходить свободно, мешают  язык  и  зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой, свистящий.

У звука С есть маленький братец.  Кто его назовёт?  Какой он?

(звук Сь - мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета).

 

9. Развитие фонематического слуха.

Выставляется изображение двух елей.

Логопед: Ребята, давайте украсим одну ель картинками, в которых встречается звук С, а вторую ель украсим картинками со звуком Сь.

 

11. Физминутка.

 

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания -  руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания -  руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

 

10. Знакомство с буквой С.

 

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

 

На что похожа буква С?

 

Выкладывание буквы С из пуговиц.

 

11. Дифференциация звуков.

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Са-са-са – ся-ся-ся,

Со-со-со – сё-сё-сё,

Сэ-сэ-сэ – се-се-се,

Су-су-су – сю-сю-сю,

Сы-сы-сы – си-си-си.

 

 

12.Звуко-буквенный анализ слова СНЕГ.

Деление слова СНЕГ на слоги.  Сколько слогов? 

Работа в кассах:

Графическая схема слова СНЕГ

 

с

з

к

с

 

Какой первый звук?  Какой фишкой его обозначим?  Почему?

Напишем слово СНЕГ

Прочитайте это слово.


13. Составление предложений с заданным словом.

Слово -  Снегурочка.
Членение их на слова.

Запись графической схемы предложения.

 

14. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этих звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

  • уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ,  давать  их полную характеристику;
  • учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в слогах, словах;
  • учить определять место звука в слове;
  • учить звуко-слоговому  анализу слов;
  • учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём;
  • познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

  Коррекционно-развивающие:

  • автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах, предложениях;
  • развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие.


Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука, цветные фишки, изображение ели (2шт.), предметные картинки со звукам С, Сь, кассы, набор пуговиц для каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Какие бывают звуки?

                Какие звуки мы называем гласными, согласными?

2. Общее расслабление.

Дети сидят на стульчиках в свободной расслабленной позе.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно —

Расслабление приятно.

3. Развитие мелкой моторики.

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять,

(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

К нам зима пришла опять.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Любим забавы холодной поры:  

(Сжимать – разжимать пальцы в кулаки)

Весело мчимся с высокой горы,

Ходим на лыжах, на санках летим  

И в белоснежных коньках мы скользим,

(Загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Лепим все дружно снеговика.

(Хлопают  в ладоши)

Не уходила б зима никогда!

4. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

—        для челюсти: легкое постукивание зубами - губы разомкнуты;

—        для языка: «качели», «почистим нижние зубки»;

—        для губ: «улыбка – трубочка».

5. Развитие мимических мышц:

—        нахмурить брови;

—        втянуть щеки в рот.

6. Работа по развитию дыхания и голоса.

Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Голосовые упражнения.

Вьюга. По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

7. Объявление темы.

Логопед: Какой первый звук в этих словах: Снег, Снегурочка, Санки, Сосулька.

Дети: первый звук в этих словах  С.

Логопед: Правильно! Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно произносить звук С. И познакомимся с буквой С.

8. Знакомство со звуком С.

Когда мы произносим звук С работают губы и язык:

  • губы улыбаются;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
  • по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
  • горлышко молчит.

Звук «С» - согласный (когда произносим этот звук  воздушная струя не проходить свободно, мешают  язык  и  зубы) твердый (обозначаем фишкой синего цвета) глухой, свистящий.

У звука С есть маленький братец.  Кто его назовёт?  Какой он?

(звук Сь - мягкий согласный, глухой. На письме обозначается фишкой зелёного цвета).

9. Развитие фонематического слуха.

Выставляется изображение двух елей.

Логопед: Ребята, давайте украсим одну ель картинками, в которых встречается звук С, а вторую ель украсим картинками со звуком Сь.

11. Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)

Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)

Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)

Мы под ёлками сидим

И на белочек глядим. (Присели.)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания -  руки в стороны.)

Солнце светит в небесах. (Потягивания -  руки вверх.)

Скачет по полю лиса. (Прыжки.)

Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)

10. Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

На что похожа буква С?

Выкладывание буквы С из пуговиц.

11. Дифференциация звуков.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Са-са-са – ся-ся-ся,

Со-со-со – сё-сё-сё,

Сэ-сэ-сэ – се-се-се,

Су-су-су – сю-сю-сю,

Сы-сы-сы – си-си-си.

12.Звуко-буквенный анализ слова СНЕГ.

Деление слова СНЕГ на слоги.  Сколько слогов?  

Работа в кассах:

Графическая схема слова СНЕГ

 

с

з

к

с

Какой первый звук?  Какой фишкой его обозначим?  Почему?

Напишем слово СНЕГ

Прочитайте это слово.


13. Составление предложений с заданным словом.

Слово -  Снегурочка.
Членение их на слова.

Запись графической схемы предложения.

14. Итог занятия и оценка деятельности детей.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этих звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »

Данная   игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....